Луговских Анна Владимировна
мастер производственного обучения
ГБПОУ «ВАТТ-ККК»
с.Уйское
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА:«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР
ПРОИЗВОДСТВА. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ»
по ПМ. 03 Основы предпринимательства и трудоустройства на работу
для специальности
46.01.03 Делопроизводитель
Анатация
Урок по теме: «Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя», по дисциплине «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу для специальности» для специальности 46.01.03 Делопроизводитель, разработан в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Урок основан на применении элементов технологии деятельностного подхода при изучении нового материала Подача нового материала основывалась на активной, разносторонней, самостоятельной и познавательной деятельности студентов. Применение технологии позволило сформировать у студентам новое экономическое мышление, направленное на развитие предпринимательства.
Урок состоит на четыре этапа, подведение итогов и выдачи домашнего задания. Первый этап организационный, был направлен на постановку проблемы и актуализации знаний, необходимых для изучения новой темы. Цель этого этапа – создать условия для студентов на постановку учебной задачи: «Я хочу изучать предпринимательство как фактор производства и понятие прибыли предпринимателя». Для достижения этой цели использовалось ситуационное задание как практический метод, студенты писалисинквейн 1, формулировали понятие предпринимательство, опираясь на знания, полученные в жизни.
Второй этап - лекция с элементами беседы: было совместное «открытие» знаний со студентами. Активная деятельность студентов, на этом этапе проявлялась: в самостоятельном заполнении формы краткого конспекта и формирования, таким образом, для себя лекции; участия в дискуссии. На этом этапе использовались следующие приемы и методы: словесно-логический метод, объяснение, рассказ, дискуссия. Содержание лекционного материала было разбито на три пункта плана. Каждому блоку поставлены свои цели. Первый блок - студенты знакомились с историческими этапами развития предпринимательства. Изучали функции предпринимателя. Цель:обеспечение усвоения учащимися понятия предпринимательства. Второй блок -изучение экономической характеристики предпринимателя, через поставленные вопросы и их обсуждения. Студенты изучили объект и субъект предпринимательства. Изучили особенности метода ведения хозяйства. Рассмотрели тип экономического мышления предпринимателя. Сами дали характеристику предпринимателю как особому типу экономического мышления. Определили свои способности и возможности развития предпринимательских способностей у себя. В завершении изучения новой темы, студенты рассмотрели природу прибыли предпринимателя. Изучили виды прибыли, ее особенность.
Третий этап – закрепление изученной темы. Студенты самостоятельно формулироваливыводы по изученной теме. Писали синквейн 2, поэтому здесь использовалось ситуационное задание как практический метод. Студенты провели сравнение синквейнов 1 и 2, сделали выводы. Таким образом, произошла оценка полученных знаний.
Четвертый этап – рефлексия, следовал сразу после этапа закрепления знаний. Студенты выделили сферы профессиональной деятельности, где могут применить, полученные на уроке знания. Цель рефлексии – формулирование студентами практического применения полученных знаний на уроке. Для достижения этой цели, был применен словесно-логический метод в форме дискуссии. Затем студенты были распределены в группы по четыре человека для разработки студенческой бизнес - идеи, которую можно воплотить в жизнь уже сегодня. После бурного обсуждения, представитель от каждой группы презентовалбизнес-идею группы.
При итоге сделаны акценты, на основные моменты изученной темы. Так как предпринимательство – эта тема, вызывающая большой интерес, то для усиления мотивации к обучению экономической дисциплины и развития у себя предпринимательских способностей, студенты прошли тест на выявление у себя предпринимательских способностей. По результатам теста, определился круг студентов, которые уже готовы сегодня заниматься предпринимательством.
На протяжении всего урока студенты были активны. Проявляли интерес к изучаемой теме. Самостоятельно составляли у себя конспект, что позволило студентам развивать у себя логическое мышление, память умение составлять конспект.Участие в беседе, позволило развивать умения ведения дискуссий.
