Публикации

Конспект занятия "Изба для Домовенка Кузьки"

Цель: становление основ уважительного, бережного отношения к культуре русского народа.

Задачи:

·-расширять представления детей о персонаже русских поверий – домовом; (леший, водяной)

·-систематизировать знания детей о назначении избы, её убранстве, особенностях материалов, используемых в строительстве жилища, а также о предметах русского быта;

·-расширять и обогащать активный словарный запас детей (изба, печь, люлька, красный угол, чугунок);

·-воспитывать интерес к русскому быту и культуре русского народа.

Оборудование: макет избы, многоэтажки, шалаш, кепки для мальчиков и платки для девочек, сундучок.

Предварительная работа: чтение сказки «Домовёнок Кузька», дидактические игры: «Что было раньше? Что сейчас?», «Русская изба», рассматривание альбомов: «Русская изба», «Предметы русского быта», «Русская национальная одежда».

Ход занятия:

Воспитатель:

Тихо стало, ночь приходит,

И уснули все давно.

Но по дому кто-то бродит,

Хотя дома и темно.

Шевелит в углу поленья,

Половицами скрипит,

Что же это за явленье,

Кто же ночью там не спит?

И куда исчезли ложки, ножик,

Кочерга с метлой?

Это всё, конечно, сделал

Хитрый добрый …(Домовой)

На Руси верили - никакой дом не стоит без домового. Домовой — это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нем. Домовой - идеальный домохозяин, вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с домовым хорошие отношения, не забывали обращаться с ласковым словом, оставлять немного вкусной еды и маленькие подарочки. Тогда домовой отплатит добром за добро: сохранит мир и покой в семье, предупредит и сбережет дом от бед и разорения, станет ухаживать за скотиной, помогать по хозяйству.

Воспитатель: слышите, ребята, кто-то к нам спешит.

Домовёнок Кузя: Нафаня, ой беда-беда огорчение. Потерялся, заблудился ой, горюшко, горюшко. Где жить – то мне? Куда же я попал? Нафаняяя….

Воспитатель: ребята как Вы думаете – кто к нам пришёл? (ответы детей)

Конечно, это домовёнок Кузька. Кузя расскажи, что случилось?

Домовёнок Кузя: ходил я к Лешему в гости, да и заблудился? Может поможете мне ребята? (ответы детей)

Воспитатель: а давайте покажем ему различные жилища, может быть, он там свой дом найдет. Воспитатель показывает изображение шалаша.

Кузя, это твой дом?

Домовенок Кузя: нет.

Воспитатель: ребята, а что это? (ответы детей)

Удобно ли жить в шалаше? Почему?

Дети: печки нет, дверей и окон тоже нет, темно, холодно, неуютно, спать неудобно, мало места, не годится такой дом для жилья.

Воспитатель: показывает многоэтажный дом. Вот какой красивый и большой дом. Кузя, ты в этом доме живешь?

Домовенок Кузя: нет, мой дом другой был.

Воспитатель: а как вы думаете, в этом доме удобно жить? Какой он, как называется?

Дети: это многоэтажный дом, построен из кирпича, он светлый, теплый, в нем много окон и дверей, в нем живет много народа, в нем очень удобно жить.

Домовенок Кузя: не хочу много народа, мой дом был деревянный, с трубой, в нем печка была, я очень люблю спать на печке.

Воспитатель: показывает избу. Кузя, может, этот дом? Он деревянный.

Домовенок Кузя: вот мой дом! И труба на крыше, и крыльцо! Вот моя изба!

Воспитатель: а ведь у нас с вами есть такая изба, давайте покажем ее Кузе.

Ребята я предлагаю Вам принарядиться (девочки- платочки, мальчики -кепки).

(Приходят в музей «Русская изба»).

Воспитатель: ребята, в русской избе была одна комната. А что же занимало почти половину избу?

Дети: печь.

Воспитатель: вы можете сказать из чего же делали печи?

Дети: сначала печи делали из глины, а затем из кирпича. Соединяли кирпичи с глиной.

Воспитатель: а чем топили печь?

Дети: раньше печь топили дровами.

Воспитатель: правильно, топили печь дровами. Самыми лучшими считались березовые дрова, потому что они хорошо горят и дают много тепла, в отличие от сосновых и еловых дров. Дым от прогоревших поленьев вытягивался в специальное окошко с задвижкой и уходил в дымник, а оттуда через трубу - на улицу. Как вы думаете, а в какой посуде готовили еду в печи? Из каких материалов ее делали?

Дети: в посуде, которую делали из глины и металла.

Воспитатель: правильно, еду готовили в печи в специальной посуде -чугунках, она не портилась при нагревании. Делали ее из обожженной глины, чугуна и различных металлов. Раньше говорили: «Когда в печи жарко, тогда и варко». А как чугунки в печь ставили? (ответы детей).

При помощи ухвата.

А кто знает стихи про печь?

Ребенок:

Ой, ты печка - сударыня

Помоги нам, барыня:

Ты свари, испеки, обогрей, освети,

Подлечи и спаси, в дом богатство принеси.

Домовенок Кузя: спасибо вам, ребята, за такие хорошие стихи про печь. Печь в доме - мое любимое место, там можно погреться, поспать.

Воспитатель: а где спали малыши? (ответы детей).

Дети: в люльке.

Воспитатель: а кто может назвать как назывался левый от печи угол? (ответы детей) Красным.

Воспитатель: как вы думаете, почему его так называли?

Дети: красный означает красивый. Здесь принимали гостей, отмечали праздники.

Воспитатель: вы сегодня большие молодцы. Красный угол предназначался для встречи гостей, сбора родственников во время праздников, обедов. В левом углу от печки в избе всегда стоял большой стол. Около него - простые длинные скамейки, так как стульев и табуреток раньше не было.

Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». (Рассматривают предметы в избе)

Ну, Кузя понравилась тебе изба наша?

Домовёнок Кузя: очень, хороша, светла и чиста. И печь большая, и скамья широкая. Что ж не остаться ли мне здесь - остаюсь.

А у меня для вас есть подарок - сундучок. Да не простой, а со сказками. Вот вам сказки про меня. Чтобы читали да про меня вспоминали.