Публикации

Конспект НОД "Знакомство с русской народной куклой"

Старшая группа

Образовательная область: познавательное развитие.

Тип НОД интегрированное

(речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие)

Цель:

Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.

Программное содержание

Образовательные задачи:

- Расширить представления о народных куклах.

-Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями.

- Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – скрутки».

Развивающие задачи:

-Развивать внимание, творческие способности детей.

- Развивать познавательный интерес к народному творчеству

-Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к культуре и традициям;

- воспитывать нравственные качества личности: доброжелательность, взаимопомощь, дружелюбие;

- воспитывать патриотические чувства.

Речевые задачи:

- воспитывать у детей умение вести разговор на заданную тему

- совершенствовать речь как средство общения

- обогащать словарь детей: безликая, скатка, оберег

Оборудование:

Демонстрационное: Сундучок, куклы современные и тряпичные;

Раздаточное: заготовки для изготовления куклы:

- х/б ткань для туловища (25х15 см),

- х/б ткань для рук (25х14 см),

- нитки.

Организация детей: дети сидят за столами.

Предварительная работа:

-посещение выставки «Русская изба»,

-рассматривание альбомов «Русская народная игрушка»,

-чтение пословиц и поговорок о труде, сказки «Василиса Премудрая»,

-рассматривание иллюстраций о русской народной кукле,

-заучивание старинных колыбельных песен.

Ход деятельности

1.Вводная часть:

Воспитатель: - Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?

Ответы детей: «Здравствуйте», «Мы рады вас видеть», «Добро пожаловать», «Проходите, пожалуйста».

- Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ»

- О чём мы будем беседовать, вы узнаете, отгадав загадку:

Есть ноги, а не ходит.

Есть рот, но не говорит.

Доставляет детям радость, но сама

радоваться не может.

- Догадались? Это кто? (Кукла)

2. Основная часть:

Воспитатель:- Скажите, а для чего нужны куклы?

- Из какого материала сделана эта кукла? (рассматривают пластмассовую куклу)

- Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный. И указание есть, как его открыть:

Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,

Сундучок, сундучок,

Открывай свой бочок!

- Кто запомнил заветные слова?

- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

(Воспитатель открывает сундучок, достаёт несколько кукол: тряпичные, соломенные, глиняные и другие).

- Скажите, а такие куклы у вас есть?

- Как вы думаете, из чего они сделаны? (Ответы детей)

- Посмотрите на современную куклу и на эти. А теперь, подумайте и скажите отличаются ли эти куклы друг от друга?

Ответы детей (есть лицо, волосы, сделаны из разных материалов)

- Таких кукол не покупали, родители сами мастерили своим детям из подручного материала:

тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.

- Как вы думаете, что означает слово «подручный» материал?

Правильно, который всегда под рукой.

Игра«Какая кукла»

-Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)

-из резины.

- из дерева.

- из ткани.

- из соломы.

- из бересты.

- из пластмассы.

- из бумаги.

- Поиграли, отдохнули, а сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте.

- Давным-давно на Руси была такая присказка:

В каждом доме, в каждой хате,

На крылечке, на полатях.

Кукла сидит во все стороны глядит.

-И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. Почему их было много, я вам расскажу. Сейчас родители покупают детям 1-2 для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Вот и обережные куклы наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова оберегать.

- Как называли такую куклу? Почему у куклы не было лица? (Ответы детей)

-Ребята, сейчас я вам покажу и расскажу о нескольких обереговых куклах.

«День – ночь» оберегала жилище, была двуликая, то есть имела

два лица. Рано утром поворачивали светлой стороной на «день», а вечером – тёмной «на ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава Богу, пусть ночь так же пройдёт»

«Травница» – мешочек из разных лечебных трав. Ребёнок играл, такая кукла излечивала от болезней.

«Зерновушка» – наполняли куклу зерном свежего урожая и хранили до нового посева. Считалось, что такая игрушка сберегает силой матушки земли.

А давайте вспомним, какая русская народная сказка поведала нам про куклу оберег («Василиса Прекрасная»)

Вспомните, что дала матушка Василисе? Зачем она дала куколку? Какой совет дала, чтобы правильно обращаться? (Никому не показывать, прежде чем попросить, что – ни будь, покормить куколку)

Воспитатель: Получив по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая всегда выручала из беды. А вы хотели бы попробовать сделать обереговую куклу своими руками?

