Публикации

Урок литературы в 10 классе. Мастерская построения знаний и творческого письма по драме А.Н.Островского «Гроза»

Цель:

- формировать речевую компетенцию обучающихся;

- показать новаторство А.Н.Островского в изображении конфликта;

- работать с лексическим значением слова.

Тип урока: урок-мастерская (время – 2 урока).

Мастерская проводится на втором уроке по творчеству писателя, если на первом уже проговорен сюжет, поставлены вопросы об особенностях конфликта, смысле названия.

Участников мастерской можно сразу посадить по группам, парам или по одному представителю (если класс малочисленный) (4 группы по 5-7 человек вокруг столов).

При выступлениях групп нужно обязательно предусмотреть повторы, потому что все скажут об одном и том же по-разному – значит, появятся оттенки значений, лучше запомнят, и все успеют записать.

Занятие помогает осмыслить название драмы, понять и почувствовать причины и особености конфликта, объясняет необходимость «беседы» с критиком.

Домашнее задание перед проведением мастерской:

1.Подумайте о значениях слова «гроза», о смысле названия драмы А.Н.Островского.

2.Отметьте закладками те страницы, где появляются разные значения слова «гроза» или разные понимания этого явления.

3.Перечитайте несколько указанных фрагментов пьесы. Подумайте: хотелось бы вам быть жителем или гостем города Калинова? Объясните устно свой ответ.

Ход мастерской.

1.1.Вы когда-нибудь попадали под сильный дождь в грозу? Когда изо всех сил гремит гром и сверкают молнии… Вспомните и запишите свои впечатления и желания, возникшие в этот момент (3-4 минуты).

1.2.В группах прочитайте друг другу, что вы записали.

Все записывают возможные впечатления (6-8 минут).

В это время на доске пишется эпиграф: «Где ты, гроза – символ свободы? Промчись поверх невольных вод» А.С. Пушкин.

2.1. Обсудите в группах, и пусть каждый запишет, какие значения и оттенки слова «гроза» вам знакомы. Учтите и найденные примеры (по домашнему заданию) из текста пьесы (5 минут).

2.2. Приготовьтесь выступить от группы: опишите возможные впечатления от грозы, возможные значения слова «гроза» (2 минуты).

2.3. Выступления групп (8-10 минут). Предупреждение: повторять уже названные значения обязательно - так, как записано в группе.

Записи в тетрадях могут быть, например, такими:

- Гроза – атмосферное явление, бурное ненастье с громом и молнией (словарь);

- бурные события, потрясене, беда;

- кто-то наводящий ужас, внушающий сильный страх;

- «смерть моя» (Катерина);

- «наказание посылается, чтобы мы чуствовали» (Дикой);

- Божий гнев;

- душевное смятение, буря чувств;

- символ свободы

- очищающая стихия, символ обновления, очищения и т.д.

3. «Темное царство» в «Грозе» А.Н.Островского.

3.1.). Перечитайте предложенные группе фрагменты и обсудите: прав ли был Н.А.Добролюбов, назвавший город Калинов «темным царством», и почему? Где признаки «темного царства» (или почему вы не соглашаетесь с критиком)? Перечислить свои аргументы – «микроцитаты».

Предлагаются следующие фрагменты:

1 группа. Кудряш и Шапкин (действие 1, явл. 1). Кулигин и Борис (действие 1, явл. 3; действие 3, сцена 1, явл. 3).Кулигин и Дикой (действие 4, явл.2).

2 группа. Дикой и его домашние, Дикой и гусар (действие 1, явл. 3 – в середине: Борис о нем). Дикой и Борис (действие 1, явл. 2). Кабаниха и Дикой (действие 3, сцена 1, явл. 2).

3 группа. Кабаниха и Катерина (действие 1, явл. 5 – в конце; действие 2, явл. 7). Кабаниха и Тихон (действие 1, явл. 1).

4 группа. Феклуша и Глаша (действие 2, явл. 1). Феклуша и Кабаниха (действие 3, явл. 1). Жители Калинова на берегу Волги у галереи (действие 4, явл. 1).

При чтении фрагментов в группе можно использовать чтение в парах или тройках: каждый перечитывает только часть предложенных амтериалов, а другие лишь заглядывают, чтобы вспомнить. При обсуждении же записываются выводы по всем материалам (5-7 минут). (Получается по 3-5 цитат у каждого).

3.2.). Задание классу: запишите, что такое «темное царство» в городе Калинове (определение или краткое рассуждение с указанием признаков: это «темное царство», потому что…») (3 минуты).

3.3.). Предложения прочитываюся в группах и составляется одно общее определение или рассуждение (5 минут).

3.4.). Группы представляют свое определение, подкрепляя его кратким цитированием. Участники других групп (самое оригинальное, отсутствующее у них) дописывают (5-7 минут).

4.1. В сюжете драмы «Гроза» - гибель главной героини. А Н.А.Добролюбов писал, что в пьесе есть что-то «освежающее и ободряющее» (словосочетание записывается на доске и в тетрадях). Обсудите в группе и запишите все возможные вопросы к этой мысли Добролюбова (4-5 минут). Влпрос часто требует раъяснения.

Можно сформулироватьзадание и так: о чем бы вы спросили у критика, если бы услышали такое высказываение?

4.2. Чтение созданных в группах вопросов (запись вопросов ведется в тетрадях (можно и на доске) (6 минут).

4.3. Выберите один из всез записанных вопросов и ответьте на него в группе (3 минуты).

4.4. Выступление со своим ответом от группы (5 минут).

5.1. На специальных отдельных листах – создание текста-миниатюры на одну из тем по выбору (10 минут):

А) «Июль я провел(а) в городе Калинове…» (Продолжите письмо гимназиста однокласснику в Петербург. Год 1859-й.)

Б) Почему они такие? (Размышление о жителях города Калинова.)

В) Гроза бы здесь не помешала… (Размышления о нравах жителей города Калинова.)

5.2. Чтение написанных текстов по желанию – вслух (читают автор или педагог). Остальные можно развесить на стене, чтобы можно было подойти и прочитать. (Так можно начать и следующий урок.)

6. Рефлексия.

(Устно или письменно.) Просмотрев свои записи и вспомнив, как проходила мастерская, отметьте моменты, когда было трудно, было радостно, когда (чему?) удивлялись, когда хотелось спорить. Допишите еще 1-2 предложения – свои размышления о прошедшей мастерской. Можно предложить нарисовать отзыв.

Десятиклассники впервые работали на таком уроке, поэтому большинство отзывов связано с реакцией на этот тип занятия.

7. Домашнее задание после проведения мастерской.

«Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться», - говорит Катерина Варваре о грозе. Она боится и речей старой барыни, боится явиться грешницей перед Богом…)

На отдельном листе напишите развернутый ответ на вопрос: «Чего не боится Катерина?»