Публикации

Игра-соревнование. Знатоки физики

ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ

«Знатоки физики»

Подготовила Хачатрян А.Т., учитель физики МБОУ СОШ №5



Цель мероприятия: привитие интереса к физике;

развитие познавательных и творческих способностей у учащихся;

развитие логического мышления; интуиции и внимания.



1.Вступление, песня о физике

2. ПРИВЕТСТВИЯ КОМАНД

3. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА



Вед. 1 Физика!

Какая емкость слова!

Физика!

Для нас не просто звук.

Физика-основа и опора всех

без исключения наук!



Ход мероприятия

Вед.2 Уважаемые гости, Учителя, учащиеся! Мы рады приветствовать вас. Мы рады, что вы пришли «поболеть» за наших участников.



Вед. 1 В 9 классе мы изучаем физику. И нас до сих пор терзают сомнения, что же это за наука, интересна и полезна ли она? Сегодня мы постараемся вместе приоткрыть завесу для получения ответов на эти вопросы.



Вед.2



Любите физику, друзья,

Без космоса никак нельзя,

Без света не прожить и дня,

Как в древнем мире без огня.

Учёный сильно удивлён,

В магнитном поле электрон,

И лазер - квантовый прибор,

Идей талантливых простор.

Машина или самолёт,

Большой корабль колет лёд,

И атом служит нам сейчас,

Всё это физика для нас!

Без физики не только свет,

Компьютер или Интернет,

Мы не могли бы получить,

Давайте физику учить!



Вед.1 Готовясь к сегодняшнему мероприятию, мы задались еще одним вопросом: «Что же такое соревнование?»



Вед.2 И пришли к выводу: это среда, под воздействием которой вся присутствующая людская масса диссоциирует на болельщиков и игроков. Игроки выигравшей команды заряжены положительно, проигравшей — отрицательно, жюри — электронейтрально.



Вед.1 Силы сражающихся команд противоположны по направлению и не равны по величине. Главной является сила побеждающей команды.

Уважаемые учащиеся хотелось, чтобы сегодня, на этой игре, вы показали свой интеллект в полном спектре.

Оценивать ваши ответы и определять победителя будет наше многоуважаемое жюри:



Вед.2 И так нашу игру своим красивым танцевальным номером открывают ученики 9 А класса.



Вед.1 Ну а начнем мы с первого конкурса – представление команд.

В ходе вечера встретятся команды 9Б и 9В класса

(Представление оценивается).



Вед.2 1. КОНКУРС ЛИНГВИСТОВ

На столах коробочки с номером 1. Откройте их. Что вы видите? Набор букв. Вам необходимо за 1 минуту собрать слова, которые связаны с наукой физикой.

1 слово – 1 балл. За быстроту – 1 балл дополнительно.

(энергия, движение, свет, диффузия , импульс)



Вед.1 2. ЗНАТОКИ ФИЗИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ

На столе коробочка с номером 2. . Вы называете номер от 1 до 10, я открываю прибор, вы его называете, можно попутно и объяснить для чего он служит.

1 правильно названный прибор – 1 балл.



(мензурка, амперметр, психрометр, вольтметр, весы, линейка, часы, набор гирь; динамометр, амперметр.)



Вед.2 3. ЗНАТОКИ ФИЗИЧЕСКИХ ФОРМУЛ

На столах коробочки с номером 3. В коробках набор букв. Вам необходимо за 5 мин сложить как можно больше формул, приклеивать их нужно на лист , и сдать на проверку жюри. Карточки, которым вы не нашли место, тоже сдайте отдельно.

1 правильно составленная формула – 1 балл.

F = a m , p=mv, FАрх = ρжgVпогр , F=mg, U=IR, P = IU



Вед.1 4. ЗНАТОКИ ФИЗИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

На столах лежат карточки с номерами 1,2,3, 4. Вам необходимо выбрать правильный ответ из предложенных. Засчитывается балл первой правильно ответившей команде.

1 ответ – 1 балл. Начинаем.

Утверждение: «Давление – это величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности» является

1)физическим законом,

2)описанием физического явления,

+3) определением физического понятия

4)экспериментальным фактом.



Вед.2 5. СЛЕДУЮЩИЙ КОНКУРС НАЗЫВАЕТСЯ “кто умнее”.

На столах лежат карточки с номерами 1,2,3, 4,5,6,7. Необходимо выбрать номер вопроса и ответить на него. Если команда не ответила, право ответа передается другой команде.

1 правильный ответ – 1 балл.

Начинает команда, которая вытащит длинную палочку.

Почему ржавой иглой трудно шить?

(Сила трения большая)

2. В какое время года телеграфные провода сильнее провисают? Почему?

