Публикации

Викторина по сказкам «В стране сказочных чудес»

Викторина по сказкам « В стране сказочных чудес»

Цели:1.Воспитывать любовь к русскому фольклору.2. Обобщить знания детей о сказках. 3.Приобщить детей к чтению художественной литературы.

Оборудование: 1.Выставка книг – сказок народных и авторских. 2.Рисунки детей на тему «Моя любимая сказка»,. 3.Иллюстрации к известным сказкам.

Ход мероприятия:

Учитель: Ребята! С самого детства вас окружают сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом вы пошли в школу, и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный мир, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу – царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми и серебряными яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех.

У сказки чистая душа,Как ручеек лесной. Она приходит не спешаВ прохладный час ночной.Родной народ ее творец, Народ-хитрец, народ-мудрец,В нее мечту свою вложил, Как золото в ларец.

Давным- давно, когда не было самолетов и вертолетов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. Шло время… сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, в помощников людей. И никого не удивляет теперь, что вода сама приходит домой, что в аэросани не надо впрягать лошадь, что один человек при помощи динамита может целую гору своротить, что телевизор передает изображение на далекое расстояние все эти чудеса стали для нас обычными. Наша действительность великими достижениями науки и техники осуществила давние мечты людей.

Чтецы: рассказывают стихи.1)Сказка по лесу идет- Сказку за руку ведет,Из реки выходит сказка,Из трамвая! Из ворот!

2)Это что за хоровод? Это сказок хоровод!Сказка – умница и прелесть,С нами рядышком живет.

3)Чтобы, чтобы, чтобы снова Добрый злого победил!Чтобы добрый, чтобы злого Стать хорошим убедил!

4)В сказке солнышко горит,Справедливость в ней царит! Сказка - умница и прелесть!Ей повсюду путь открыт.

Слово библиотекарю (небольшой обзор по выставке книг)

А хотите вы сегодня совершить путешествие в мир сказок? Перед вами избушка на курьих ножках, терем – теремок и терем. Это наши остановки, где вы должны ответить на вопросы или отгадать сказку. Итак, мы – у избушки на курьих ножках.- Кто живёт в этой избушке?- Правильно ли стоит избушка?- Вспомните заветные слова, чтобы избушка встала правильно. А вот и Баба – Яга!

Баба – Яга: Вот они, голубчики! Попались! Чтобы вырваться из моих цепких рук, вам придётся отгадать загадки, иначе: накормлю, напою, в баньке помою, спать положу, а потом съем!

  1. В каких сказках живёт Баба – Яга? («Финист – ясный сокол», «Гуси - лебеди», «Царевна - лягушка», «Баба - яга»).
  2. Какие волшебные вещи есть в русских народных сказках? (топор, клубок, дудочка, шапка – невидимка).
  3. На чём передвигаются герои сказок? (ковёр – самолёт, сапоги - скороходы).

Угадай героя.

Появилась девочка в чашечке цветка,И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спалаКто читал такую книжку Знает девочку –малышку? (Дюймовочка)

Я на балу никогда не бывала,Чистила, мыла, варила и пряла.Когда же случилось попасть мне на бал, То голову принц от любви потерял,А я башмачок потеряла тогда же. Кто я такая? Кто же подскажет? (Золушка)

Ничего малыш не знает,Небылицы сочиняет, А одет как попугай. Его имя отгадай! (Незнайка)

Два горбаКак у верблюда, Уши- словно у осла. Вот такое, братцы чудоКобылица принесла. (Конек-Горбунок)

Он и весел, и не злобен. Этот милый чудачок,С ним хозяин, мальчик Робин, и приятель Пятачок.Для него прогулка-праздник,И на мед особый нюх, этот плюшевый проказник- Медвежонок… (Винни-Пух)

У отца был мальчик странный,Необычный, деревянный, но любил папаша сына Шалунишку …(Буратино)

Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей.Всем известен, знаменит, добрый доктор…(Айболит)

На солнечной поляне стоит зеленый дом,А в доме том зеленом живет веселый… (Гном)

Многим долго не известный, стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной мальчик – Луковка знаком Очень просто и недлинно он зовется …(Чиполлино)

А теперь вам нужно ответить на вопросы:

1.Как в сказках называют лису? (лисичка – сестричка, кумушка, Лиса – Патрикеевна, лисонька).2. Кто помог девочке выручить своего братца, унесённого гусями? (печь, яблонька, речка). 3. Самые маленькие по росту герои сказок? (Липунюшка, Мальчик–с–пальчик, Дюймовочка).4. Кто и кого угощал горохом, пшеницей, орехами? (лиса - петушка).5. В какой сказке есть такие слова: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?» («Морозко»). 6. Где находится Кощеева смерть? (на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце…). 7. Где спрятался седьмой козлёнок из сказки «Волк и семеро козлят»? (под печкой). 8.Из чего Фея сделала Золушке карету? (из тыквы). 9.Где баба взяла муку в сказке «Колобок»? (по сусекам поскребла). 10.Кто доставил доктора Айболита в Африку? (орёл).

Учитель: Мы прибываем на станцию «Теремок». Здесь нас тоже ожидают интересные задания.

Игра «Измени одну букву» В словах из названий русских народных сказок изменена всего одна буква. Например, «Репка» – «Лепка». Необходимо найти эти буквы и «восстановить» подлинное название сказки. «Кот и киса» («Кот и лиса»). «Лиса и мак» («Лиса и рак»).«Мурочка» («Курочка»). «Золотая рубка» («Золотая рыбка»).«Полк и семеро козлят» («Волк и семеро козлят»).

