Публикации

СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, РОДИТЕЛЯМИ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЕВ ВНУТРИ ГРУППЫ, ДЕТСКОГО САДА

Байчурина Зульфия Винеровна

Воспитатель,

МАДОУ №19 «Ручеек»

г. Гай

«СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, РОДИТЕЛЯМИ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЕВ ВНУТРИ ГРУППЫ, ДЕТСКОГО САДА»



Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Наверное, никто не будет спорить с тем, что дошкольный возраст — это сенситивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. У детей рано складывается своя “картина мира”. Данное понятие означает зримый портрет мироздания, образно-понятийную модель Вселенной, в которой обозначены ее пространственно-временные границы и место в ней человека.

Формирование восприятия целостной картины мира у детей дошкольного возраста – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Личный опыт, хотя и небольшой, показывает, что задача педагога заключается в развитии умения видеть закономерности, зависимости, взаимовлияния, свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; пробуждать познавательные интересы.

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности.

Интеграция в педагогическом процессе - позволяет утверждать более широкие, воспитательные и обучающие возможности музейной педагогики, не сводя их только к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.

К. Д. Ушинский, активно развивавший идею применения наглядности в обучении (именно это стало одним из стимулов создания школьных музеев в дореволюционной России), Я. А. Коменской, подчеркивавший значение всех органов чувств в процессе обучения и воспитания («золотое правило» Коменского), И. Г. Песталоцци с его учением о чувственном восприятии как об «абсолютном фундаменте» всякого познания.

Другим классиком психологической науки, является Л. С. Выготский.

Прежде всего, имеет большое значение его положение о зоне ближайшего развития. Именно на этом фундаментальном принципе базируются педагогические теории развивающего обучения. По Выготскому, существенным является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет ближайшим образом, каковы возможности ребенка в смысле овладения тем, чем он еще не владеет под руководством, с помощью, по указанию, в сотрудничестве. Исследования Выготского о зоне ближайшего развития важно потому, что с опорой на него строится такая система работы с музейными экспонатами, чтобы дошкольники сами «открывали» их для себя.

Н.А. Рыжова считает, музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного».

Опираясь на ФГОС ДО, целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста следующих предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людями самому себе;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.

В настоящее время ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа – средой.

Электронные интерактивные игрушки, игровые приставки, компьютер, который дети чаще всего используют для игр, а не как источник информации, занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Как результат – отсутствие у детей познавательно - исследовательских умений и навыков, они не умеют и не учатся работать с информацией, так как компьютер выдаёт уже готовые ответы, стоит только нажать на кнопку.

У детей выпускной группы недостаточно развита речевая и познавательная активность, поисковая и экспериментальная деятельность. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А многие дошкольники просто не умеют общаться, играть и понимать своего собеседника, предпочитая живому общению одиночество.

Одной из задач дошкольного воспитания является создание каждому дошкольнику

условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. С введением ФГОС дошкольные образовательные организации должны способствовать полноценному развитию целевых ориентиров воспитанников и самостоятельной деятельности детей. С этой целью в детском саду должна быть создана определённая развивающая предметно – пространственная среда; организовано педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, что ведёт к развитию интересов, способностей каждого ребенка, стимулированию активности, самостоятельности. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволит ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок сможет реализовать свое право на свободу выбора деятельности.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее будет идти его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Характерной особенностью дошкольного возраста является познавательный интерес, выражающийся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать новое.

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два крупных направления:

- сотрудничество ДОУ с музеями;

- создание и использование мини-музеев в детском саду.

С целью формирования познавательно - исследовательских умений детей дошкольного возраста я стала использовать в своей работе такую форму как мини - музей.

Можно выделить ряд характерных отличий "детского музея" или мини-музея от традиционного:

 Его главная задача – просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, и не только подлинники и ценные экземпляры.

 Это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.

 Музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ.

В своей работе я обратила внимание, что понятия «мини - музей» и «музей» очень близки и их легко спутать. Однако различие между этими понятиями прослеживается уже в определении. Что такое музей? Это отдельное помещение, учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением, показом предметов и документов, характеризующих и отражающих развитие природы и человеческого общества конкретной эпохи и представляющих историческую, научную или художественную ценность. У музея должен быть режим работы, архив, картотеки экспонатов, устав. Следовательно, музей — это форма работы на уровне детского сада. Исходя из определения, музей в ДОО должен располагаться в отдельном помещении и иметь соответствующее оборудование. Но не все дошкольные учреждения имеют свободные помещения для организации музея. Поэтому в своей работе я использую именно Мини – музеи. Конечно, мини – музей не отражает черты Большого музея, которые отличают его от любой тематической выставки: наличие экспонатов, этикетаж, экспозиции, экскурсии, паспорт.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально - организованную предметно-пространственную среду. Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.

Включение музея в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. «Как создать мини-музей?», «Где взять экспонаты для экспозиции?», «Как увлечь детей и родителей этой деятельностью, что бы она была интересна всем участникам воспитательного процесса?» ответы на эти вопросы предполагают большую работу со стороны всех участников: детей, их родителей, воспитателя.

Постоянно развивающаяся познавательная активность дошкольников должна поддерживаться всей атмосферой жизни в группе детского сада. Обязательным элементом образа жизни является участие детей в разрешении проблемных ситуаций, которые они сами и создают. А мы должны подтолкнуть ребёнка на поиск ответов. Как это сделать? Дать детям обычный ответ в виде традиционного занятия, или же побудить детей к самостоятельному исследовательскому поиску ответов на возникающие вопросы, используя метод погружения в интересующую ребенка тему. Первый вариант самый простой, но эффективен ли он? В своей работе я выбрала второй. Так я перешли от традиционной формы организации «готовой» среды, регламентированной «заорганизованной» деятельности дошкольника к мини – музею.

Как известно мини - музей это самостоятельная или коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. От того каким будет результат, будет зависеть и успешность мини - музея. Это сложная задача, которую должен решить воспитатель. Мини – музей должен быть как магнит, который будет каждый день притягивать к себе детей и провоцировать их на познавательную, исследовательскую, продуктивную деятельность.

Тема для создания мини - музея может быть предложена детьми или взрослыми.

Важно, однако, соблюдать баланс инициатив взрослых и детей. Более успешным будет мини - музей, предложенный детьми и основанный на их интересах. Внимательный педагог, ежедневно взаимодействуя с детьми, тонко чувствует, что в действительности их интересует. При выборе тематики мини - музея я ориентировались на следующие критерии:

 Доступность;

 Социальная направленность;

 Воспитательная направленность;

 Научность;

 Соответствие возрастным особенностям;

 Интегративность;

 Ориентация на «зону ближайшего развития».

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, посредством создания мини - музеев развивается дошкольников познавательный интерес к различным областям знаний, формирую навыки сотрудничества.

Ведь открытие мини - музея это как самостоятельная, так и коллективная творческая работа.

Создавая мини – музеи ориентируемся:

 на осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;

 приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;

 формирование таких личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде;

 применение и приобретение детьми новых знаний (порой и путем самообразования).

Цель и задачи создания мини – музеев:

Цель: формирование познавательно – исследовательских умений детей дошкольного возраста средствами создания мини – музея.

Задачи:

1. Обогатить развивающую предметно – пространственную среду ДОО.

2. Создание единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога, ребенка и родителей.

3. Вовлечение детей в общественные связи и обогащение социальным опытом.

4. Сформировать у дошкольников представления о музее.

5. Развить познавательные способности, познавательную деятельность и формировать проектно-исследовательские умения и навыки.

6. Разработать и опробировать новую форму взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.

Работу проводят по трем направлениям:

Работа с детьми;

Работа с педагогами;

Работа с родителями.

