Технологическая карта урока
учителя начальных классов МОУ Лесная СОШ
Предмет: математика 4 класс
Тема:"Измерение площади фигуры. Палетка".
Цель: Познакомить детей со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки, работать с геометрическими фигурами.
Планируемые результаты:
Регулятивные: Определять тему урока, ставить цель. Выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать пути исправления. Осуществлять итоговый контроль.
Познавательные: Анализировать объекты. Проводить сравнения. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Строить рассуждения на анализе. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы. Использование знаково-символических средств. Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Коммуникативные: Использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем. Осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Формировать собственное мнение в высказываниях. Развивать умение слушать и понимать других. Развивать умение задавать вопросы. Формировать конструктивные способы взаимодействия в парах и группах.
Личностные: Развивать мотивацию к учёбе. Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать её значение. Развивать способность к самооценке. Развивать самостоятельность. Воспитывать любовь к Родине и бережное отношение к водным богатствам страны.
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация.
Дидактические материалы к учебному занятию: карточки с прямоугольниками и криволинейными фигурами, контуры озёр, инструкция по выполнению заданий и алгоритмом работы с палеткой, палетка.
Тема:"Измерение площади фигуры. Палетка".
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).
Приветствие обучающихся. Проверка готовности класса к уроку.
Настраивает на учебную деятельность.
Учитель:
- девиз нашего урока: «Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь»
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. Готовят рабочее место к уроку.
К-планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Л-понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к предмету.
2.Актуализация знаний
1. Ребята, прочитайте числа, записанные на доске:
4400 3530 3650 2824 3487 4248
- запишите их в порядке уменьшения
- представьте эти числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Это не просто числа, а величины. Обозначают они длины самых крупных рек России. Вспомним их и ещё немного поработаем с этими числами.
В чём измеряется длина реки?
-Какая самая длинная река РФ? (Лена, 4400)-Сколько всего сотен в этом числе?
-Какой самый длинный приток в мире? (Иртыш,4248)-Сколько всего десятков в этом числе?
-В какую реку впадает Иртыш? (Обь, 3650)-Назовите соседей этого числа?
-Самая крупная река в Европе (Волга, 3530) -Единицы каких разрядов совпадают в этом числе?
-Эта река условно делит территорию России пополам (Енисей,3487)-Сколько единиц второго класса в этом числе?
-Река, протекающая на границе России с Китаем? (Амур, 2824)-Сколько всего единиц в этом числе?
-А какие ещё единицы длины вы знаете?Км, м, дм, см, мм.
А что измеряется такими единицами измерения? (2км, 2м, 2дм, 2см, 2мм)
2. – Что такое площадь?
-По какой формуле мы находим площадь пр-ка и квадрата?
Работа в парах
- возьмите карточки, найдите и запишите площадь геометрической фигуры.
Проверка:
1 ряд – 12 2см, 2 ряд – 18 2см,
3 ряд – 36 2см
- А теперь найдите площадь нарисованной фигуры на обратной стороне карточки.
- Можем ли мы её найти по этим формулам? Почему? (фигура неправильной формы)
Записывают:
4400 4248 3650 3530 3489 2824 Раскладывают на разрядные единицы
Отвечают на вопросы и выполняют задания:
Площадь- это величина, измеряющая размер поверхности фигуры.
Чтобы найти площадь квадрата или прямоугольника, нужно длину умножить на ширину.
S=a*b
S=a*a
П-владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, логическими действиями. базовыми, предметными понятиями.
Самостоятельно находят необходимую информацию.
Р-принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; самостоятельно планируют и контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью. Находят способы решения учебной задачи.
3.Определение темы урока.
Целеполагание.
Какую тему определим нашего урока?
Какие цели поставим?
Ответы обучающихся.
Определение темы и цели урока.
П- самостоятельно формулируют тему, цели и задачи урока; самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления.
Р-принимают и сохраняют учебные задачи; контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью; находят способы решения учебной задачи.
К- применять изученные правила общения.
4.Знакомство с новой темой.
Включить презентацию про палетку.
(2 слайд)
Сегодня на уроке вы научитесь выполнять приближенное вычисление площади любой плоской фигуры и познакомитесь с приспособлением для этого.
(3 слайд)
- В повседневной жизни людям часто приходится находить площадь той или иной поверхности. (Площадь пола в комнате, окна, поля, садового участка, грядки)
(4 слайд)
-А как измерить площадь лужи?
