Возрастные особенности детей раннего возраста 2-3 лет.
Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет.
Другая важная особенность детей 2-3 лет – ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоят неудобная обувь, резинка колгот или пояса брюк, ленты и резинки в прическе, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т.п.
Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания взрослому. Таким образом, ребенок может обучаться начальным навыкам практического сравнения, определения количества предметов. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному. Сверстник еще не представляет для ребенка данного возраста особого интереса и воспринимается часто как предмет. Дети играют "рядом, но не вместе". Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня; другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть и т.п.
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную предметно - развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.
В качестве важных психологических особенностей данного возраста важно отметить:
Наглядно-действенное мышление, интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
речь находится в стадии формирования;
обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния ребенка;
внимание, мышление, память непроизвольны.
Социально-эмоциональное развитие: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
Общая моторика, моторика рук: учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.
Зрительно-моторная координация: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
Восприятие, предметно-игровая деятельность:рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
Психическое развитие: слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).
Понимание речи: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи.
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
Возрастные особенности детей 3-4 лет.
В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.
Взаимодействие с 3-4 летними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис 3 лет - кризис становления воли, кризис «Я сам!». В этот период рекомендуется постараться дать каждому ребёнку возможность реализовать все его намерения, каждое «Я хочу» и «Я буду», если это не угрожает здоровью его самого или других детей группы. Всё это значительно осложняет работу педагога, поскольку дети, как и прежде, нуждаются в индивидуальном внимании. Формы работы, поэтому ориентированы на возможность кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками.
Мышление детей старше 3 лет носит наглядно - образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познаёт то, что видит перед собой в сию минуту.
Важно помнить, что речь ребёнка находится в стадии становления. Поэтому педагог ещё не может полноценно использовать её как средство проверки и выявления знаний.
Негативизм: Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием ест.
Что делать? Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую? » Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил! ». Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!»
Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и сам примет. Решение - попросит книжку.
Своеволие: Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишите его радости от процесса деятельности.
Что делать? Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Опыт - сын ошибок трудных. Но если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах.
Протест, бунт: Это ответ на давление со стороны родителей, и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Садись за стол!», «Одень тапочки!») Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик). Ребенку очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какого-либо вида деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета.
Что делать? Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Что-либо объяснять во время истерики бесполезно.
Обесценивание: Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами).Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией). Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока... Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если)
Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.
Деспотизм, ревность: Ребенок учится управлять окружающим миром, Пытается заставить родителей делать то, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться. Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» - это хорошая черта характера, которая помогает человеку быть хозяином жизни, а не слабовольной овечкой, ведомой другими людьми.
Что делать? Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей - будьте непреклонны. Если же родители продолжают пытаться строить отношения в точности так же, как раньше, то ребенок не имеет возможности различить эти области жизни и во всех случаях настаивает на своем праве "быть взрослым". Про такого ребенка обычно говорят, что он очень упрям, хотя в действительности упрямство здесь проявляют прежде всего его родители.
Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.
«Возраст почемучек»
Дошкольный возраст с 4 до 5 лет называют средним. Он как бы находится на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этим детям свойственны некоторые черты младших дошколят (конкретность и образность мышления, неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации и др.).
Социально-эмоциональное развитие ребенка характеризуется активизацией общения и совместных игр с детьми и взрослыми. Дети любят обмениваться игрушками. Проявляют желание помогать взрослым, они в состоянии выполнять простые обязанности и поручения по дому.
Развитие общей моторики и мелкой моторики рук усложняется. Формируются графические навыки. Дети от 3 до 4 лет могут бросать мяч через голову, хватать катящийся мяч. Они спускаются по лесенке вниз, попеременно переставляя ноги. Прыгают на одной ноге, могут стоять на одной ноге по несколько минут. Сохраняет равновесие на качелях. Хорошо держат карандаш пальцами. Собирают конструкции из большого числа кубиков (до 8-9).Хочу такой сайт
К 5 годам дошкольник уверенно прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Мелкая моторика рук в среднем дошкольном возрасте хорошо развивается за счет обучения складыванию бумаги в несколько раз (доступны элементы оригами), нанизывания бусин на толстую леску или проволоку, лепки из глины и пластилина. Закрепляются навыки самообслуживания: шнурует ботинки.
Развивается зрительно-двигательная координация в предметно-игровой деятельности. К 4 годам дети могут обводить по контурам, копируют крест, срисовывают фигуру в форме шестигранника. Разбирают и складывают шестисоставную матрешку, вставляют фигурки в прорези, складывают, разрезанную на 2-3 части, картинку путем целенаправленных проб. Собирают небольшие конструкции из кубиков по подражанию.
5-летние дети разбирают и складывают матрешку (трехсоставную и четырехсоставную) путем примеривания или зрительного соотнесения. Складывание пирамидки так же идет путем зрительного соотнесения и уже с учетом величины колец. Так же складывается разрезанная на 2-3 части картинка.
Интенсивное речевое развитие и понимание речи выражается в том, что ребенок 4 лет умеет определять и называть цвет, форму, вкус, используя слова-определения. В этот период дошкольного возраста словарный запас существенно повышается за счет названия основных предметов. Формируется понимание степеней сравнения (самый близкий, самый высокий и т.п.). Дошкольник понимает и применяет в речи полоролевые различия (он - папа, она - мама). Осваивает временные понятия и использует прошедшее и настоящее время. Может слушать довольно длинные сказки и рассказы. Считает до 5. Выполняет двусоставные указания-инструкции (принеси красный кубик и синий шар).
К 5 годам осваивает обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.
К 5 годам значительно развивается память и внимание: ребенок запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; выполняет поручения, состоящие из 2-3 последовательных действий. Удерживает внимание на интересной для него деятельности до 15-20 минут.
Формируются математические понятия и навыки счета: к 4-5 годам дети считают до 5. Используют в речи слова «много» и «один»; называют геометрические фигуры и формы (треугольник, круг, квадрат, куб, шар). Научаются выделять геометрические фигуры в окружающих предметах. Знают и называют времена года и части суток (утро, день, вечер, ночь). Различают правую и левую руку.
Особенности возраста:
Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
Повышенная познавательная активность.
Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
Дошкольный возраст 5 - 6 лет.
Ведущая потребность в этом возрасте - потребность в общении; творческая активность.
Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция - воображение.
Особенности возраста:
общение со взрослым ситуативно-личностное;
проявление произвольности всех психических процессов;
в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой;
проявление творческой активности во всех видах деятельности;
развитие фантазии;
половая идентификация.
Ребенок становится самостоятельным, он независим от взрослого, его отношения со взрослыми расширяются.
Беседы ребенка со взрослым в это время сосредоточены на взрослом мире и для дошкольника важно знать - «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей.
Родители выступают для ребенка как образец поведения. Дошкольник очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого и это является благоприятным условием для воспитания, обучения, а также подготовки ребенка к школе. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно.
Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных поступков. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту и это служит основой правильной самооценки. У ребенка формируется самосознание, которое проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний.
Самооценка формируется к концу дошкольного возраста и проявляется в умении, выполнять практические действия, и моральные качества, которые выражаются в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе. Например, ребенок может правильно оценивать себя в рисовании, переоценивать себя в овладении грамотой и критерии, которые использует дошкольник при самооценке зависят от педагога. Дети, имеющие высокую самооценку, чувствуют себя в детском коллективе увереннее, смелее, они активны, проявляют свои интересы, способности, ставят высокие цели. При низкой самооценке происходит все наоборот. Но еще есть слишком завышенная самооценка, которая может привести к возникновению агрессивности и высокомерия.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Социальное развитие:
дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;
хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:
тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
Организация деятельности:
дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,
они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,
ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,
они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,
способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
Интеллектуальное развитие:
дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей,
они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,
с удовольствием воспринимают любую новую информацию,
имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Развитие внимания:
шестилетки способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.
Развитие памяти и объема внимания:
количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2),
преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии,
дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения),
способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка),
не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.
Развитие мышления:
наиболее характерно наглядно-образное и действенно- образное мышление,
доступна логическая форма мышления.
Зрительно-пространственное восприятие:
способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.);
способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.),
способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
Зрительно-моторные координации:
способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.
Слухо-моторные координации:
способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок;
способны выполнять под музыку ритмичные (танцевальные) движения.
Развитие движений:
дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;
способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей;
способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.;
способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения,
способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.,
способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.);
способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
Личностное развитие, самосознание, самооценка:
способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками,
стремятся соответствовать требованиям взрослых, стре мятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;
самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться,
не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).
Мотивы поведения:
интерес к новым видам деятельности;
интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;
проявляют познавательные интересы;
устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми.
