ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ
«Знатоки физики»
Подготовила Хачатрян А.Т., учитель физики МБОУ СОШ №5
Цель мероприятия: привитие интереса к физике;
развитие познавательных и творческих способностей у учащихся;
развитие логического мышления; интуиции и внимания.
1.Вступление, песня о физике
2. ПРИВЕТСТВИЯ КОМАНД
3. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА
Вед. 1 Физика!
Какая емкость слова!
Физика!
Для нас не просто звук.
Физика-основа и опора всех
без исключения наук!
Ход мероприятия
Вед.2 Уважаемые гости, Учителя, учащиеся! Мы рады приветствовать вас. Мы рады, что вы пришли «поболеть» за наших участников.
Вед. 1 В 9 классе мы изучаем физику. И нас до сих пор терзают сомнения, что же это за наука, интересна и полезна ли она? Сегодня мы постараемся вместе приоткрыть завесу для получения ответов на эти вопросы.
Вед.2
Любите физику, друзья,
Без космоса никак нельзя,
Без света не прожить и дня,
Как в древнем мире без огня.
Учёный сильно удивлён,
В магнитном поле электрон,
И лазер - квантовый прибор,
Идей талантливых простор.
Машина или самолёт,
Большой корабль колет лёд,
И атом служит нам сейчас,
Всё это физика для нас!
Без физики не только свет,
Компьютер или Интернет,
Мы не могли бы получить,
Давайте физику учить!
Вед.1 Готовясь к сегодняшнему мероприятию, мы задались еще одним вопросом: «Что же такое соревнование?»
Вед.2 И пришли к выводу: это среда, под воздействием которой вся присутствующая людская масса диссоциирует на болельщиков и игроков. Игроки выигравшей команды заряжены положительно, проигравшей — отрицательно, жюри — электронейтрально.
Вед.1 Силы сражающихся команд противоположны по направлению и не равны по величине. Главной является сила побеждающей команды.
Уважаемые учащиеся хотелось, чтобы сегодня, на этой игре, вы показали свой интеллект в полном спектре.
Оценивать ваши ответы и определять победителя будет наше многоуважаемое жюри:
Вед.2 И так нашу игру своим красивым танцевальным номером открывают ученики 9 А класса.
Вед.1 Ну а начнем мы с первого конкурса – представление команд.
В ходе вечера встретятся команды 9Б и 9В класса
(Представление оценивается).
Вед.2 1. КОНКУРС ЛИНГВИСТОВ
На столах коробочки с номером 1. Откройте их. Что вы видите? Набор букв. Вам необходимо за 1 минуту собрать слова, которые связаны с наукой физикой.
1 слово – 1 балл. За быстроту – 1 балл дополнительно.
(энергия, движение, свет, диффузия , импульс)
Вед.1 2. ЗНАТОКИ ФИЗИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ
На столе коробочка с номером 2. . Вы называете номер от 1 до 10, я открываю прибор, вы его называете, можно попутно и объяснить для чего он служит.
1 правильно названный прибор – 1 балл.
(мензурка, амперметр, психрометр, вольтметр, весы, линейка, часы, набор гирь; динамометр, амперметр.)
Вед.2 3. ЗНАТОКИ ФИЗИЧЕСКИХ ФОРМУЛ
На столах коробочки с номером 3. В коробках набор букв. Вам необходимо за 5 мин сложить как можно больше формул, приклеивать их нужно на лист , и сдать на проверку жюри. Карточки, которым вы не нашли место, тоже сдайте отдельно.
1 правильно составленная формула – 1 балл.
F = a m , p=mv, FАрх = ρжgVпогр , F=mg, U=IR, P = IU
Вед.1 4. ЗНАТОКИ ФИЗИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
На столах лежат карточки с номерами 1,2,3, 4. Вам необходимо выбрать правильный ответ из предложенных. Засчитывается балл первой правильно ответившей команде.
1 ответ – 1 балл. Начинаем.
Утверждение: «Давление – это величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности» является
1)физическим законом,
2)описанием физического явления,
+3) определением физического понятия
4)экспериментальным фактом.
Вед.2 5. СЛЕДУЮЩИЙ КОНКУРС НАЗЫВАЕТСЯ “кто умнее”.
На столах лежат карточки с номерами 1,2,3, 4,5,6,7. Необходимо выбрать номер вопроса и ответить на него. Если команда не ответила, право ответа передается другой команде.
1 правильный ответ – 1 балл.
Начинает команда, которая вытащит длинную палочку.
Почему ржавой иглой трудно шить?
(Сила трения большая)
2. В какое время года телеграфные провода сильнее провисают? Почему?
