Статья «Формирование штриховой техники начинающего скрипача»
Ионова Анна Вячеславовна,
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Зареченская детская школа искусств» (МБУДО «ЗДШИ») г. Тула,
преподаватель по классу скрипки, концертмейстер
В статье рассматривается проблема формирования штриховой техники на начальном этапе обучения. Разбирается понятие «техника правой руки». Отмечается необходимость работы над штрихами исходя из художественной цели.
Ключевые слова: музыкальное искусство, музыкальное образование, техника правой руки, штрих.
Музыкальное искусство оказывает большое воздействие на культурное развитие социума. Инструментальное исполнительство занимает важное место в жанровой структуре музыкального искусства. В семье музыкальных инструментов достойно представлена скрипка.
В настоящее время выявлены особенности формирования штриховой техники начинающего скрипача. Среди них: учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, разнообразие репертуара, воспитание интереса к занятиям у учащихся младшего школьного возраста, развитие музыкально-слуховой и ритмической сторон способностей ученика в теснейшей связи с работой над специальными техническими приемами формирования двигательных навыков, штриховой техники.
Выделенные особенности позволили признать, что младший школьный возраст является оптимальным для формирования штриховой техники начинающего скрипача.
Современные требования к качеству подготовки музыкантов-исполнителей нацеливают педагогов пересматривать сложившуюся методику инструментальной подготовки музыкантов-исполнителей, заниматься поиском новых, более эффективных средств развития исполнительского мастерства, глубинных резервов музыкального творчества.
Работа над штриховой техникой начинается с усвоения навыков рациональной постановки правой руки. Слово «рациональность» (от латинского ratio-разум) означает разумность, осмысленность, целесообразность. Применительно к скрипичной постановке, это означает осмысление процесса действия рук на инструменте, гармоничное приспособление рук и корпуса играющего для достижения наиболее совершенного звучания инструмента, осуществления художественно-выразительных задач.
В понятие «техника правой руки» входят следующие вопросы:
·звукоизвлечение;
·распределение смычка;
·несколько видов перехода смычка со струны на струну;
·множество различных видов штрихов: прилегающих, отрывистых, прыгающих, комбинированных и т.д.;
·владение такими средствами художественной выразительности как акценты, динамические оттенки и пр.
Изучение штриховых приемов необходимо осуществлять в определенной последовательности: от постижения основных штриховых движений к более сложным. Это предполагает преодоление у учащихся врожденных хватательных рефлексов, освобождение мышц от излишнего напряжения, естественное положение пальцев на трости, выработка свободного владения всеми суставами правой руки. Скорость освоения различных штрихов весьма индивидуальна и зависит от способностей ученика (при этом способность к исполнению сложнейших штрихов, может не сочетаться с общей музыкальной одаренностью).
В процессе выполнения штриховых движений работа мышц должна быть наиболее экономичной. При этом не только между штрихами, но и внутри одного штрихового движения мышцы могут получить время на отдых. Усталость мышц и их «переигрывание» получаются именно из-за переутомления их не столько часами занятий, сколько физиологически неправильным режимом, отсутствием необходимого отдыха.
В процессе работы над штрихами следует прежде всего исходить именно из художественной цели, для воплощения которой необходимо выработать какой-либо штрих. Художественная цель должна быть ясно, в доступной для возраста учащегося форме поставлена перед ним, большое значение имеет наличие внутреннего слышания того звукового результата, которого следует достичь.
Однако работа над штрихами должна несколько опережать их использование в художественных произведениях, где штрих желательно применять устоявшийся, отшлифованный и работать над ним уже в свете конкретно художественных задач данного произведения.
Список использованной литературы
1.Асафьев Б.В. Музыкальная форма, как процесс. Кн. 2. Интонация. Л.: 1971. – 230 с.
2.Ауэр Л.С. Моя школа игры на скрипке. М.: Музыка, 1965. – 215 с.
3.Баринская А.И. Начальное обучение скрипача. М.: Музыка, 2007. – 103 с.
