Публикации

Коррекционное образование - основной ресурс социализации детей с ОВЗ

Знаменитые психологи П.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности.

В процессе социализации актуализируется опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.

Основная проблема социализации - это отклонения от нормального становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности».

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего, необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными способностями. Специфика работы с этими детьми характеризуется тем, что дети школ VIII вида могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития, то есть сферой специального образования.

Под специальным образованием мы понимаем обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями развития и здоровья, направленное на их наиболее полную социализацию и интеграцию в общество, на достижение максимально возможного уровня образования с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

В течении нескольких лет я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Развитие способностей у обучающихся с интеллектуальным недостатком является одним из необходимых условий для успешной их социализации в обществе.

Вот те конкретные задачи, которые я ставлю перед собой:

-развивать речь;

- развивать сообразительность;

- включать детей в разнообразную деятельность;

- активизировать умственную деятельность.

Поэтому при составлении плана урока продумываю формы и методы работы с такими детьми. Самой известной и самой распространённой социальной формой является фронтальное обучение. Различают две формы деятельности в этой социальной среде: сообщение учителя, вопросноразвивающее обучение. Обе нуждаются в продуманном планировании и чётком проведении. На своих уроках я использую данную форму при обобщении, повторении материала, при актуализации знаний для изучения нового материала.

Следующим видом социального взаимодействия является индивидуальная работа. В индивидуальной работе учащийся учится один: я выступаю в роли помощника при решении возникающих проблем. Очень важно создать условия, чтобы ученик смог принять мою помощь, то есть войти с ним в социальное общение. К формам одиночной работы относится прямое индивидуальное обучение, когда учитель даёт задание конкретному ученику. Например, Шершул Игорь, Амелин Антон не могут работать со всеми вместе, поэтому я даю им работу по карточке, заранее подготовлен текст с пропущенными по теме словами. Им нужно вставить верные выражения. Или Ларин Дима справляется с заданием очень быстро и у него пропадает интерес к уроку. Я готовлю ему по пройденной теме кроссворд. Эта работа повышает его самооценку и активизирует его умственную деятельность. И косвенное индивидуальное обучение, когда учитель даёт задание группе учащихся, каждый из которых выполняет свою часть индивидуально, затем результаты сообщаются в группе. Так, при изучении темы «Значение органов чувств» для того, чтобы понять, что все органы чувств работают согласованно, мною было предложено группе учащихся с закрытыми глазами и на ощупь определить: одному ученику – какой предмет ему вложен в руку, другому с закрытыми глазами, не прикасаясь руками, определить по запаху, что находится перед ним. Затем объединить полученные сведения и назвать этот предмет.

Эта форма особым образом соответствует задачам индивидуального процесса обучения. Для реализации этих социальных форм необходимо чёткое знание различных видов нарушений интеллекта и областей, в которых оно выявлено, что даёт достаточную картину. Сюда относятся наблюдения за процессом обучения, беседы по теме, анализ ошибок, педагогическое тестирование – всё это способствует адекватной организации индивидуальной работы, учитывающей индивидуальные возможности учащегося. Индивидуальная работа должна соответствовать состоянию его развития на данный момент и вести к дальнейшему становлению личности.

В своей работе я также использую групповую форму обучения. При групповой работе процесс осуществляется «в группе и с группой», то есть не под прямым руководством учителя. Здесь предусмотрены две формы организации:

I форма – все группы работают над одной и той же темой и выполняют одинаковую работу, например, 3 группы выполняют аналогичное задание (разные по степени сложности), в каждой группе – хорошо успевающий учащийся, который должен показать и научить менее успевающих. Каждый имеет право высказать своё мнение. В результате приходят к единому мнению.

II форма – проведено разделение труда и все группы выполняют разные задания, которые в сумме составляют целостное содержание, например, когда одна группа работает по вопросам, вторая – по карточкам (сделай по образцу), третья – по предложенному тексту составляет план ответа и делает рисунок. В результате активизировали нужные знания.

Преимущества такой формы обучения состоят в активизации учащихся и их самостоятельной деятельности, в воспитании у них готовности к сотрудничеству и социальной ответственности (дети не хотят подводить своих товарищей).

Такая форма обучения обладает большим развивающим эффектом.

Групповая форма обучения предъявляет довольно высокие требования к способностям учащихся и учителя. Опыт показал, что

- успешному групповому обучению, направленному самими учащимися, должны предшествовать целенаправленные учебные процессы передачи необходимых социальных и коммуникативных компетенций;

- не всякая групповая работа может протекать гармонично;

- групповое обучение не всегда и не в равной мере оказывает благоприятное воздействие на всех учащихся, некоторые дети могут не вписаться в другие группы;

- групповая работа требует относительно больших затрат времени и сил для подготовки.

Эта форма обучения в большей мере подходит для работы с детьми с ОВ: группа выступает важным социальным учебным звеном, работа в ней – важный специфический метод для таких учащихся.

Процессы группового обучения дают трудным детям больше возможностей для разгрузки, втягивания в деятельность и через взаимный контроль приучают к объективности. Для того, чтобы передать учащимся необходимые социальные и коммуникативные навыки, следует, с одной стороны, целенаправленно придерживаться определённых требований; с другой – закреплять эти навыки именно в групповых процессах.

Партнёрская работа – так же, как и групповая, представляет собой самостоятельную форму, которая может значительно повысить эффективность обучения. Она благоприятно, хотя и не так комплексно, сказывается на развитии социальных процессов; так же партнёрская работа влияет и на успеваемость учащихся.

Партнёрская работа особенно подходит для выполнения трудных заданий. Различные уровни компетенции партнёров оказывают скорее положительное, чем отрицательное влияние. Формируя постоянные пары, можно развивать и использовать в работе систему наставничества.

Партнёрская работа заметно усиливает стремление и готовность учащихся к сотрудничеству, (сначала со сверстником – сотрудничество в тесном социуме). Это служит весомым аргументом в пользу введения такой формы работы в обучении детей с нарушениями в поведении.

Но наиболее продуктивным представляется одновременное создание различных группировок, комбинирование различных социальных форм: одни учащиеся могут работать в группе, другие, которым легче даётся учёба, - с партнёром. Одним труднее индивидуальное взаимодействие с учителем.

Эти варианты обеспечивают возможность гибко использовать социальные формы в обучении. Таким образом повышение качества знаний детей с ограниченными возможностями здоровья может быть достигнуто, в первую очередь, за счёт наиболее полной их социализации, под которой понимается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.

Вышеперечисленные виды работы помогают детям научиться слышать и слушать других, а не только себя. Учат взаимовыручке, умению принимать помощь и давать её другим, что облегчит их адаптацию в современном социуме.

Большинство уроков в коррекционной школе строится на основе проблемно-диалогической технологии, применение которой способствует развитию у учащихся стремления к самостоятельному открытию новых знаний, развитию творческих способностей, формированию коммуникативных умений, необходимых каждому ребенку для того, чтобы он мог успешно проявить себя в современной действительности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. – М. : ЦСП РАО, 1995.

2. Гордеева, А. В. Реабилитационная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. М.,2005.

3. Интегративные тенденции современного специального образования под ред. Н. Н. Малофеева. М. : Полиграф сервис., 2003.

4. Малеванов, Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья : дис. . канд. пед. наук. М.,2007.

5. Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М. : ВЛАДОС,2006.