Посмотрите, какая интересная куколка. Это кукла Скрутка. Обережную куклу будущая мать помещала в колыбель, что бы кукла «согрела» ее. После рождения младенца, куклу-оберег вешали над кроваткой. Считалось, что эта куколка отгоняет всякую злую силу и оберегает ребенка. Когда малыш подрастал, ему отдавали куклу играть. Для изготовления кукол Скруток обычно использовали яркие разноцветные ткани и нитки, поэтому они получались яркими и веселыми. Ребенку они заменяли погремушки, так как часто их делали связками по три или пять куколок.

Давайте ещё раз откроем наш волшебный сундучок. Ой, смотрите тут красивая шаль, платочки, пояски. Сейчас мы с вами перенесёмся в то время и окунёмся в ту атмосферу, когда садились вокруг стола, и мастерили кукол.

(Девочки надевают платочки, мальчики завязывают пояски)

Физкультминутка

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке

(сложить руки углом, показать избушку)

Семь сыновей.

(показать семь пальцев)

Все без бровей,

(очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами,

(растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами,

(показать длинный нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами,

(очертить пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой,

(очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой.

(показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели

(одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку»)

На Маланью все глядели,

(держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так…

(ребенок показывает любое движение).

Воспитатель: В старину долгими зимними вечерами вся семья садилась за рукоделие. Электричества не было и приходилось работать при свечке, поэтому важно было хорошее зрение. А теперь я вам покажу, как сделать куклу – Скрутку. (Показ)

Делают её из двух кусочков ткани. Берем полоску ткани для туловища Скрутки и складываем пополам в длину. Разворачиваем ткань и получаем намеченную линию середины. Каждую длинную сторону складываем пополам к намеченной линии середины. Далее эти уже сложенные длинные стороны еще раз сгибаем пополам к намеченной середине.

Последний раз складываем обе полоски вместе и получаем длинную скрутку для туловища куклы Скрутки. Полученную скрутку перегибаем пополам и, отступив от сгиба примерно 2 см, перевязываем ниткой туловище. Получилась головка куклы.

Берем полоску ткани для рук и с коротких сторон сгибаем примерно по 1 см внутрь. Далее сгибаем полоску ткани аналогично, как для туловища. Сначала по длинным сторонам внутрь к середине. Затем еще раз сгибаем стороны к середине. И последний раз складываем стороны вместе. Получилась скрутка для ручек. С каждой стороны перетягиваем скрутку ниткой, отступив от краев примерно 1 см. Таким образом, оформляем ладошки у куклы. Теперь скрутку - ручек вкладываем между полосками скрутки-туловища под головой куколки. Перевязываем куклу по талии ниткой. Завязываем поясок. Вверх куклы можно продеваем нитку, чтобы куклу можно было подвесить.

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла

(шагают по столу средний и указательный пальчики)

И играла, и плясала,

(шагают по столу безымянный и средний пальчики)

До чего ж она устала —

(шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)

Забралась под одеяло.

(ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)

3. Заключительная часть:

Воспитатель: - Как называется кукла? Что сначала делают, потом и т. д. Полюбуйтесь, какие замечательные куклы получились. Подумайте и скажите, для чего таких кукол мастерили? (Оберегать детей от болезней, от напастей). Правильно, а ещё такую куклу, если ребёнок спал, мать подвешивала в люльку к младенцу, чтобы спал крепко и приговаривала: «Сонница – бессонница не играй моим дитяткой, а играй этой куколкой».

- Давайте споём колыбельную своим куколкам. Ну что, ребята, наша куколка заснула. Скажите, что нового и интересного вы сегодня узнали? Почему народная кукла была безликой? Чем отличается современная кукла от тряпичной? И что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)

Пришла пора всем куколкам

В дорогу собираться.

А с вами мне, ребята

Пришла пора прощаться

Мелькают дни, летят года,

Века сменяются веками.

Но люди не забудут никогда,

Что сами рукотворно создавали!

– Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно работать с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами.