Публикации

Технологическая карта открытого урока математики в 4 классе по теме "Измерение площади фигур с помощью палетки"

Технологическая карта урока

учителя начальных классов МОУ Лесная СОШ

Предмет: математика 4 класс

Тема:"Измерение площади фигуры. Палетка".

Цель: Познакомить детей со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки, работать с геометрическими фигурами.

Планируемые результаты:

Регулятивные: Определять тему урока, ставить цель. Выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать пути исправления. Осуществлять итоговый контроль.

Познавательные: Анализировать объекты. Проводить сравнения. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Строить рассуждения на анализе. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы. Использование знаково-символических средств. Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные: Использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем. Осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Формировать собственное мнение в высказываниях. Развивать умение слушать и понимать других. Развивать умение задавать вопросы. Формировать конструктивные способы взаимодействия в парах и группах.

Личностные: Развивать мотивацию к учёбе. Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать её значение. Развивать способность к самооценке. Развивать самостоятельность. Воспитывать любовь к Родине и бережное отношение к водным богатствам страны.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация.

Дидактические материалы к учебному занятию: карточки с прямоугольниками и криволинейными фигурами, контуры озёр, инструкция по выполнению заданий и алгоритмом работы с палеткой, палетка.

Тема:"Измерение площади фигуры. Палетка".

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

Приветствие обучающихся. Проверка готовности класса к уроку.

Настраивает на учебную деятельность.

Учитель:

- девиз нашего урока: «Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь»

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. Готовят рабочее место к уроку.

К-планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л-понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к предмету.

2.Актуализация знаний

1. Ребята, прочитайте числа, записанные на доске:

4400 3530 3650 2824 3487 4248

- запишите их в порядке уменьшения

- представьте эти числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Это не просто числа, а величины. Обозначают они длины самых крупных рек России. Вспомним их и ещё немного поработаем с этими числами.

В чём измеряется длина реки?

-Какая самая длинная река РФ? (Лена, 4400)-Сколько всего сотен в этом числе?

-Какой самый длинный приток в мире? (Иртыш,4248)-Сколько всего десятков в этом числе?

-В какую реку впадает Иртыш? (Обь, 3650)-Назовите соседей этого числа?

-Самая крупная река в Европе (Волга, 3530) -Единицы каких разрядов совпадают в этом числе?

-Эта река условно делит территорию России пополам (Енисей,3487)-Сколько единиц второго класса в этом числе?

-Река, протекающая на границе России с Китаем? (Амур, 2824)-Сколько всего единиц в этом числе?

-А какие ещё единицы длины вы знаете?Км, м, дм, см, мм.

А что измеряется такими единицами измерения? (2км, 2м, 2дм, 2см, 2мм)

2. – Что такое площадь?

-По какой формуле мы находим площадь пр-ка и квадрата?

Работа в парах

- возьмите карточки, найдите и запишите площадь геометрической фигуры.

Проверка:

1 ряд – 12 2см, 2 ряд – 18 2см,

3 ряд – 36 2см

- А теперь найдите площадь нарисованной фигуры на обратной стороне карточки.

- Можем ли мы её найти по этим формулам? Почему? (фигура неправильной формы)

Записывают:

4400 4248 3650 3530 3489 2824 Раскладывают на разрядные единицы

Отвечают на вопросы и выполняют задания:

Площадь- это величина, измеряющая размер поверхности фигуры.

Чтобы найти площадь квадрата или прямоугольника, нужно длину умножить на ширину.

S=a*b

S=a*a

П-владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, логическими действиями. базовыми, предметными понятиями.

Самостоятельно находят необходимую информацию.

Р-принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; самостоятельно планируют и контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью. Находят способы решения учебной задачи.

3.Определение темы урока.

Целеполагание.

Какую тему определим нашего урока?

Какие цели поставим?

Ответы обучающихся.

Определение темы и цели урока.

П- самостоятельно формулируют тему, цели и задачи урока; самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления.

Р-принимают и сохраняют учебные задачи; контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью; находят способы решения учебной задачи.

К- применять изученные правила общения.

4.Знакомство с новой темой.

Включить презентацию про палетку.

(2 слайд)

Сегодня на уроке вы научитесь выполнять приближенное вычисление площади любой плоской фигуры и познакомитесь с приспособлением для этого.

(3 слайд)

- В повседневной жизни людям часто приходится находить площадь той или иной поверхности. (Площадь пола в комнате, окна, поля, садового участка, грядки)

(4 слайд)

-А как измерить площадь лужи?