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть.Отдохнем - и снова в путь! Нам советует Мальвина:– Станет талия осиной, Если будем наклоняться Влево-вправо десять раз.Вот Дюймовочки слова: – Чтоб была спина пряма,Поднимайтесь на носочки, Словно тянетесь к цветочкам.Раз, два, три, четыре, пять.Красной шапочки совет: – Если будешь прыгать, бегать,Проживешь ты много лет. Раз, два, три, четыре, пять.Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Дала нам сказка отдохнуть!Отдохнули? Снова в путь!

(Дети повторяют описываемые движения.)

Герои сказок приглашают нас на викторину «Знаешь ли ты сказки?»

  1. «Сел на коня и полетел, что твой сокол, прямо к палатам Елены – царевны». («Сивка – Бурка»).
  2. «А журавль клюёт себе и клюёт, пока всё не съел». («Лиса и журавль»).
  3. «Тук – тук! Кто в тереме живёт? – Я, мышка – норушка, - я, лягушка – квакушка. А ты кто?». («Терем – теремок»).
  4. «Часы стали бить полночь. Она выскочила и упорхнула, как птичка». («Золушка»).
  5. Сидит в корзинке девочка у Мишки за спиной. Он, сам того не ведая, несёт её домой. ( «Маша и медведь»).
  6. «Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка чуть больше ноготка». («Дюймовочка»).
  7. В сказке небо синее. В сказке птицы страшные. Реченька, спаси меня. Реченька, спаси меня. («Гуси – лебеди»).
  8. Ах, ты, Петя – простота, сплоховал немножко: не послушался кота выглянул в окошко. («Петушок – золотой гребешок»).
  9. Вымолвил словечко – покатилась печка. Прямо по деревне к царю да царевне. И за что, не знаю. Повезло лентяю. («По щучьему велению»).
  10. Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться. Очень вкусная вода в ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
  11. Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. («Колобок»).

Викторина «Волшебные предметы».

Предметы волшебные в сказках бывают,Героев желанья они исполняют: Ковер-самолет - над миром подняться,Чудесный горшок - сладкой кашей питаться. А ну-ка попробуй и ты, мой дружок,Волшебных предметов набрать кузовок. Вспоминай, не зевай, Те предметы называй.

Какие герои побывали в нашем тереме и оставили свои вещи: корзинка с пирожками (Красная Шапочка), «Азбука», колпак (Буратино), сапоги (Кот в сапогах).

Анаграммы. Отгаданные слова пришли к вам из сказок. Что это за сказки? Кто их автор?

1 а) ЯЧИОК; ШКАМЫ; ИКХОСВТ. (Яичко, мышка, хвостик; сказка «Курочка Ряба»; русская народная)

2. б) АЧШАК; ИКЧУСЬТЛ; ШЕМАНЬАК. (Чашка, стульчик, Машенька; сказка «Три медведя»; русская народная)

3. в) ГООДОР; АКУЖЧ; АКЕПР. (Огород, Жучка, репка; сказка «Репка»; русская народная)

Учитель: И вот остановка «Замок». О, да тут герои сказок оставили телеграммы и некоторые свои вещи. Давайте отгадаем авторов телеграмм.

  1. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл. Скоро буду у вас. (Колобок).
  2. Золотое яйцо снесла. Скоро снесу простое. (Курочка Ряба).
  3. Спасите, нас съел Серый волк. (Семеро козлят).
  4. Нам не страшен Серый волк! (Три поросёнка).
  5. Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! (Муха )

Игра-кричалка «Сочиняем сказку».Старый замок — в гуще леса,В этом замке спит... (принцесса).Лес дремучий замок прячет, Принц отважный к замку... (скачет).Ясно всем, что дальше будет: Принц красавицу... (разбудит).Злой Кощей совсем не глуп: Сторожит он старый... (дуб),На цепи из ста колец Золотой весит... (ларец).Тот ларец стеречь — не шутка.Заяц в нем, а в зайце— ... (утка), На Кощея утка зла,В ней — яйцо, а в нем — ... (игла), Кто иглу тайком достанет,Тот сильней Кощея... (станет).

Интересная у нас получилась сказка?

Доскажи имя сказочного героя.

Кот (в сапогах, Леопольд, Матроскин), баба(Яга), почтальон(Печкин), доктор(Айболит), крокодил(Гена), Муха(Цокотуха), черепаха(Тортилла), красная (шапочка).

Эстафета “Юный художник”– Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:На сметане мешан, на окошке стужён

Круглый бок, румяный бок

Покатился …….. (колобок)

– Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3 участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку, 5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7 участник – ротик, 8 участник – дорожку, по которой бежит колобок.

Вот и подошло к концу время нашего путешествия. Я вижу, что вы любите сказки, знаете их. Но есть ещё очень много сказок, которые вам предстоит прочитать и полюбить их героев. Дружите с книгой, чаще ходите в библиотеку.

Мудрости из сундуков.

  1. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
  2. Всякая прибаутка в сказке хороша
  3. Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.

Учитель: Ребята, сегодня вы показали себя настоящими знатоками сказок. Я вижу ваши радостные лица, а это значит, мы вместе с вами получили массу положительных эмоций. А из этого следует, что каждый из нас стал сегодня ещё добрее и грамотнее.