4.Берлянчик М.М. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. М.: Классика-XXI, 2006. – 205 с.
5.Бычков В.Д. Типичные недостатки рук начинающих скрипачей. М.: Музыка,1970. – 152 с.
6.Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. М.: Классика-XXI, 2006. – 255 с.
7.Григорян А.Г. Начальная школа игры на скрипке. М.: Советский композитор, 1986. – 137 с.
8.Кузнецова С.В. Искусство скрипичных смен. М.: Музыка, 1971. – 174 с.
9.Кюхлер Ф. Техника правой руки скрипача. Киев: Музыкальная Украина, 1974. – 74 с.
10.Лесман И.А. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М.: Музыка, 1964. – 140 с.
11.Либерман М.Б., Берлянчик М.М. Культура звука скрипача. М.: Музыка, 1985. – 160 с.
12.Мищенко Г.М. Методика обучения игре на скрипке. СПб.: Реноме, 2009. – 272 с.
13.Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. С.Р. Степанова. М.: Советская энциклопедия, 1990. – 671 с.
14.Погожева Т.А. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М.: Музыка, 1966. –206 с.
15.Флеш К. Искусство игры на скрипке. М.: Музыка, 1964. – 179 с.
16.Фортунатов К.А. Юный скрипач (I выпуск). М.: Советский композитор, 1988. – 112 с.
17.Шальман С. М. Я буду скрипачом (33 беседы с юным музыкантом). Л.: Советский Композитор, 1984. – 152 с.
18.Ширинский А.В. Штриховая техника скрипача. М.: Музыка, 1983. – 83 с.
19.Якубовская В.А. Вверх по ступенькам. Л.: Музыка, 1974. – 22 с.
20.Ямпольский А. К вопросам скрипичной техники: Штрихи / В кн. Проблемы муз педагогики. М.: Музыка, 1981. – 68 с.
21.Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. М.: Музыка, 1983. – 309 с.
22.Янкелевич Ю.И. О первоначальной постановке скрипача. М.: Музыка, 1968. – 325 с.
Ионова Анна Вячеславовна,
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Зареченская детская школа искусств» (МБУДО «ЗДШИ») г. Тула,
преподаватель по классу скрипки, концертмейстер
В статье рассматривается проблема формирования штриховой техники на начальном этапе обучения. Разбирается понятие «техника правой руки». Отмечается необходимость работы над штрихами исходя из художественной цели.
Ключевые слова: музыкальное искусство, музыкальное образование, техника правой руки, штрих.
Музыкальное искусство оказывает большое воздействие на культурное развитие социума. Инструментальное исполнительство занимает важное место в жанровой структуре музыкального искусства. В семье музыкальных инструментов достойно представлена скрипка.
В настоящее время выявлены особенности формирования штриховой техники начинающего скрипача. Среди них: учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, разнообразие репертуара, воспитание интереса к занятиям у учащихся младшего школьного возраста, развитие музыкально-слуховой и ритмической сторон способностей ученика в теснейшей связи с работой над специальными техническими приемами формирования двигательных навыков, штриховой техники.
Выделенные особенности позволили признать, что младший школьный возраст является оптимальным для формирования штриховой техники начинающего скрипача.
Современные требования к качеству подготовки музыкантов-исполнителей нацеливают педагогов пересматривать сложившуюся методику инструментальной подготовки музыкантов-исполнителей, заниматься поиском новых, более эффективных средств развития исполнительского мастерства, глубинных резервов музыкального творчества.
Работа над штриховой техникой начинается с усвоения навыков рациональной постановки правой руки. Слово «рациональность» (от латинского ratio-разум) означает разумность, осмысленность, целесообразность. Применительно к скрипичной постановке, это означает осмысление процесса действия рук на инструменте, гармоничное приспособление рук и корпуса играющего для достижения наиболее совершенного звучания инструмента, осуществления художественно-выразительных задач.
