Публикации

Работа с сенсорно-графическими схемами как средство развития речевой сферы дошкольников

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В диалоге рождается содержание, которым не обладает в отдельности ни один из партнеров, оно рождается лишь во взаимодействии. В диалоге со сверстником в наибольшей степени приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности (часто ограниченные) и поэтому произвольно строить свое высказывание, используя контекстную речь. Диалог со сверстником — новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития. Здесь неуместны прямые указания, учебная мотивация, жесткая регламентация. И все-таки диалогу со сверстником, как показывают исследования, нужно учить. Учить диалогу, учить языковым играм, учить словесному творчеству. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. все эти проблемы у детей дошкольного возраста идущим в школу. Плохая дикция. Парадокс речевого воспитания в дошкольные годы. Для успешного усвоения программы в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Известно, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

- ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения; - нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции; - отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – это очень сложное дело. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объем зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. При развитии речи детей с ОНР, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использую в работе по развитию речи детей приемы мнемотехники. ​​​​Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Мы живём в информационный век, поэтому интерес к мнемотехнике возрастает. Ею интересуются политики, которым необходимо часто выступать с длинными речами, артисты театра и кино, профессиональные музыканты, представители самых разных профессий, чья деятельность связана с запоминанием большого объёма информации. ​​​ Сказка является благоприятным материалом для развития связной речи дошкольников. Особое место занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Большева - коллажем, Л.Н. Эфименкова - схемой составления рассказа. Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей. Основная часть занятия является составление описательных рассказов. В этом могут помочь мнемотаблицы (из книги «Учимся по сказке Т.В. Большевой) и схемы-модели (из книги «Веселые встречи» Л.Е. Белоусовой), способствующие лучшему запоминанию изучаемого материала. Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц. Если Т.В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Л.Е. Белоусова предлагает детям самим нарисовать символы в предложенную ею схему-модель. Схему-модель Л.Е. Белоусовой можно использовать со старшей группы. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Ребята способны придумать свои собственные мнемотаблицы, пользуясь известными их символами кодирования информации. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в логопедической группе широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий. Мнемотаблицы: - являются дидактическим материалом по развитию речи; -их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; - использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть. Мнемотехникаэто система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Суть техники на каждое слово или слово сочетание придумывается или подбирается рисунок- картинка таким образом весь текст зарисовывается схематично. По этим рисункам –схемам ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Работа в мнемотехнике строится по принципу от простого к сложному. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки, стихи…) четкими, связными и последовательными. ​​​​​Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы,(квадрат- картинка) так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы (происходит восприятие каринки): лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая. Структура работы рассматривание мнемокартинки и разбор того, что на ней изображено. Осуществляется перекодирование информации (_мнемодорожка 3-4 катринки), т. е. преобразование из символов в образы, например, домик, волк, медведь и в итоге – мнемотаблицею. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Использование мнемотехники работе с детьми. Для малышей: 1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов. 2. Преобразование символов в образы. 3. Пересказ при помощи символов. Старшим дошкольникам даётся усложнение: 1. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. 2. Таблица воспроизводится ребенком при ее показе ему. Методические требования к мнемотаблицам (при описании предмета):

- Лист бумаги (чаще используем формат А4), который разделён на квадраты (по количеству характерных признаков);

- Цвет: нарисованы цветовые пятна;

- Форма: изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме. - Величина: нарисованы два предмета контрастной величины. -Материалы: наклеены прямоугольники одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево» или наклеиваются кусочки ткани (шерсть, шёлк,ситец…). - Части предмета: (игрушек, одежды, посуды и др.) части предмета находятся на небольшом расстоянии друг от друга.

Алгоритм при разучивании стихотворений: 1. Выразительное чтение стихотворения взрослым. 2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть. 3. Вопросы по содержанию стихотворения: 4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме; 5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу; 6.Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Алгоритм при пересказе. 1. Чтение взрослым текста; 2. Рассматривание мнемотаблицы; 3. Ответы на вопросы по содержанию: 4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

Для того чтобы составить таблицу по рассказу, нужно: — Разделить текст на фрагменты (чем младше ребенок, тем короче). — Расчертить на листе бумаге квадраты по количеству фрагментов текста. — В каждом квадрате изобразить то, о чем говорится во фрагменте, или же то, что с этим ассоциируется. Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно нарисовать картинки для таблицы. При желании можно подписать в каждом квадрате текст, который нужно запомнить.

Как разучивать стихи с помощью мнемотаблицы? Нужно сказать ребенку, что сейчас вы будете вместе учить стих наизусть. После этого прочтите текст еще раз, но при этом обращайте внимание крохи на таблицу. Обсудите содержание стихотворения, его основную мысль. Выясните, все ли слова и картинки понятны ребенку, объясните их смысл. Читайте по строчке и попросите ребенка повторять за вами, опираясь на картинки. Затем ребенок может попробовать самостоятельно рассказать стихотворение, глядя на мнемотаблицу. Дети дошкольного возраста хоть и имеют довольно обширный словарный запас, зачастую испытывают трудности при составлении рассказов. Они легко отвлекаются, путаются, теряют логику мыслей. Мнемотаблицы помогают детям планировать рассказ и воспроизводить события сюжета в правильном порядке.