Урок – лекция, основанный наприменении элементов деятельностного подхода, позволил мне эффективно подать учебный материал. Благодаря тому, что студенты сами формировали себе конспект-лекцию по готовому шаблону, я смогла выдать больше материала, больше времени уделить дискуссии. Повысить активность студентов благодаря синквейну и работе в группах. Применение технических средств: экрана, проектора и ноутбука повысило внимательность и интерес к изучаемой теме.
Преподаватель: _____________/А.В.Луговских/
Содержание
стр.
1.Введение………………………………………………………………………………………….5
2.Этапы урока………………………………………………………………………………………7
3.Ход урока…………………………………………………………………………………………9
4.Приложение 1. Краткий конспект – лекции……………………………………………………21
5.Приложение 2. Тест для выявления предрасположенности к
предпринимательской деятельности……………………………………………………………24
6.Литература……………………………………………………………………………………….25
Введение
Учебное занятие по теме: «Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя» по дисциплине: «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу для специальности» для специальности 46.01.03 Делопроизводитель проводиться в соответствии с учебным планом рабочей программы.
Урок основан на применении элементов технологии деятельностного подхода. Подача нового материала основывается на активной, разносторонней, самостоятельной и познавательной деятельности студентов. Применяю ситуационное задание как практический метод при написании синквейна по поставленной проблеме в начале и в конце занятия. Активная деятельность проявляется в самостоятельном заполнении формы краткого конспекта и формирования для себя лекции; участия в дискуссии, работе в малых группах. Используются приемы и методы: словесно-логический метод, объяснение, рассказ, дискуссия.
Методическая цель:Применение элементов деятельностного подхода при формировании нового типа экономического мышления и развития общих компетенций.
Обучающаяцель:
Изучить предпринимательство, как фактор производства; понятие прибыли предпринимателя.
Задачи:
- рассмотреть общую характеристику понятия предпринимательства;
- изучить экономическую характеристику предпринимательства;
- рассмотреть природу прибыли предпринимателя.
Развивающая цель: развитие познавательных умений.
Задачи:
- развитие логического мышления, памяти;
- развитие умений составления конспекта;
- развитие умений ведения дискуссий.
Воспитательная цель: воспитание мотивов учения, положительного отношения к получению знаний.
Задачи:
- воспитание самодисциплины;
- воспитание взаимоуважения при работе в группе.
После изучения темы студент должен:
иметь представление:
- об исторических этапах развития предпринимательской деятельности;
- о предпринимательстве, как особом типе экономического мышления.
знать:
- понятие предпринимательство;
-функции предпринимателя;
-субъект, объект предпринимательства;
-характеристику метода ведения хозяйства предпринимателем;
-понятие прибыль, виды прибыли.
уметь:
- различать основные исторические этапы развития предпринимательской деятельности;
- различать субъект и объект предпринимательской деятельности;
-различать бухгалтерскую и экономическую прибыль.
Актуальность и важность выбранной технологии заключается в возможности более эффективной подаче материала и формирования нового экономического мышления, направленное на развитие предпринимательства.
Изучение темы позволит продолжить формирование общих компетенций:
- Пониматьсущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- Работать в коллективе и команде, эффективно общаться со студентами.
Средства: экран, проектор, компьютер, фото и видео аппаратура.
Методическое оснащение: презентация, раздаточный материал краткий конспект – лекции.
План учебного занятия
Вид: урок лекция с элементами беседы.
Тип занятия:изучение нового учебного материала
Выбор этого типа связан с тем, что изучение направления предпринимательской деятельности актуально в современной рыночной экономке. И этот тип занятия позволит доступно объяснить особенность деятельности предпринимателя.
Первый этап организационный, направлен на постановку проблемы и актуализации знаний, необходимых для изучения новой темы. Используется ситуационное задание как практический метод, студенты пшут синквейн 1.
Второй этап лекция с элементами беседы: совместное «открытие» знаний со студентами.Самостоятельное заполнение формы краткого конспекта и формирования, для себя лекции; участия в дискуссии.Используются приемы и методы: словесно-логический метод, объяснение, рассказ, дискуссия.
Третий этап – закрепление изученной темы. Написание синквейна 2,использование ситуационного задания как практический метод.
Четвертый этап – рефлексия. Применяется словесно-логический метод в форме дискуссии. Работа вгруппах, разработка студенческой бизнес – идеи и ее презентация.
Ожидаю, что после завершения занятия у студентов появиться желание рассматривать предпринимательскую деятельность как вид деятельности, которым они смогут заниматься в дальнейшем.
Этапы урока:
Этапы занятия
Цель фрагмента занятия
Приемы и методы
Время
Первый этап. Организационный Целеполагание.
Организация начала урока. Ознакомление с темой. Постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы. Подведение студентов к формулированию цели урока, через написание синквена1. Знакомство студентов со структурой урока.
Цель - создать условия для выхода студентов на постановку учебной задачи: «Я хочу изучать предпринимательство как фактор производства и понятие прибыли предпринимателя»
Синквейн 1-ситуационное задание как практический метод
10
минут
Второй этап.Лекция. Совместное «открытие» знаний
Изучение понятия предпринимательства; исторических этапов развития предпринимательской деятельности; сущностипредпринимательства; Функции предпринимателя. Составление конспекта-лекции.
Цель – обеспечить усвоение обучающимися понятия предпринимательства.
Словесный метод. Объяснение, рассказ.
20
минут
Рассмотрение вопросов: Предпринимательство как экономическая категория. Методы ведения хозяйства. Предпринимательство как особый тип экономического мышления. Составление конспекта-лекции.
Цель – обеспечить усвоение учащимисяэкономической характеристики предпринимательства; формирование опыта вести дискуссию.
Словесно-логический метод.
Объяснение. Дискуссия.
25
минут
Изучение понятия прибыли. Бухгалтерской прибыли, экономической прибыли, нормальной прибыли предпринимателя.
Цель – обеспечить усвоение учащимися понятия прибыли и ее виды; формирование опыта вести дискуссию.
Словесно-логический метод.
Объяснение. Дискуссия.
15
минут
Третий этап
Закрепление изученной темы
Закрепление полученных знаний на уроке. Формулирование основных положений изученной тему. Написание синквейна2 и сравнение результатов с синквейном1.
Цель – закрепление получение знаний на уроке.
Синквейн 2 -
Ситуационное задание как практический метод. Способ оценивания –сравнение.
8
минут
Четвертый этап Рефлексия
Актуализация полученных знаний. Определение студентами профессиональных сфер деятельности, в которых полученные знания могут пригодиться. Работа в группах по разработке студенческих бизнес - идей.
Цель – формулирования студентами выводов по изученной теме на уроке; формирование опыта работы в группе.
Словесно –логический метод.
Дискуссия.
Ситуационное задание как практический метод. Работа в группах.
5
минут
Подведение итогов
Подведение преподавателем итогов изученной темы. Перечисление основных понятий изученной темы. Прохождение теста на выявление предрасположенности к предпринимательской деятельности.
Цель – повышение мотивации у студентов в продолжении изучения предпринимательской деятельности.
Словесно – логический метод. Объяснение.
5
минут
Домашнее задание
Работа с конспектом и литературой. Подготовиться ктестированию по теме на следующем уроке.
2
минут
Итого:
90
минут
Ход урока
1. Этап. Организационный. Целеполагание.
Слайд № 1
Цель деятельности преподавателя: создать условия для выхода студентов на постановку учебной задачи: «Я хочу изучать предпринимательство как фактор производства и понятие прибыли предпринимателя»
Задачи этапа:
- создать условия для развития внутренней мотивации студентов к изучению предпринимательства как фактора производства;
- создать условия для развития у студентов умений, связанных с целеполаганием;
- создать условия для развития у студентов умений давать характеристику изучаемому объекту.
Цель деятельности студента: учусь излагать собственную точку зрения
Задачи студента:
- учусь формулировать понятие, используя свои знания о предпринимательстве, полученные в жизни и на уроках «Основы экономической теории»;
- учусь принимать мнение другого человека.
Метод достижения цели: ситуационное задание как практический метод.
Способ достижения цели: синквейн 1
Добрый день уважаемые студенты! Сегодня на уроке мы с вами будем изучать тему: «Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя».
Слайд № 2
Прежде чем, мы начнем изучение сегодняшней темы, назовите факторы производства, которые вы знаете?
Студенты называют факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательство.
Дайте характеристику каждому фактору производства. Какую роль они играют в организации производства?
Студенты должны дать характеристику факторам производства труду, земле и капиталу, а фактору производства – предпринимательство краткую характеристику, опираясь на знания, полученные в жизни.
Слайд № 3
Скажите, пожалуйста, почему труд и предпринимательский талант, рассматриваются как два разных экономических ресурса, ведь предприниматель так же, как маляр, бухгалтер, металлург или инженер, затрачивает свой труд?
Студенты должны придти к мнению, что предприниматель, тоже трудиться, но выполняет несколько иные функции (берет в свои руки инициативу, несет ответственность за принятые решения и т.д.), что позволяет рассматривать предпринимательский талант как отдельный экономический ресурс.
Слайд № 4
Теперь я предлагаю вам самостоятельно ответить на вопрос, кто такой предприниматель? Напишите синквейн. Японский стих. Он состоит из пяти строк. Первая строка состоит из одного слова, имя существительное, отвечает на вопрос - что? Вторая строка состоит из двух слов прилагательных, отвечающих на вопрос – какой?Третья строка состоит из трех слов глаголов, отвечающих на вопрос – что делает? Четвертая строка – эта фраза из четырех слов, выражает отношение. Пятая строка – одно слово, выражающее образ, философское обобщение темы.
Например, синквейн на понятие «каникулы».
Каникулы.
Желанные, долгожданные.
Приходят, пролетают, проходят.
Неужели все смогу успеть.
Отдохнули.
Давайте проговорим ваше видение понятия предпринимательства. Заслушать четыре синквейна. Молодцы! Я рада, что вы имеете представление о том, кто такие предприниматели.
Сформулируйте цель сегодняшнего занятия. Что каждый из вас сегодня будет изучать? Сегодня мы изучим предпринимательство как фактор производства. Рассмотрим историю развития предпринимательства. Сущность и функции предпринимательства. Изучим экономическую характеристику предпринимательства. Виды прибыли, получаемые предпринимателем. Сегодня вы будите работать по краткому конспекту, в котором в процессе изучения темы, вы будите самостоятельно делать записи, формируя себе конспект-лекцию.
2.Этап. Лекция: «Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя»
Цель деятельности преподавателя: создать условия для формирования общих компетенций при изучении новой темы
Задачи этапа:
- создать условия для развития потребности постоянно пополнять свои знания;
- создать условия для развития у студентов умений выделять главное для составления конспекта;
- создать условия для развития у студентов умений, вести дискуссию;
Цель деятельности студента: учусь составлять конспект при изучении новой темы.
Задачи студента:
- учусь составлять конспект;
- учусь вести дискуссию;
- учусь принимать мнение другого человека.
Метод достижения цели: словесно-логический.
Способ достижения цели: лекция с элементами беседы
План Слайд № 5
I Сущность и функции предпринимательства
II Экономическая характеристика предпринимательства
III Прибыль – вознаграждение услуг предпринимателя
I Сущность и функции предпринимательства
Предпринимательство – неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого – свободная конкуренция. История предпринимательства уходит в глубь веков, но современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своего процветания.
Слайд № 6
В античные времена и в эпоху господства христианской церковной идеологии деятельность торговца, купца и любого делового человека рассматривалась как недостойная, мерзкая и греховная. Аристотель считал более достойным образ жизни философа, нежели деятельность торговца, которому недостает внутреннего покоя. Ф.Аквинский, утверждал, что профессия купца несет в себе печать морально-этической неполноценности. А в известном в XII в. учебнике канонического права «Gratians» говорилось: «Купец лишь в малой степени угоден Богу или вовсе противен Ему».
Слайд № 7
Враждебное отношение многих средневековых философов и богословов к предпринимательству было обусловлено тем, что в тот период господствующей формой производства все еще оставалось натуральное хозяйство и предпринимательским функциям отводилась малозаметная роль. Кроме того, спокойная жизнь и деятельность старательного земледельца считалась идеалом человеческого существования, в то время как предприниматель, будучи в постоянном поиске ломая устоявшиеся привычки, был прямой противоположностью крестьянскому консерватизму. Характерно, что даже основатели классической политической экономии не видели особого смысла в предпринимательстве, т.к. по их мнению, экономический процесс осуществляется сам по себе, на основе принципа «невидимой руки». По их схеме, предприниматель может выступать в качестве либо собственника (А.Смит), либо инвестора (Д.Рикардо). Иных функций за предпринимателем они не признавали.
Слайд № 8
Взгляды классиков явились одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие и на разнице между стоимостью созданной наемными работниками продукции и суммой выплаченной им заработной платы имеет прибыль. Это, по мнению К.Маркса, свидетельство эксплуататорской сущности предпринимательства, его социального паразитизма, и поэтому оно должно быть ликвидировано наряду с другими устоями капиталистической системы хозяйства.
Слайд № 9
Лишь много позже, на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. А.Маршалл добавил к трем классическим факторам производства – труду, земле и капталу - четвертый – организацию. Й.Шумпетер в книге «Теория экономического развития» (1912г.) дал этому фактору современное его название – предпринимательство.
Слайд № 10
Красочную характеристику предпринимательства можно встретить в работах экономиста В.Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, - это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары,пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной – рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.
Слайд № 11
Наибольший вклад в разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внес именно Й.Шумпетер. он называл предпринимателем того организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: «Быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие….. и не так, как делают другие». К функциям предпринимателя Й.Шумпетер относит:
1.создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;
2.введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;
3.завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;
Слайд № 12
4.использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
5.введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии.
Борясь с рутиной, осуществляя нововведения и обеспечивая экономический рост, предприниматель становиться, по словам Й.Шумпетера, «созидающим разрушителем». Разработанная Й.Шумпетером идея творческого предпринимателя является самым известным и точным определением сути предпринимательства.
Слайд № 13
Данная характеристика не является исчерпывающей. Впоследствии Г.Брифс сформулировал еще одну важную функцию предпринимателя – слежения за ценами и издержками, а также за пропорциональным их соотношением. Р.Коуз тоже выделял этот аспект деятельности предпринимателя, подчеркнув, что предприниматель – это лицо, которое в конкурентной системе направляет производство, выполняя роль механизма цен.
Таким образом, в современной научной литературе утвердился однозначный взгляд на предпринимательство как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы производства и обеспечивающий свой вклад в успех экономического развития.
Слайд № 14
Предпринимательство (предпринимательская деятельность) - самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).
Для более полного представления о предпринимательстве как факторе производства остановимся еще на одном аспекте данной проблемы – экономическом содержании предпринимательской деятельности.
Слайд № 15
II Экономическая характеристика предпринимательства
Слайд № 16
Экономическая характеристика предпринимательства включает в себя: экономическую категорию, метод хозяйствования и тип экономического мышления.
Предпринимательство как экономическая категория
Слайд № 17
Ребята, что является основой предпринимательской деятельности?
Студенты отвечают, что основой предпринимательской деятельности является наиболее выгодная комбинация использования ресурсов, т.е. производство товаров, продажа услуг (товаров).
Ребята, а кто может заниматься предпринимательской деятельностью?
Студенты отвечают, что предпринимательской деятельностью могут заниматься индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, государство.
Слайд № 18
Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть прежде всего частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств). Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т.д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.