Задачи по направлениям:

С детьми:

1. Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;

2. Способствовать формированию интереса к ценностям, уважение и бережное отношение к ним.

3. Научить детей коллекционированию, аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развитию любознательности и познавательной активности.

4. Воспитать качества, нужные для исследовательской работы, способствующие развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.

С родителями:

1. Заинтересовать родителей в создании мини-музея;

2. Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.

С педагогами:

1. Создать условия для повышения профессионализма в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея.

2. Разработать систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.

3. Стимулировать саморазвитие педагогов, поделиться с ними своим опытом работы.

Направления деятельности мини-музеев:

 Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини-

музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе.

 Экспозиционное. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.

 Экскурсионное. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).

Предполагаемый результат:

- В процессе активной познавательно-исследовательской деятельности у воспитанников будут расширены представления о природном и социальном мире;

- У детей будет развиваться интеллект, восприятие, речь;

Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках

мини-музея будет осуществляться через:

* формирование и организацию коллекций, создание экспозиций;

* совместную исследовательскую и творческую деятельность, чувственного восприятия (сенсорный опыт);

* использование метода проектов в образовательной работе с детьми;

* организацию интерактивных выставок, экскурсий, занятий, тематических вечеров и музейных праздников;

* взаимодействие мини - музея с предметной средой группы,

* организацию встреч с интересными людьми;

Благодаря эффективным формам и методам мини-музей станет местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.

Работа с детьми

Дети совместно с педагогами разрабатывают правила поведения в мини – музее.

В процессе создания мини-музеев всю работу разделила на этапы:

1. Подготовительный. В начале работы (дети, родители, воспитатели) определяли название мини-музея, разрабатывали его содержание, выбирали место для размещения.

2. Практический. Сбор и расположение экспонатов на полках мини – музея. Экспонат главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Учим, бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. А любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие – понимание - осмысливание -закрепление - применение.

3. Третий этап, когда мини – музей уже будет готов. На этом этапе начинается работа с мини – музеем и экспонатами, показ презентации мини-музеев.

Назначение, оформление и содержание каждого мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы. Решая проблему свободных помещений для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу, а можно сделать и мобильные, переносные мини-музеи и т.п.

Встраивание экспозиции в интерьер помещения группы способствует созданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы.

Каждый мини – музей — это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В детском саду мини – музей должен не только «хранить и показывать», но и обеспечивать активную деятельность детей в процессе образования. При условии, что музей – это практический и активный способ ознакомления ребенка с интересующими его темами я старалась придерживаться принципов:

1. наглядности;

2. доступности;

3. достоверности;

4. вариативности;

5. интерактивности;

6. многофункциональности;

7. преемственности;

8. психологической комфортности и безопасной деятельности в музейном пространстве;

9. - координация обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи.

Все экспозиции интерактивны, доступны детскому восприятию. Мини-музеи в детском саду дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Необходимо выделить следующие педагогические функции мини-музея:

образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Сбор экспонатов для музея и организация его экспозиций – дело не простое.

Кроме того, экспонаты и дети должны говорить на одном языке. Задача эта решается разными способами, один из которых привлечение к открытию музеев родителей.

Особое место в работе музея занимают экскурсии. И это вполне закономерно, в каком музее не бывает экскурсий? Экскурсоводами становятся по желанию сами дети и даже сами родители! Причём у каждого ребёнка есть свой любимый мини – музей, о котором он с удовольствием расскажет другим детям. Экскурсии организуются для детей младших и средней групп, родителей. Конечно, со стороны педагога проводится предварительная работа по подготовке детей к проведению экскурсии. Обычно, это ролевая игра, в которой дети знакомятся с правилами поведения в музее, с правилами проведения экскурсий, и примеряют на себя образ экскурсовода.