(5 слайд)
Существует способ нахождения площади фигур неправильной формы с помощью палетки – прозрачной плёнки с нанесенными на неё квадратными сантиметрами.
Ответы обучающихся. Рассуждения, выводы.
П-владеют способами выполнения заданий поискового характера; логическими действиями; базовыми предметными понятиями.
Р-принимают и сохраняют учебную задачу
К-проявляют готовность слушать.
5.Работа по теме.
1. Учитель комментирует.
(6 слайд)
- Попробуем найти площадь этой фигуры. Как она называется?
(7 слайд)
- Желательно совместить хотя бы одну сторону с линией разлиновки палетки. У нас совпали две стороны, а верхние и нижние углы фигуры совпали с уголками клеток палетки.
(8 слайд)
-Сначала считаем сколько полных квадратных сантиметров входит в эту фигуру. (40)
-Теперь считаем все оставшиеся кусочки. (12)
(9 слайд)
-Каждые 2 таких кусочка принято считать за один квадратик. Поэтому количество таких кусочков надо разделить на 2. Далее частное 12 и 2 прибавляем к 40. Получилось 46 2см. Это примерная площадь шестиугольника.
(10 слайд)
- Теперь найдём площадь вот такой криволинейной фигуры. (Учитель объясняет)
2. Напишем формулу, по которой будем находить площадь фигуры с помощью палетки.
S=m+n:2 (где m-число полных клеток; n-неполные клетки, если число – n нечетно, то увеличить его на 1)
3. Совместная работа.
(11 слайд)
-Вместе найдём площадь данного треугольника
(12 слайд)
ПРОВЕРКА
(13 слайд)
Алгоритм вычисления площади с помощью палетки
(14 слайд)
-С помощью палетки и плана местности можно найти площадь города, участка земли, озера и даже страны.
Выключить презентацию.
Слушают.
Проговаривают алгоритм.
П-проводят анализ; осуществляют измерение, вычисление; рассуждают, доказывают.
Р-осуществляют контроль; оценку, волевую саморегуляцию, в ситуации затруднения.
К-планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
6.Первичное закрепление
- А теперь попробуйте самостоятельно найти площадь нарисованной фигуры с помощью палетки.
Дети по формуле находят площадь.
Проверяют ответы.
Давайте проверим, как вы справились с заданием. Опрос учащихся. (39,40)
Работа по индивидуальным карточкам.
Ответы обучающихся. Рассуждения, выводы.
П-владеют способами выполнения заданий, логическими действиями. базовыми, предметными понятиями.
К-применяют изученные правила общения, работающих в паре, обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга..
Физкультминутка
- Вы наверное устали?
Повторяйте движения под музыку «Мы пойдем налево…»
Выполняют движения.
Р-принимают и сохраняют учебную задачу.
К-проявляют готовность слушать.
Л-имеют установку на здоровый образ жизни.
7.Практическая деятельность.
А что напоминают вам эти изображения?
Узнайте по контуру крупные озёра нашей страны
(Каспийское море-озеро – 371000 2км; озеро Байкал – 31722 2км; Ладожское озеро – 17870 2км;Онежское озеро – 9720 2км; озеро Таймыр – 4560 2км
-Кроме крупных рек, которые мы с вами вспомнили сегодня, в России ест тысячи озер. Попробуем найти площадь некоторых из них в уменьшенном виде.(Работа в группах)
-если трудно работать с палеткой, найдите площадьс помощью мерок с другой стороны фигуры.
Находят самостоятельно площадь при помощи палетки.
П-ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного; принимают и сохраняют учебные задачи; контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью; находят способы решения учебной задачи.
К-планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
8. Рефлексия. Комментирование оценок.
Вы сегодня хорошо потрудились, давайте оценим вашу работу.
Оцените себя и свою работу на уроке.
На полях в тетради нарисуйте шкалу и поставьте себя на определенный уровень
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось?
- А что ещё вспомнили из материала по окружающему миру?
- как нужно относиться к водным богатствам нашей Родины?
Отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу на уроке по шкале.
П-ориентируются в своей системе знаний, принимают и сохраняют учебные задачи.
Р-оценивают собственную деятельность на уроке.
Л-проявляют интерес к предмету.
10.Домашнее задание
С.43. № 191, №192.
Задают уточняющие вопросы.
Р-принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств. для ее выполнения.
учителя начальных классов МОУ Лесная СОШ
Предмет: математика 4 класс
Тема:"Измерение площади фигуры. Палетка".
Цель: Познакомить детей со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки, работать с геометрическими фигурами.
Планируемые результаты:
Регулятивные: Определять тему урока, ставить цель. Выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать пути исправления. Осуществлять итоговый контроль.
Познавательные: Анализировать объекты. Проводить сравнения. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Строить рассуждения на анализе. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы. Использование знаково-символических средств. Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Коммуникативные: Использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем. Осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Формировать собственное мнение в высказываниях. Развивать умение слушать и понимать других. Развивать умение задавать вопросы. Формировать конструктивные способы взаимодействия в парах и группах.
Личностные: Развивать мотивацию к учёбе. Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать её значение. Развивать способность к самооценке. Развивать самостоятельность. Воспитывать любовь к Родине и бережное отношение к водным богатствам страны.
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация.
Дидактические материалы к учебному занятию: карточки с прямоугольниками и криволинейными фигурами, контуры озёр, инструкция по выполнению заданий и алгоритмом работы с палеткой, палетка.
Тема:"Измерение площади фигуры. Палетка".
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).
Приветствие обучающихся. Проверка готовности класса к уроку.
Настраивает на учебную деятельность.
Учитель:
- девиз нашего урока: «Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь»
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. Готовят рабочее место к уроку.
К-планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Л-понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к предмету.
2.Актуализация знаний
1. Ребята, прочитайте числа, записанные на доске:
4400 3530 3650 2824 3487 4248
- запишите их в порядке уменьшения
- представьте эти числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Это не просто числа, а величины. Обозначают они длины самых крупных рек России. Вспомним их и ещё немного поработаем с этими числами.
В чём измеряется длина реки?
-Какая самая длинная река РФ? (Лена, 4400)-Сколько всего сотен в этом числе?
-Какой самый длинный приток в мире? (Иртыш,4248)-Сколько всего десятков в этом числе?
-В какую реку впадает Иртыш? (Обь, 3650)-Назовите соседей этого числа?
-Самая крупная река в Европе (Волга, 3530) -Единицы каких разрядов совпадают в этом числе?
-Эта река условно делит территорию России пополам (Енисей,3487)-Сколько единиц второго класса в этом числе?
-Река, протекающая на границе России с Китаем? (Амур, 2824)-Сколько всего единиц в этом числе?
-А какие ещё единицы длины вы знаете?Км, м, дм, см, мм.
А что измеряется такими единицами измерения? (2км, 2м, 2дм, 2см, 2мм)
2. – Что такое площадь?
-По какой формуле мы находим площадь пр-ка и квадрата?
Работа в парах
- возьмите карточки, найдите и запишите площадь геометрической фигуры.
Проверка:
1 ряд – 12 2см, 2 ряд – 18 2см,
3 ряд – 36 2см
- А теперь найдите площадь нарисованной фигуры на обратной стороне карточки.
- Можем ли мы её найти по этим формулам? Почему? (фигура неправильной формы)
Записывают:
4400 4248 3650 3530 3489 2824 Раскладывают на разрядные единицы
Отвечают на вопросы и выполняют задания:
Площадь- это величина, измеряющая размер поверхности фигуры.
Чтобы найти площадь квадрата или прямоугольника, нужно длину умножить на ширину.
S=a*b
S=a*a
П-владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, логическими действиями. базовыми, предметными понятиями.
Самостоятельно находят необходимую информацию.
Р-принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; самостоятельно планируют и контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью. Находят способы решения учебной задачи.
3.Определение темы урока.
Целеполагание.
Какую тему определим нашего урока?
Какие цели поставим?
Ответы обучающихся.
Определение темы и цели урока.
П- самостоятельно формулируют тему, цели и задачи урока; самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления.
Р-принимают и сохраняют учебные задачи; контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью; находят способы решения учебной задачи.
К- применять изученные правила общения.
4.Знакомство с новой темой.
Включить презентацию про палетку.
(2 слайд)
Сегодня на уроке вы научитесь выполнять приближенное вычисление площади любой плоской фигуры и познакомитесь с приспособлением для этого.
(3 слайд)
- В повседневной жизни людям часто приходится находить площадь той или иной поверхности. (Площадь пола в комнате, окна, поля, садового участка, грядки)
(4 слайд)
-А как измерить площадь лужи?
(5 слайд)
Существует способ нахождения площади фигур неправильной формы с помощью палетки – прозрачной плёнки с нанесенными на неё квадратными сантиметрами.
Ответы обучающихся. Рассуждения, выводы.
П-владеют способами выполнения заданий поискового характера; логическими действиями; базовыми предметными понятиями.
Р-принимают и сохраняют учебную задачу
К-проявляют готовность слушать.
5.Работа по теме.
1. Учитель комментирует.
(6 слайд)
- Попробуем найти площадь этой фигуры. Как она называется?
(7 слайд)
- Желательно совместить хотя бы одну сторону с линией разлиновки палетки. У нас совпали две стороны, а верхние и нижние углы фигуры совпали с уголками клеток палетки.
(8 слайд)
-Сначала считаем сколько полных квадратных сантиметров входит в эту фигуру. (40)
-Теперь считаем все оставшиеся кусочки. (12)
(9 слайд)
-Каждые 2 таких кусочка принято считать за один квадратик. Поэтому количество таких кусочков надо разделить на 2. Далее частное 12 и 2 прибавляем к 40. Получилось 46 2см. Это примерная площадь шестиугольника.
(10 слайд)
- Теперь найдём площадь вот такой криволинейной фигуры. (Учитель объясняет)
2. Напишем формулу, по которой будем находить площадь фигуры с помощью палетки.
S=m+n:2 (где m-число полных клеток; n-неполные клетки, если число – n нечетно, то увеличить его на 1)
3. Совместная работа.
(11 слайд)
-Вместе найдём площадь данного треугольника
(12 слайд)
ПРОВЕРКА
(13 слайд)
Алгоритм вычисления площади с помощью палетки
(14 слайд)
-С помощью палетки и плана местности можно найти площадь города, участка земли, озера и даже страны.
Выключить презентацию.
Слушают.
Проговаривают алгоритм.
П-проводят анализ; осуществляют измерение, вычисление; рассуждают, доказывают.
Р-осуществляют контроль; оценку, волевую саморегуляцию, в ситуации затруднения.
К-планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
6.Первичное закрепление
- А теперь попробуйте самостоятельно найти площадь нарисованной фигуры с помощью палетки.
Дети по формуле находят площадь.
Проверяют ответы.
Давайте проверим, как вы справились с заданием. Опрос учащихся. (39,40)
Работа по индивидуальным карточкам.
Ответы обучающихся. Рассуждения, выводы.
П-владеют способами выполнения заданий, логическими действиями. базовыми, предметными понятиями.
К-применяют изученные правила общения, работающих в паре, обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга..
Физкультминутка
- Вы наверное устали?
Повторяйте движения под музыку «Мы пойдем налево…»
Выполняют движения.
Р-принимают и сохраняют учебную задачу.
К-проявляют готовность слушать.
Л-имеют установку на здоровый образ жизни.
7.Практическая деятельность.
А что напоминают вам эти изображения?
Узнайте по контуру крупные озёра нашей страны
(Каспийское море-озеро – 371000 2км; озеро Байкал – 31722 2км; Ладожское озеро – 17870 2км;Онежское озеро – 9720 2км; озеро Таймыр – 4560 2км
-Кроме крупных рек, которые мы с вами вспомнили сегодня, в России ест тысячи озер. Попробуем найти площадь некоторых из них в уменьшенном виде.(Работа в группах)
-если трудно работать с палеткой, найдите площадьс помощью мерок с другой стороны фигуры.
Находят самостоятельно площадь при помощи палетки.
П-ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного; принимают и сохраняют учебные задачи; контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью; находят способы решения учебной задачи.
К-планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
8. Рефлексия. Комментирование оценок.
Вы сегодня хорошо потрудились, давайте оценим вашу работу.
Оцените себя и свою работу на уроке.
На полях в тетради нарисуйте шкалу и поставьте себя на определенный уровень
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось?
- А что ещё вспомнили из материала по окружающему миру?
- как нужно относиться к водным богатствам нашей Родины?
Отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу на уроке по шкале.
П-ориентируются в своей системе знаний, принимают и сохраняют учебные задачи.
Р-оценивают собственную деятельность на уроке.
Л-проявляют интерес к предмету.
10.Домашнее задание
С.43. № 191, №192.
Задают уточняющие вопросы.
Р-принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств. для ее выполнения.