Публикации

Формирование штриховой техники начинающего скрипача

Статья «Формирование штриховой техники начинающего скрипача»

Ионова Анна Вячеславовна,

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Зареченская детская школа искусств» (МБУДО «ЗДШИ») г. Тула,

преподаватель по классу скрипки, концертмейстер

В статье рассматривается проблема формирования штриховой техники на начальном этапе обучения. Разбирается понятие «техника правой руки». Отмечается необходимость работы над штрихами исходя из художественной цели.

Ключевые слова: музыкальное искусство, музыкальное образование, техника правой руки, штрих.

Музыкальное искусство оказывает большое воздействие на культурное развитие социума. Инструментальное исполнительство занимает важное место в жанровой структуре музыкального искусства. В семье музыкальных инструментов достойно представлена скрипка.

В настоящее время выявлены особенности формирования штриховой техники начинающего скрипача. Среди них: учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, разнообразие репертуара, воспитание интереса к занятиям у учащихся младшего школьного возраста, развитие музыкально-слуховой и ритмической сторон способностей ученика в теснейшей связи с работой над специальными техническими приемами формирования двигательных навыков, штриховой техники.

Выделенные особенности позволили признать, что младший школьный возраст является оптимальным для формирования штриховой техники начинающего скрипача.

Современные требования к качеству подготовки музыкантов-исполнителей нацеливают педагогов пересматривать сложившуюся методику инструментальной подготовки музыкантов-исполнителей, заниматься поиском новых, более эффективных средств развития исполнительского мастерства, глубинных резервов музыкального творчества.

Работа над штриховой техникой начинается с усвоения навыков рациональной постановки правой руки. Слово «рациональность» (от латинского ratio-разум) означает разумность, осмысленность, целесообразность. Применительно к скрипичной постановке, это означает осмысление процесса действия рук на инструменте, гармоничное приспособление рук и корпуса играющего для достижения наиболее совершенного звучания инструмента, осуществления художественно-выразительных задач.

В понятие «техника правой руки» входят следующие вопросы:

·звукоизвлечение;

·распределение смычка;

·несколько видов перехода смычка со струны на струну;

·множество различных видов штрихов: прилегающих, отрывистых, прыгающих, комбинированных и т.д.;

·владение такими средствами художественной выразительности как акценты, динамические оттенки и пр.

Изучение штриховых приемов необходимо осуществлять в определенной последовательности: от постижения основных штриховых движений к более сложным. Это предполагает преодоление у учащихся врожденных хватательных рефлексов, освобождение мышц от излишнего напряжения, естественное положение пальцев на трости, выработка свободного владения всеми суставами правой руки. Скорость освоения различных штрихов весьма индивидуальна и зависит от способностей ученика (при этом способность к исполнению сложнейших штрихов, может не сочетаться с общей музыкальной одаренностью).

В процессе выполнения штриховых движений работа мышц должна быть наиболее экономичной. При этом не только между штрихами, но и внутри одного штрихового движения мышцы могут получить время на отдых. Усталость мышц и их «переигрывание» получаются именно из-за переутомления их не столько часами занятий, сколько физиологически неправильным режимом, отсутствием необходимого отдыха.

В процессе работы над штрихами следует прежде всего исходить именно из художественной цели, для воплощения которой необходимо выработать какой-либо штрих. Художественная цель должна быть ясно, в доступной для возраста учащегося форме поставлена перед ним, большое значение имеет наличие внутреннего слышания того звукового результата, которого следует достичь.

Однако работа над штрихами должна несколько опережать их использование в художественных произведениях, где штрих желательно применять устоявшийся, отшлифованный и работать над ним уже в свете конкретно художественных задач данного произведения.

Список использованной литературы

1.Асафьев Б.В. Музыкальная форма, как процесс. Кн. 2. Интонация. Л.: 1971. – 230 с.

2.Ауэр Л.С. Моя школа игры на скрипке. М.: Музыка, 1965. – 215 с.

3.Баринская А.И. Начальное обучение скрипача. М.: Музыка, 2007. – 103 с.

4.Берлянчик М.М. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. М.: Классика-XXI, 2006. – 205 с.

5.Бычков В.Д. Типичные недостатки рук начинающих скрипачей. М.: Музыка,1970. – 152 с.

6.Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. М.: Классика-XXI, 2006. – 255 с.

7.Григорян А.Г. Начальная школа игры на скрипке. М.: Советский композитор, 1986. – 137 с.

8.Кузнецова С.В. Искусство скрипичных смен. М.: Музыка, 1971. – 174 с.

9.Кюхлер Ф. Техника правой руки скрипача. Киев: Музыкальная Украина, 1974. – 74 с.

10.Лесман И.А. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М.: Музыка, 1964. – 140 с.

11.Либерман М.Б., Берлянчик М.М. Культура звука скрипача. М.: Музыка, 1985. – 160 с.

12.Мищенко Г.М. Методика обучения игре на скрипке. СПб.: Реноме, 2009. – 272 с.

13.Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. С.Р. Степанова. М.: Советская энциклопедия, 1990. – 671 с.

14.Погожева Т.А. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М.: Музыка, 1966. –206 с.

15.Флеш К. Искусство игры на скрипке. М.: Музыка, 1964. – 179 с.

16.Фортунатов К.А. Юный скрипач (I выпуск). М.: Советский композитор, 1988. – 112 с.

17.Шальман С. М. Я буду скрипачом (33 беседы с юным музыкантом). Л.: Советский Композитор, 1984. – 152 с.

18.Ширинский А.В. Штриховая техника скрипача. М.: Музыка, 1983. – 83 с.

19.Якубовская В.А. Вверх по ступенькам. Л.: Музыка, 1974. – 22 с.

20.Ямпольский А. К вопросам скрипичной техники: Штрихи / В кн. Проблемы муз педагогики. М.: Музыка, 1981. – 68 с.

21.Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. М.: Музыка, 1983. – 309 с.

22.Янкелевич Ю.И. О первоначальной постановке скрипача. М.: Музыка, 1968. – 325 с.