Публикации

Путешествие в прошлое одежды

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира

средняя группа

Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ОДЕЖДЫ»

1) Цели: Дать детям представление о происхождении одежды.

2) Задачи:

2.1) Ознакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.

Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности.

2.2) Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.

2.3) Воспитывать в детях бережное отношение к одежде.

3) Методы и приемы руководства: объяснение, пояснение, вопрос.

4) Материал:

Демонстрационный: коробка с иголками, нитками, тканью, пуговицами, наперстком, ножницы; картинки с изображением людей в одежде из листьев, людей одетых в шкуру и людей в простейшей рубахе, разнообразная современная одежда; картинки с изображением инструментов для шитья.

5) Предварительная работа: Беседа о том, как шьют одежду, рассматривание иллюстраций «Одежда».

6) Ход занятия:

1 часть – вводная (организационно-мотивационная часть).

Стук в дверь. Почтальон принес посылку. Ставлю перед детьми закрытую коробку на стол.

- Ребята, посмотрите, что нам принес почтальон в детский сад? (Посылка с надписью группы). А сверху лежит письмо. Читаем письмо.

Ответы детей (посылка)

- Эта посылка не простая, в ней находятся волшебные предметы, хотите узнать, что это за предметы?

Ответы детей (да)

Чтобы узнать что в посылке, нужно отгадать загадки;

Нитку за собой ведет,

Вышивает, платья шьет,

Очень остренька и колка,

Угадали, что это?

Ответы детей: (Иголка).

Загадываю вторую загадку;

Инструмент бывалый –

Не большой, ни малый,

У него полно забот:

Он и режет и стрижет.

Ответы детей: (Ножницы).

Загадываю третью загадку;

Одеваться соберешься –

Без меня не обойдешься.

Знают взрослые и дети

Застегну я все на свете.

Ответы детей: (Пуговица).

Демонстрирую иголки, нитки, ткань, пуговицы, ножницы.

- А как вы думаете, что между ними общего? Для чего нам нужны эти предметы?

Ответы детей.

Варианты ответов:

- чтобы шить,

- чтобы делать одежду,

- чтобы пришивать что-нибудь.

- Правильно! Благодаря этим предметам мы можем шить одежду. Хотите узнать больше о том, как люди научились шить одежд? Тогда закрываем глаза и отправляемся в прошлое мира одежды. (Фоном звучит волшебная музыка).

Вокруг вас я обойду,

в путешествие возьму.

Один, два, три, четыре, пять

можно глазки открывать.

2 часть – основная (деятельностная) часть

- Посмотрите, вот мы и оказались с вами далеко от детского сада. Занимайте удобные места и слушайте.

Давным-давно люди жили в лесу, в пещерах и у них не было никакой одежды. Нечем было прикрыться от ветра, от дождя. А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы (Иллюстрации). Красота! Но растениями можно не только любоваться. А что можно сделать из листьев?

Дети по очереди называют, что можно сделать из листьев.

Варианты ответов:

- сделать венок на голову,

- сделать юбку,

- сделать платье.

Показываю картинки с изображением вещей сделанных из листьев и веточек и комментирую:

- можно нарвать листочки, собрать на гибкую веточку - и прикрыться от дождя и вера. Хорошо придумано? Но скажите, зимой можно ходить в такой одежде?

Ответы детей.

- А почему нельзя зимой находиться на улице, в одежде из листьев?

Ответы детей.

Варианты ответов:

- потому что зимой холодно,

- мы замерзнем,

- нам будет холодно, и мы будем болеть.

- Правильно, ребята.

А сейчас давайте проведем небольшую разминку.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)

Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)

Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)

Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)

Я надену шарфик

Потуже завяжу. («завязываем» шарфик)

А потом красивые, Теплые, пушистые, (показываем кисти рук)

Крошки – рукавички

На ручки натяну. (поглаживаем тыльную сторону ладоней)

И хотя я маленький (руки на пояс)

У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)

Возьму с собою санки

На горочку пойду. (шаги на месте)

На горку поднимусь (руки поднять вверх)

И с горки прокачусь!

У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)

Стали люди думать, искать, чем прикрыться от непогоды. В лесах, рядом с людьми, жили разные животные. Животным не страшны ни дождь, ни ветер, ни холод. Раз животным так удобно в своих шкурах, значит и мне будет хорошо - подумал человек. Так появилась одежда из шкур животных. Какие вы знаете вещи, сделанные из шкур животных?

Ответы детей.

Варианты ответов:

- шапка из шкурки зайца,

- шапка из шкурки лисы,

- шуба из кролика.

- Эта одежда удобнее одежды из листьев?

Ответы детей.

Почему?

Ответы детей.

- А летом?

Ответы детей.

Варианты ответов:

- летом в шкуре жарко,

- она тяжелая,

- она плохо держится на теле.

- Такая одежда тяжелая, летом и в ней жарко. Тогда люди стали задумываться о более удобной одежде. А так как они были очень наблюдательные, то заметили: растет в поле трава – лен. (Показать) Если ее стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно - ткань. Такой тканью люди обматывали себя. Давайте и мы попробуем. (Обматывает двух детей тканью.) Удобно вам ходить?

Ответы детей.

- А что-нибудь делать?

Ответы детей.

- Почему?

Ответы детей.

Варианты ответов:

- ткань падает,

- не держится на теле,

- не удобно двигаться.

- Правильно, а чтобы ткань не падала мастерицы стали сшивать с помощью иголок и ниток края ткани и получились вот такие рубахи. А еще люди научились получать нити из другого растения-хлопок, а из нитей-ткани. Ребята, посмотрите какое интересное растение. Из шерсти овец стали делать шерстяные ткани. Мастерицы все время старались сделать одежду более удобной и красивой.

- Ребята, вы поняли, как люди придумали и научились шить одеждe?

А теперь я предлагаю встать и сделать круг. Поиграем в игру и представим, что мы шьём платье. Я буду показывать, а вы повторяйте за мной.

Физминутка

Воспитатель и дети образуют круг и идут, произнося:

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем вот так…

Показываю действия (вдеваем нитку в иголку, режем ножницами, шьём, пришиваем пуговицу.), а дети повторяют и называют его действие.

- Вот молодцы, ребята! Красивое платье мы с вами сшили.

А сейчас я предлагаю другую игру, для этого нам надо сесть за столы. Игра называется «Что лишнее».

Игра «Что лишнее?»

- Я сейчас раздам вам карточки с изображением четырех предметов, три из которых - это одежда или обувь. Вы должны определить предмет, который не подходит.

Показываю карточки.

Дети работают самостоятельно. Проверяю правильность выполнения задания.

-Молодцы, ребята, вот и закончилось наше путешествие в прошлое одежды, и пора нам возвращаться в детский сад. Закрываем глаза, а я скажу волшебные слова:

Вокруг вас я обойду,

В детский сад я вас верну.

Один, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

3 часть – заключительная (рефлексивно-оценочная) часть.

- Скажите мне, куда мы с вами путешествовали?

Ответы детей.

- Что нового вы узнали пока были в путешествии?

Ответы детей.

Варианты ответов:

-Узнали, из чего раньше делали одежду,

- Какими инструментами пользовались для изготовления одежды.

-Правильно, молодцы, ребятки. Вы все очень хорошо работали, отвечали на вопросы, много нового узнали. Наше путешествие закончилось.