(Летом, металлы расширяются при нагревании)
3. Почему тяжелые тракторы делают гусеничными?
(Чтобы давление уменьшить на поверхность)
4. Почему в газах диффузия происходит быстрее?
(Молекулы находятся на большом расстоянии друг от друга, движутся быстро, беспорядочно перемещаясь и сталкиваясь с молекулами веществ)
Вед.1 5.Почему шелковым полотенцем нельзя вытирать руки?
(Плохая смачиваемость водой у шелка)
6. Почему твердое тело сохраняет свою форму и объем?
(Сильное притяжение частиц)
7. Почему на жирной сковородке вода не растекается, а собирается в капельки?
(Жирные поверхности не смачиваются)
Вед.2 6. РАСПОЗНАЙ В ПОСЛОВИЦЕ ЯВЛЕНИЕ ИЛИ ПРОЦЕСС
Гвоздем море не нагреешь (тепловое)
Шумит, как ветер в пустую трубу (звуковое)
И металл плавится, и камень испаряется (превращения жидкостей и газов)
В темноте и гнилушка светится (световое)
Спросил бы у гуся, не зябнут ли ноги (тепловое)
Нарезанный лук сильнее пахнет (диффузия)
Вед.1 7.Тухлое яйцо всю кашу портит (диффузия)
В июле вода в кувшине закипает (парообразование)
Как аукнется, так и откликнется (звуковое)
Если кочерга длинная – руки не обожжешь (тепловое)
В темной местности и слабый свет далеко видно (световое)
На то и два уха. Чтобы больше слышать (звуковое)
Вед.2 7. СЛЕДУЮЩИЙ КОНКУРС НАЗЫВАЕТСЯ ПО ДОРОГАМ СКАЗОК
Ответьте на вопрос, подставленный к сказке
1.Хитрый портной, показывая на лысые ноги голого короля, нагло утверждает, что это материя. Может ли честный физик назвать такое утверждение враньем?
Ответ .
Не может. Термин «материя» для физика означает все, что на самом деле, то есть реально, существует в природе. И лысые ноги, и весь остальной король — материя. Его корона — тоже материя. Даже, если что-то нельзя потрогать, но оно есть — это материя. Например, радиоволны, которые плещутся в вашем телевизоре.
Вед.1 2.Два Ивана – солдатских сына. (русская сказка)
Спасая царевну, Иван стал сражаться с двенадцати головым змеем.
«Иван – солдатский сын так быстро и сильно мазал своей саблей, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне:
- Спасай меня, красная девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю».
Вопрос: Почему Иван попросил царевну намочить платок, чтобы обернуть саблю?
Ответ .(Вода испаряясь, уменьшает внутреннюю энергию, поэтому поверхность нагретой сабли охлаждается).
Вед.2 3. Байка про тетерева (русская сказка).
«Что ж мне дом заводить?
Бултых в снег!
В снегу ночевал, поутру рано встал. По вольному свету полетел, громко, шибко покричал, товарищей поискал».
Вопрос: Почему тетерев ночует в снегу?
Ответ . (плохая теплопроводность снега).
Вед.1 8. КОНКУРС ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ
На столе стоят коробочки с оборудованием, приборами и баночка с неопределенной жидкостью. Что в ней? Не спешите делать поспешных выводов. После того, как вы озвучите ответ, я открою конверт с правильным ответом. Правильный ответ экспериментально доказанный – 5 баллов, просто отгаданный – 1 балл.
эксперимент 1
Зимнее стекло
Весною потекло
(лед)
Вед.2 эксперимент 1
В домашних условиях проверить свежесть яиц очень просто: нужно опустить яйцо в стакан с холодной водой: свежее – сразу же утонет, полежавшее с неделю – ляжет на бок, старое, почти испортившееся яйцо будет плавать на поверхности в вертикальном положении. Почему?
(Белок и желток имеют практически одинаковую плотность, поэтому яйцо в целом имеет плотность около 1,03 г/см 3 , что больше плотности воды (1 г/см 3 ). Поэтому свежее яйцо тонет в воде.)
Вед.1 И так наша сегодняшняя игра подошла к концу. И пока наша многоуважаемая жюри подведет итоги, давайте вместе споем еще одну прекрасную песню про физику.
СЛОВО ЖЮРИ НАГРАЖДЕНИЕ
Вед.2.ИТОГИ
Сегодня нет ни проигравших, ни победителей, ведь главное не победа, а участие.
Итак, друзья, мы заседанье закрываем,
Вершины знаний покорять желаем!
Желаем к физике вам прилагать старанье.
Всего вам доброго, друзья, и до свиданья!
