Публикации

Формирование у старших дошкольников культуры поведения

Проект: творческий, краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: дети старшей группы,воспитатели, родители.

Актуальность: С раннегодетства ребенок вступаетв сложную системувзаимоотношений с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки культурного поведения, воспитывать сознательность, активное отношение к порученному делу нужно начинать с дошкольного возраста.В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которыепомогают регулировать отношения с окружающими.

Возраст старшихдошкольных дошкольников являетсяважнейшим периодом в нравственном становлении личности. Нравственное воспитаниепроисходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе игровой, обучающей деятельности, имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка источником приобретения опыта, он усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности и самое главное у него формируется эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру.

Культура поведения- характерный признакхорошего воспитания. Формируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры поведения являетсятакой же важнойчастью воспитательного процесса,как и обучение грамоте, ФЭМП,физическому развитию, музыке.В своей работея хотела бы рассмотреть воспитание культуры поведенияв аспекте воспитания вежливости детей и знаний этикета.

Цель: дать детям представление об этикете и сформировать навыкикультурного поведения детей старшегодошкольного возраста.

Задачи:

➢Знакомить с правилами этикета.

➢Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.

➢Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять, избавляться от дурных привычеки способствовать формированию полезных.

➢Формировать навыки использования в речи вежливыхслов и выражений, учить детей правильному построению предложения.

➢Закреплять знания правил и норм общения в ситуациях знакомства, поведенияза столом и в гостях, преподнесения подарка.

➢Определить содержание понятия «вежливость» и установить её роль в развитии личности дошкольника.

➢Создать условия для нравственного воспитания детей старшего возраста.

➢Развивать речевые формы вежливого общениясо взрослыми и сверстниками.

➢Воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям.

➢Научить детей анализировать поступки сказочных героев.

Формы работыс детьми:

➢Беседы.

➢Чтение художественной литературы.

➢Рассказывание о добрых и плохихпоступках (рассматривание обучающих карточек).

➢Оформление стенгазеты.

Формы работыс родителями:

➢Акция «Читаем детям о добре».

➢Памятка «Как помочь ребенку быть вежливым».

➢Беседа «Об опрятности и аккуратности».

➢Просмотр мультфильмов с детьмидома.

➢Консультации «Культура поведения ребёнка в детском саду, в общественных местах и дома», «Секреты воспитания вежливогоребенка».

➢Оформление стенгазеты.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный (аналитический).

2.Основной (реализация намеченных планов).

3.Заключительный (подведение итогов).

1этап- Подготовительный.

➢Формирование цели и определение задач, сбор материаланеобходимого для реализации цели проекта.

➢Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми и родителями.

➢Составление плана основного этапа проекта.

➢Беседы с родителями о необходимости участия в проекте.

2этап- основной.

➢Чтение рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово».

Обсуждение пословиц и поговорок о вежливости.

➢Беседы с детьми на тему: "Как вести себя за столом, “Культурный человек”.Просматривание презентаций и видео по теме «Сервировка стола»,

«Правила поведения за столом».

➢Консультация для родителей«Культура поведения ребёнкав детском саду, в общественных местах и дома», «Секреты воспитания вежливого ребенка».

➢День вежливости.

➢Памятка для родителей «Как помочь ребенку быть вежливым».

3этап- заключительный.

➢Совместное с детьми создание презентации, стенгазеты. Подбор иллюстраций, картинок

➢Выставка работ (детскихрисунков)

План работы с детьмии родителями

Дата

План мероприятий

работы с детьми

План мероприятий работы с

родителями

Понедельник

Беседа “Культурный человек”

Рассматривание обучающих карточек «Что

такое хорошо и что такое плохо?»

Консультация для родителей

«Культура поведения ребёнка в детском саду, в общественных местах и дома»

Вторник

Беседа с детьми на тему: "Как вести себяза столом"

Дидактическая

игра «Сервировка стола»,

«Правила поведения за столом»

Беседа «Об опрятности и аккуратности»

Просмотр мультфильмов с детьми дома:«Чебурашка», «Серая шейка»,

«Леопольд», «Цветик семицветик»,

«Золотая антилопа»

Среда

Чтение рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово». Обсуждение

Ознакомление родителей с памяткой «Как помочь ребенку быть вежливым»

пословиц и поговорок о вежливости.

Четверг

День вежливости. Рассказывание о добрых

поступках.

Консультация для родителей

«Секреты воспитания вежливого ребенка»

Пятница

Выставка детских рисунков

Создание совместно с детьми стенгазеты «Урокивежливости»

Планируемый результат:

➢Саморазвитие педагога в области «Социализация»

➢Пополнение предметно- развивающей среды

➢Обогащение родительского опытав воспитании детей

➢Повышение уровня воспитанности детей.

➢Формирование представлений о хороших и плохих поступках

➢Улучшение взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями.

Заключение

Задачей моего проектабыло воспитание нравственных и эстетических качеств; привитие детям потребности выполнять правила этикета, поведения, культуры общения;развитие личности ребенка,умения продуктивно взаимодействовать с другими людьми;овладение детьми старшегодошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

Во время проведения проекта дошкольники познакомились с новыми художественными произведениями о культуре поведения, добрых поступках. Научились составлять рассказы о добрых делах. Своё творчество дети проявили в ярких рисунках.Дошкольники активно участвовали во всех творческих играх, играх ситуациях. С большим удовольствием рассказывали о своих добрых делах, высказывали свое мнение о правилах поведения. Активное участие во всех мероприятиях нашего проекта принимали родители. Вместе с детьми и родителями оформляли презентацию «Уроки вежливости»

После завершения проекта воспитанники смогут: Применять имеющие знания, умения и навыки в реальныхжизненных ситуациях. Общатьсяс окружающими людьми всоответствии с правилами этикета. Уважать старших.

Список литературы:

1. Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседыи игры с

дошкольниками». -М., 2003.

2.Бочкарёва О.И., Система работы по формированию здорового образа жизни. Старшая группа. Волгоград: ИТД «Корифей» - 96с., 2008г.

3. Васильева Л. – Гангус.Азбука вежливости. – М.- 2005

4.Курочкина И. Н. Современный этикети воспитание культурыповедения у дошкольников. – М., 2001

5.Лисина В. Р. Общение педагога с ребенком как средство созданияположительного микроклимата в группе детскогосада.

//Дружные ребята:Воспитание гуманных чувстви отношений у дошкольников. М.- 2004

6.Шалаева Г.П., Журавлева О.М., Сазонова О.Г. «Правила поведения для воспитанных детей».– М., 2003

7.Шорыгина Т.А. «Эстетика для малышей» М., Прометей. 2003 г.