Наряду с занятиями непосредственно в музее (занятия – экскурсии, выставки, конкурсы и праздники, беседы, самостоятельная работа старших дошкольников с музейными материалами), проводятся занятия с использованием отдельных предметов – подлинников, специально подготовленных выставок и монтажей с активным использованием технических средств и ИКТ: звукозаписи, фотографии, презентации, видео-фильмы. Пример: НОД «В волшебный лесу», с медиа–презентацией, рассматриванием настоящего природного материала, фотографий, картинок.

При ознакомлении детей с экспозициями музеев широко используются игровые методы и приёмы, такие как: игровые ситуации (пример, «Путешествие по волшебному лесу», «Супер транспорт» и др.), игры на развитие памяти и внимания («Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Что лишнее?»), сюжетно – ролевые игры («Экскурсии в музеи», «Магазин игрушек»), игры – викторины и игры – конкурсы («Угадай экспонат музея по картинке и расскажи о нём», «Я - экскурсовод») и т.д.



Работа с родителями

В целях создания необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей разработаны направления работы с семьей:

- обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в ДОУ и семье;

- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать и находить на них ответы посредством – совместных наблюдений, размышлений, посещений музеев, выставочных залов, детской художественной галереи, просмотра документальных видеофильмов и т.д.;

- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности: организовывать выставки семейного художественного творчества.

Работа с семьей ведется по двум направлениям:

1) педагогическое просвещение родителей, оказание практической помощи в вопросах воспитания;

2) вовлечение родителей в совместную активную деятельность с детьми и педагогом. Не умаляя роли первого направления, предпочтение отдается второму, т.к. именно оно придает группе “открытость”, т.е. делает педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, помогает гуманизировать отношения между детьми, педагогом и родителями.

Используется много интересных и разнообразных форм работы с родителями:

- выставки “Моя мама – Марья - искусница” и “Вместе с папой”, родители обладают большими талантами: выпиливать, мастерить, вышивать, шить, рисовать и многое другое;

- совместное рисование на асфальте, на групповой площадке, на разные темы;

- проведение тематических дней “День игрушек”, “День креативных причесок”;

- проектная деятельность;

- проведение совместных мероприятий, в год планируется два - три, например, “Дары осени”, “Парад снеговиков”, «Подарок маме» и т. д, кульминацией является выставка работ.

Перед созданием какого-либо мини-музея, проводятся родительские собрания, с обязательным анкетированием. Проводятся консультации для родителей, беседы, выставляются папки передвижки с информацией по заданной теме, рекомендации, памятки и др. В завершении работы, проходит показ – презентация о проделанной поэтапной работе, подведение результатов.

Совместная работа детей и родителей над экспонатом музея, делает его близким и понятным каждому ребёнку, ведь это будет то, что ребёнок знает, понимает, о чём он может рассказать или прочитать своим друзьям. Очень интересными получаются книги, в которые входят рассказы и рисунки детей, выполненные совместно с родителями. Пример: «Сказки и рассказы о транспорте», «Мой первый киндер-сюрприз» и др. Все экспонаты раскрывают содержание темы мини – музея и выставляются в определённой системе – в соответствии с логикой разделов музея.

Благодаря мини – музеям возможно построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности.

Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Появилась возможность «погружения» детей в новую для них предметно-информативную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослым. Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.).

Интеграция метода проектов и музейной педагогики способствовала созданию единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога, ребенка и родителей. Реализация данной модели на основе совместной деятельности способствует рождению поля интеллектуального напряжения каждого ребенка, эмоциональному заряжению каждого, вовлечению детей в общественные связи и обогащению социальным опытом, предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности, помогает выработке образа жизни и ориентирует на соблюдение норм группы.

Модель воспитательной системы в музейной педагогике объединяет детей моей старшей - подготовительной группы, так как она разновозрастная, от 5 до 7 лет. Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности, так как сама предметная среда окружающего мира играет роль воспитателя, помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка.

Таким образом, мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми.

Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.