СПАСИБО
«Знатоки физики»
Подготовила Хачатрян А.Т., учитель физики МБОУ СОШ №5
Цель мероприятия: привитие интереса к физике;
развитие познавательных и творческих способностей у учащихся;
развитие логического мышления; интуиции и внимания.
1.Вступление, песня о физике
2. ПРИВЕТСТВИЯ КОМАНД
3. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА
Вед. 1 Физика!
Какая емкость слова!
Физика!
Для нас не просто звук.
Физика-основа и опора всех
без исключения наук!
Ход мероприятия
Вед.2 Уважаемые гости, Учителя, учащиеся! Мы рады приветствовать вас. Мы рады, что вы пришли «поболеть» за наших участников.
Вед. 1 В 9 классе мы изучаем физику. И нас до сих пор терзают сомнения, что же это за наука, интересна и полезна ли она? Сегодня мы постараемся вместе приоткрыть завесу для получения ответов на эти вопросы.
Вед.2
Любите физику, друзья,
Без космоса никак нельзя,
Без света не прожить и дня,
Как в древнем мире без огня.
Учёный сильно удивлён,
В магнитном поле электрон,
И лазер - квантовый прибор,
Идей талантливых простор.
Машина или самолёт,
Большой корабль колет лёд,
И атом служит нам сейчас,
Всё это физика для нас!
Без физики не только свет,
Компьютер или Интернет,
Мы не могли бы получить,
Давайте физику учить!
Вед.1 Готовясь к сегодняшнему мероприятию, мы задались еще одним вопросом: «Что же такое соревнование?»
Вед.2 И пришли к выводу: это среда, под воздействием которой вся присутствующая людская масса диссоциирует на болельщиков и игроков. Игроки выигравшей команды заряжены положительно, проигравшей — отрицательно, жюри — электронейтрально.
Вед.1 Силы сражающихся команд противоположны по направлению и не равны по величине. Главной является сила побеждающей команды.
Уважаемые учащиеся хотелось, чтобы сегодня, на этой игре, вы показали свой интеллект в полном спектре.
Оценивать ваши ответы и определять победителя будет наше многоуважаемое жюри:
Вед.2 И так нашу игру своим красивым танцевальным номером открывают ученики 9 А класса.
Вед.1 Ну а начнем мы с первого конкурса – представление команд.
В ходе вечера встретятся команды 9Б и 9В класса
(Представление оценивается).
Вед.2 1. КОНКУРС ЛИНГВИСТОВ
На столах коробочки с номером 1. Откройте их. Что вы видите? Набор букв. Вам необходимо за 1 минуту собрать слова, которые связаны с наукой физикой.
1 слово – 1 балл. За быстроту – 1 балл дополнительно.
(энергия, движение, свет, диффузия , импульс)
Вед.1 2. ЗНАТОКИ ФИЗИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ
На столе коробочка с номером 2. . Вы называете номер от 1 до 10, я открываю прибор, вы его называете, можно попутно и объяснить для чего он служит.
1 правильно названный прибор – 1 балл.
(мензурка, амперметр, психрометр, вольтметр, весы, линейка, часы, набор гирь; динамометр, амперметр.)
Вед.2 3. ЗНАТОКИ ФИЗИЧЕСКИХ ФОРМУЛ
На столах коробочки с номером 3. В коробках набор букв. Вам необходимо за 5 мин сложить как можно больше формул, приклеивать их нужно на лист , и сдать на проверку жюри. Карточки, которым вы не нашли место, тоже сдайте отдельно.
1 правильно составленная формула – 1 балл.
F = a m , p=mv, FАрх = ρжgVпогр , F=mg, U=IR, P = IU
Вед.1 4. ЗНАТОКИ ФИЗИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
На столах лежат карточки с номерами 1,2,3, 4. Вам необходимо выбрать правильный ответ из предложенных. Засчитывается балл первой правильно ответившей команде.
1 ответ – 1 балл. Начинаем.
Утверждение: «Давление – это величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности» является
1)физическим законом,
2)описанием физического явления,
+3) определением физического понятия
4)экспериментальным фактом.
Вед.2 5. СЛЕДУЮЩИЙ КОНКУРС НАЗЫВАЕТСЯ “кто умнее”.
На столах лежат карточки с номерами 1,2,3, 4,5,6,7. Необходимо выбрать номер вопроса и ответить на него. Если команда не ответила, право ответа передается другой команде.
1 правильный ответ – 1 балл.
Начинает команда, которая вытащит длинную палочку.
Почему ржавой иглой трудно шить?
(Сила трения большая)
2. В какое время года телеграфные провода сильнее провисают? Почему?