В понятие «техника правой руки» входят следующие вопросы:
·звукоизвлечение;
·распределение смычка;
·несколько видов перехода смычка со струны на струну;
·множество различных видов штрихов: прилегающих, отрывистых, прыгающих, комбинированных и т.д.;
·владение такими средствами художественной выразительности как акценты, динамические оттенки и пр.
Изучение штриховых приемов необходимо осуществлять в определенной последовательности: от постижения основных штриховых движений к более сложным. Это предполагает преодоление у учащихся врожденных хватательных рефлексов, освобождение мышц от излишнего напряжения, естественное положение пальцев на трости, выработка свободного владения всеми суставами правой руки. Скорость освоения различных штрихов весьма индивидуальна и зависит от способностей ученика (при этом способность к исполнению сложнейших штрихов, может не сочетаться с общей музыкальной одаренностью).
В процессе выполнения штриховых движений работа мышц должна быть наиболее экономичной. При этом не только между штрихами, но и внутри одного штрихового движения мышцы могут получить время на отдых. Усталость мышц и их «переигрывание» получаются именно из-за переутомления их не столько часами занятий, сколько физиологически неправильным режимом, отсутствием необходимого отдыха.
В процессе работы над штрихами следует прежде всего исходить именно из художественной цели, для воплощения которой необходимо выработать какой-либо штрих. Художественная цель должна быть ясно, в доступной для возраста учащегося форме поставлена перед ним, большое значение имеет наличие внутреннего слышания того звукового результата, которого следует достичь.
Однако работа над штрихами должна несколько опережать их использование в художественных произведениях, где штрих желательно применять устоявшийся, отшлифованный и работать над ним уже в свете конкретно художественных задач данного произведения.
Список использованной литературы
1.Асафьев Б.В. Музыкальная форма, как процесс. Кн. 2. Интонация. Л.: 1971. – 230 с.
2.Ауэр Л.С. Моя школа игры на скрипке. М.: Музыка, 1965. – 215 с.
3.Баринская А.И. Начальное обучение скрипача. М.: Музыка, 2007. – 103 с.
4.Берлянчик М.М. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. М.: Классика-XXI, 2006. – 205 с.
5.Бычков В.Д. Типичные недостатки рук начинающих скрипачей. М.: Музыка,1970. – 152 с.
6.Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. М.: Классика-XXI, 2006. – 255 с.
7.Григорян А.Г. Начальная школа игры на скрипке. М.: Советский композитор, 1986. – 137 с.
8.Кузнецова С.В. Искусство скрипичных смен. М.: Музыка, 1971. – 174 с.
9.Кюхлер Ф. Техника правой руки скрипача. Киев: Музыкальная Украина, 1974. – 74 с.
10.Лесман И.А. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М.: Музыка, 1964. – 140 с.
11.Либерман М.Б., Берлянчик М.М. Культура звука скрипача. М.: Музыка, 1985. – 160 с.
12.Мищенко Г.М. Методика обучения игре на скрипке. СПб.: Реноме, 2009. – 272 с.
13.Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. С.Р. Степанова. М.: Советская энциклопедия, 1990. – 671 с.
14.Погожева Т.А. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М.: Музыка, 1966. –206 с.
15.Флеш К. Искусство игры на скрипке. М.: Музыка, 1964. – 179 с.
16.Фортунатов К.А. Юный скрипач (I выпуск). М.: Советский композитор, 1988. – 112 с.
17.Шальман С. М. Я буду скрипачом (33 беседы с юным музыкантом). Л.: Советский Композитор, 1984. – 152 с.
18.Ширинский А.В. Штриховая техника скрипача. М.: Музыка, 1983. – 83 с.
19.Якубовская В.А. Вверх по ступенькам. Л.: Музыка, 1974. – 22 с.
20.Ямпольский А. К вопросам скрипичной техники: Штрихи / В кн. Проблемы муз педагогики. М.: Музыка, 1981. – 68 с.
21.Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. М.: Музыка, 1983. – 309 с.
22.Янкелевич Ю.И. О первоначальной постановке скрипача. М.: Музыка, 1968. – 325 с.