Мнемотехника помогает маленьким детям: - Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы; - Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;

- Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);

- Обогащает словарный запас; - Помогает развивать мышление; - Развивает фантазию;

- Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена. В этой технике используются наглядные пособия – таблицы. На занятиях по развитию речи педагоги часто используют мнемотехнику и предлагают деткам расшифровывать и запоминать изображения на таблицах. Таблицы могут иметь самых разный вид и тему.

Мнемотаблицы различают для: 1) стихов, загадок или сказок; 2) запоминания правил; 3) рассказов; 4) автоматизация звуков. Современные дети окружены массой информации, чаще всего, они не успевают усваивать ее, а поэтому испытывают проблему с ее воспроизведением. Дети дошкольники зачастую имеют немаленький словарный запас, но составляют только простые предложения, которые не могут собрать в полный логичный рассказ. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее. В ходе работы с мнемотаблицами закрепляем навыки различения и четкого произношения звуков в слогах, словах, фразах. Учим составлять самостоятельно предложения по картинкам. Записываем графически предложения, используя предлоги. Из фразы выделяем звуки л и ль, можно обозначить на схеме звук л-синим цветом, а звук ль- зеленым. Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка. Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:

- Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;

- Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);

- Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?».

Это надо будет прокомментировать ребенку. Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на цветных картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.

При этом у ребенка в голове происходят такие процессы:

- Рассмотрение картинок и понимание, что на них изображено;

- Перекодировка информации из визуальной в образную, сопоставление картинки с понятием;

- Составление рассказа по картинкам;

- Запоминание рассказа или стиха. Ребенок старшей группы садика может самостоятельно рисовать картинки для мнемотаблицы после того, как воспитатель разбил рассказ на ситуации и рассказал, что рисовать. Просто и интересно можно изобразить мнемотаблицу по временам года. Когда лучше начинать работать по мнемотаблицам с детьми? Лучше начинать работу с дерьми среднего дошкольного возраста 4 лет, когда у них уже сформирован начальный словарный запас. В этом возрасте можно учить детей правилам, ориентируясь на таблицы. Это могут быть алгоритмы одевания или умывания, также существуют мнемотаблицы по ПДД, чтобы ребенок быстрее усвоил правила дорожного движения. Как только малыш понял назначение мнемотаблиц, можно увеличивать число картинок, а также сложность задания. Можно составлять ребусы, загадки или мнемотаблицы по математике. В последнем случае, достаточно нарисовать цифру, а в другом квадрате картинку, изображающую данное число. В дальнейшем у ребенка откладывается в памяти соответствующая картинка, когда он видит цифру. Если вы не можете или нет времени рисовать мнемотаблицы, их можно легко найти в Интернете и скачать, а затем распечатать и заниматься с ребенком. На компьютере лучше не показывать, ребенок не будет воспринимать экран так же, как листок бумаги перед ним.

Запоминание по мнемотаблицам. Как уже было сказано, мнемотаблицы упрощают восприятие текста маленькими детьми. Особенно важно это для детей, у которых есть проблемы речи и слуха, им сложно концентрировать внимание на рассказе вслух. Учить стихи и рассказы по мнемотаблицам легко, а при рассказе можно подглядывать на картинки. Такая методика придает уверенности даже застенчивым детям, они учатся выступать на публике.

Рассказ может быть и о свойствах предметов, и о профессии, и о его друзьях, алгоритм одевания на прогулку, правила дежурства, правила поведения в различных центрах (экспериментирования, природы и т.д.), заучивании стихотворений.

По такому же алгоритму можно придумать рассказ обо всем, чем угодно. Ребенок сначала ответит на все вопросы по отдельности, а затем нужно попросить его рассказать об этом единым текстом, подглядывая в таблицу. Используя мнемотаблицы в своей работе у детей появлось желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни, расширился круг знаний об окружающем мире, активизировался словарный запас, дети преодолели робость, застенчивость, научились сво бодно держаться перед аудиторией.

Если вы попросите дошкольника рассказать какую-либо историю, вы увидите, что связный рассказ у него не получается. Ребенок быстро сбивается, переключает внимание на что-то и вообще часто не успевает закончить рассказ и куда-то убегает по делам. Попробуйте разобрать с ним рассказ и нарисовать его в мнемотаблицу. Ребенок научится выстраивать рассказ по сюжетной линии, привыкнет к тому, что у любой истории должно быть начало и логичный конец. Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление: заниматься по мнемотаблицам не обязательно в группах, это вполне можно делать и наедине с ребенком, дома. Если у родителей, бабушек и дедушек есть желание развить мышление ребенка, обогатить его речь и научить его правильно разговаривать в дошкольном возрасте, он пойдет в школу, имея хорошую подготовку, которая выделит его среди других одноклассников. Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы- модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о мире и уделять время для занятий.