(5 слайд)

Существует способ нахождения площади фигур неправильной формы с помощью палетки – прозрачной плёнки с нанесенными на неё квадратными сантиметрами.

Ответы обучающихся. Рассуждения, выводы.

П-владеют способами выполнения заданий поискового характера; логическими действиями; базовыми предметными понятиями.

Р-принимают и сохраняют учебную задачу

К-проявляют готовность слушать.

5.Работа по теме.

1. Учитель комментирует.

(6 слайд)

- Попробуем найти площадь этой фигуры. Как она называется?

(7 слайд)

- Желательно совместить хотя бы одну сторону с линией разлиновки палетки. У нас совпали две стороны, а верхние и нижние углы фигуры совпали с уголками клеток палетки.

(8 слайд)

-Сначала считаем сколько полных квадратных сантиметров входит в эту фигуру. (40)

-Теперь считаем все оставшиеся кусочки. (12)

(9 слайд)

-Каждые 2 таких кусочка принято считать за один квадратик. Поэтому количество таких кусочков надо разделить на 2. Далее частное 12 и 2 прибавляем к 40. Получилось 46 2см. Это примерная площадь шестиугольника.

(10 слайд)

- Теперь найдём площадь вот такой криволинейной фигуры. (Учитель объясняет)

2. Напишем формулу, по которой будем находить площадь фигуры с помощью палетки.

S=m+n:2 (где m-число полных клеток; n-неполные клетки, если число – n нечетно, то увеличить его на 1)

3. Совместная работа.

(11 слайд)

-Вместе найдём площадь данного треугольника

(12 слайд)

ПРОВЕРКА

(13 слайд)

Алгоритм вычисления площади с помощью палетки

(14 слайд)

-С помощью палетки и плана местности можно найти площадь города, участка земли, озера и даже страны.

Выключить презентацию.

Слушают.

Проговаривают алгоритм.

П-проводят анализ; осуществляют измерение, вычисление; рассуждают, доказывают.

Р-осуществляют контроль; оценку, волевую саморегуляцию, в ситуации затруднения.

К-планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

6.Первичное закрепление

- А теперь попробуйте самостоятельно найти площадь нарисованной фигуры с помощью палетки.

Дети по формуле находят площадь.

Проверяют ответы.

Давайте проверим, как вы справились с заданием. Опрос учащихся. (39,40)



Работа по индивидуальным карточкам.

Ответы обучающихся. Рассуждения, выводы.

П-владеют способами выполнения заданий, логическими действиями. базовыми, предметными понятиями.

К-применяют изученные правила общения, работающих в паре, обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга..

Физкультминутка

- Вы наверное устали?

Повторяйте движения под музыку «Мы пойдем налево…»

Выполняют движения.

Р-принимают и сохраняют учебную задачу.

К-проявляют готовность слушать.

Л-имеют установку на здоровый образ жизни.

7.Практическая деятельность.

А что напоминают вам эти изображения?

Узнайте по контуру крупные озёра нашей страны

(Каспийское море-озеро – 371000 2км; озеро Байкал – 31722 2км; Ладожское озеро – 17870 2км;Онежское озеро – 9720 2км; озеро Таймыр – 4560 2км

-Кроме крупных рек, которые мы с вами вспомнили сегодня, в России ест тысячи озер. Попробуем найти площадь некоторых из них в уменьшенном виде.(Работа в группах)

-если трудно работать с палеткой, найдите площадьс помощью мерок с другой стороны фигуры.

Находят самостоятельно площадь при помощи палетки.

П-ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного; принимают и сохраняют учебные задачи; контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью; находят способы решения учебной задачи.

К-планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

8. Рефлексия. Комментирование оценок.

Вы сегодня хорошо потрудились, давайте оценим вашу работу.

Оцените себя и свою работу на уроке.

На полях в тетради нарисуйте шкалу и поставьте себя на определенный уровень

- Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось?

- А что ещё вспомнили из материала по окружающему миру?

- как нужно относиться к водным богатствам нашей Родины?

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу на уроке по шкале.

П-ориентируются в своей системе знаний, принимают и сохраняют учебные задачи.

Р-оценивают собственную деятельность на уроке.

Л-проявляют интерес к предмету.

10.Домашнее задание

С.43. № 191, №192.

Задают уточняющие вопросы.

Р-принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств. для ее выполнения.