(Летом, металлы расширяются при нагревании)
3. Почему тяжелые тракторы делают гусеничными?
(Чтобы давление уменьшить на поверхность)
4. Почему в газах диффузия происходит быстрее?
(Молекулы находятся на большом расстоянии друг от друга, движутся быстро, беспорядочно перемещаясь и сталкиваясь с молекулами веществ)
Вед.1 5.Почему шелковым полотенцем нельзя вытирать руки?
(Плохая смачиваемость водой у шелка)
6. Почему твердое тело сохраняет свою форму и объем?
(Сильное притяжение частиц)
7. Почему на жирной сковородке вода не растекается, а собирается в капельки?
(Жирные поверхности не смачиваются)
Вед.2 6. РАСПОЗНАЙ В ПОСЛОВИЦЕ ЯВЛЕНИЕ ИЛИ ПРОЦЕСС
Гвоздем море не нагреешь (тепловое)
Шумит, как ветер в пустую трубу (звуковое)
И металл плавится, и камень испаряется (превращения жидкостей и газов)
В темноте и гнилушка светится (световое)
Спросил бы у гуся, не зябнут ли ноги (тепловое)
Нарезанный лук сильнее пахнет (диффузия)
Вед.1 7.Тухлое яйцо всю кашу портит (диффузия)
В июле вода в кувшине закипает (парообразование)
Как аукнется, так и откликнется (звуковое)
Если кочерга длинная – руки не обожжешь (тепловое)
В темной местности и слабый свет далеко видно (световое)
На то и два уха. Чтобы больше слышать (звуковое)
Вед.2 7. СЛЕДУЮЩИЙ КОНКУРС НАЗЫВАЕТСЯ ПО ДОРОГАМ СКАЗОК
Ответьте на вопрос, подставленный к сказке
1.Хитрый портной, показывая на лысые ноги голого короля, нагло утверждает, что это материя. Может ли честный физик назвать такое утверждение враньем?
Ответ .
Не может. Термин «материя» для физика означает все, что на самом деле, то есть реально, существует в природе. И лысые ноги, и весь остальной король — материя. Его корона — тоже материя. Даже, если что-то нельзя потрогать, но оно есть — это материя. Например, радиоволны, которые плещутся в вашем телевизоре.
Вед.1 2.Два Ивана – солдатских сына. (русская сказка)
Спасая царевну, Иван стал сражаться с двенадцати головым змеем.
«Иван – солдатский сын так быстро и сильно мазал своей саблей, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне:
- Спасай меня, красная девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю».
Вопрос: Почему Иван попросил царевну намочить платок, чтобы обернуть саблю?
Ответ .(Вода испаряясь, уменьшает внутреннюю энергию, поэтому поверхность нагретой сабли охлаждается).
Вед.2 3. Байка про тетерева (русская сказка).
«Что ж мне дом заводить?
Бултых в снег!
В снегу ночевал, поутру рано встал. По вольному свету полетел, громко, шибко покричал, товарищей поискал».
Вопрос: Почему тетерев ночует в снегу?
Ответ . (плохая теплопроводность снега).
Вед.1 8. КОНКУРС ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ
На столе стоят коробочки с оборудованием, приборами и баночка с неопределенной жидкостью. Что в ней? Не спешите делать поспешных выводов. После того, как вы озвучите ответ, я открою конверт с правильным ответом. Правильный ответ экспериментально доказанный – 5 баллов, просто отгаданный – 1 балл.
эксперимент 1
Зимнее стекло
Весною потекло
(лед)
Вед.2 эксперимент 1
В домашних условиях проверить свежесть яиц очень просто: нужно опустить яйцо в стакан с холодной водой: свежее – сразу же утонет, полежавшее с неделю – ляжет на бок, старое, почти испортившееся яйцо будет плавать на поверхности в вертикальном положении. Почему?
(Белок и желток имеют практически одинаковую плотность, поэтому яйцо в целом имеет плотность около 1,03 г/см 3 , что больше плотности воды (1 г/см 3 ). Поэтому свежее яйцо тонет в воде.)
Вед.1 И так наша сегодняшняя игра подошла к концу. И пока наша многоуважаемая жюри подведет итоги, давайте вместе споем еще одну прекрасную песню про физику.
СЛОВО ЖЮРИ НАГРАЖДЕНИЕ
Вед.2.ИТОГИ
Сегодня нет ни проигравших, ни победителей, ведь главное не победа, а участие.
Итак, друзья, мы заседанье закрываем,
Вершины знаний покорять желаем!
Желаем к физике вам прилагать старанье.
Всего вам доброго, друзья, и до свиданья!
СПАСИБО