(Летом, металлы расширяются при нагревании)

3. Почему тяжелые тракторы делают гусеничными?

(Чтобы давление уменьшить на поверхность)

4. Почему в газах диффузия происходит быстрее?

(Молекулы находятся на большом расстоянии друг от друга, движутся быстро, беспорядочно перемещаясь и сталкиваясь с молекулами веществ)

Вед.1 5.Почему шелковым полотенцем нельзя вытирать руки?

(Плохая смачиваемость водой у шелка)

6. Почему твердое тело сохраняет свою форму и объем?

(Сильное притяжение частиц)

7. Почему на жирной сковородке вода не растекается, а собирается в капельки?

(Жирные поверхности не смачиваются)



Вед.2 6. РАСПОЗНАЙ В ПОСЛОВИЦЕ ЯВЛЕНИЕ ИЛИ ПРОЦЕСС

Гвоздем море не нагреешь (тепловое)

Шумит, как ветер в пустую трубу (звуковое)

И металл плавится, и камень испаряется (превращения жидкостей и газов)

В темноте и гнилушка светится (световое)

Спросил бы у гуся, не зябнут ли ноги (тепловое)

Нарезанный лук сильнее пахнет (диффузия)

Вед.1 7.Тухлое яйцо всю кашу портит (диффузия)

В июле вода в кувшине закипает (парообразование)

Как аукнется, так и откликнется (звуковое)

Если кочерга длинная – руки не обожжешь (тепловое)

В темной местности и слабый свет далеко видно (световое)

На то и два уха. Чтобы больше слышать (звуковое)



Вед.2 7. СЛЕДУЮЩИЙ КОНКУРС НАЗЫВАЕТСЯ ПО ДОРОГАМ СКАЗОК

Ответьте на вопрос, подставленный к сказке

1.Хитрый портной, показывая на лысые ноги голого короля, нагло утверждает, что это материя. Может ли честный физик назвать такое утверждение враньем?

Ответ .

Не может. Термин «материя» для физика означает все, что на самом деле, то есть реально, существует в природе. И лысые ноги, и весь остальной король — материя. Его корона — тоже материя. Даже, если что-то нельзя потрогать, но оно есть — это материя. Например, радиоволны, которые плещутся в вашем телевизоре.

Вед.1 2.Два Ивана – солдатских сына. (русская сказка)

Спасая царевну, Иван стал сражаться с двенадцати головым змеем.

«Иван – солдатский сын так быстро и сильно мазал своей саблей, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне:

- Спасай меня, красная девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю».

Вопрос: Почему Иван попросил царевну намочить платок, чтобы обернуть саблю?

Ответ .(Вода испаряясь, уменьшает внутреннюю энергию, поэтому поверхность нагретой сабли охлаждается).



Вед.2 3. Байка про тетерева (русская сказка).

«Что ж мне дом заводить?

Бултых в снег!

В снегу ночевал, поутру рано встал. По вольному свету полетел, громко, шибко покричал, товарищей поискал».

Вопрос: Почему тетерев ночует в снегу?

Ответ . (плохая теплопроводность снега).



Вед.1 8. КОНКУРС ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ

На столе стоят коробочки с оборудованием, приборами и баночка с неопределенной жидкостью. Что в ней? Не спешите делать поспешных выводов. После того, как вы озвучите ответ, я открою конверт с правильным ответом. Правильный ответ экспериментально доказанный – 5 баллов, просто отгаданный – 1 балл.

эксперимент 1



Зимнее стекло

Весною потекло

(лед)



Вед.2 эксперимент 1



В домашних условиях проверить свежесть яиц очень просто: нужно опустить яйцо в стакан с холодной водой: свежее – сразу же утонет, полежавшее с неделю – ляжет на бок, старое, почти испортившееся яйцо будет плавать на поверхности в вертикальном положении. Почему?



(Белок и желток имеют практически одинаковую плотность, поэтому яйцо в целом имеет плотность около 1,03 г/см 3 , что больше плотности воды (1 г/см 3 ). Поэтому свежее яйцо тонет в воде.)



Вед.1 И так наша сегодняшняя игра подошла к концу. И пока наша многоуважаемая жюри подведет итоги, давайте вместе споем еще одну прекрасную песню про физику.



СЛОВО ЖЮРИ НАГРАЖДЕНИЕ



Вед.2.ИТОГИ



Сегодня нет ни проигравших, ни победителей, ведь главное не победа, а участие.

Итак, друзья, мы заседанье закрываем,

Вершины знаний покорять желаем!

Желаем к физике вам прилагать старанье.

Всего вам доброго, друзья, и до свиданья!



СПАСИБО