Депривация - это психическое состояние, когда субъект не имеет возможности удовлетворять некоторые свои основные (жизненные) психические потребности в достаточной степени на протяжении длительного времени". То есть идет речь о потере чего-то такого, что необходимо индивиду для удовлетворения определенных важных потребностей. Это приводит к разным моральным и психологическим отклонениям в поведении и деятельности.
Психическая депривация - это психическое состояние, которое возникает в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставлены возможности для удовольствия некоторых его основных (жизненных) психических потребностей на протяжении длительного времени. В психологии существует несколько теорий психической депривации. Под понятием "психическая депривация" понимают разные неблагоприятные влияния, которые случаются в жизненных ситуациях.
Психическая депривация может выявлять определенную картину невропатических признаков, а иногда - выражены соматические особенности.
Чаще всего выделяют такие формы психической депривации:
- депривация стимульная (сенсорная): сниженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная переменчивость;
- депривация значений (когнитивная): слишком переменчивая хаотическая структура внешнего мира без четкого упорядочивания и содержания, которое не дает возможность понимать, предусматривать и регулировать информацию, которая поступает извне.
- депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу, или развития подобной эмоциональной связи, если такая уже был создана;
- депривация идентичность (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли.
По содержанию депривацию можно разделить на: сенсорную; эмоциональную; психомоторную; духовную; социальную; познавательную; психокультурную.
По продолжительности депривация бывают:
- кратковременной (работа водолаза несколько часов на дне моря, отдых на безлюдном острове, болезнь и тому подобное);
- затяжной (например, пребывание космонавтов на околоземной орбите);
- долговременной (отсутствие физической нагрузки на протяжении лет, отречение светской жизни путем самой изоляции в монастыре, членство в культовых организациях (сектах) и тому подобное) Там же. - С. 133..
В детстве проблемы психосоциального развития имеют более прямую связь с окружающей средой, чем в другие возрастные периоды. Многие, став взрослым, имеют разные отклонения, которые влияют на их поведение. Эти тенденции поведения имеют способность становиться хроническими и часто превращаются в расстройства личности. Долговременные наблюдения ученых засвидетельствовали, что люди с отклонениями в поведении испытывают серьезные трудности в разных жизненных ситуациях. Эти социальные ситуации влияют на возникновение социальной депривации. К таким жизненным ситуациям можно отнести: а) приостановка по различным причинам уже созданной связи между субъектом и его социальной средой; б) недостаточное получение социальных, чувственных, сенсорных стимулов, когда субъект развивался и жил в условиях социальной изоляции.
Психическая депривация вызывается недостатком сенсорных стимулов, социальных контактов, стойких эмоциональных связей. Характерными проявлениями разных видов депривации у детей является тревожность, депрессия, страх, задержка речи, интеллектуальные расстройства.
Сенсорная депривация возникает в случае сенсорной изоляции, тогда, когда ребенок не получает достаточной количества стимулов - зрительных, слуховых, обонятельных и др. чаще всего сенсорный голод дети чувствуют тогда, когда родители или взрослые, которые их заменяют, не часто обращаются к малышам, контакты их поверхностны и возводятся лишь к удовлетворение физиологичных потребностей. Такие обращения чаще всего не эмоционально насыщенные, не направленные на личность ребенка и не могут удовлетворять потребность ребенка в новых ощущениях и переживаниях.
По мнению ученых, необходимым условием для нормального созревания мозга в возрасте младенца и младшем школьном возрасте является достаточное количество внешних влияний, так как именно попадание в мозг и переработка разнообразной информации из внешнего мира предопределяет тренировку органов ощущений и соответствующих структур мозга. Те участки мозга ребенка, которые не тренируются, начинают атрофироваться, и если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития: своевременно не развиваются движения, не появляется речь, отмечается задержка умственного развития. В силу отсутствия благоприятных условий по их преодолению как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте эти зоны отставания, как правило, не исчезают, а еще и усложняются, нередко приводят к задержкам психического развития.
Коммуникативная депривация определяется как потеря или лишение возможности полноценно удовлетворять потребности в адекватном общении с социальной средой
Коммуникативная депривация предопределяет формирование таких личностных образований как одиночество и отчужденность, в основе которых лежит дефицит доброжелательных, близких отношений, потерю связей с другими людьми.
Психологами изучены ситуации патернальной (отцовской) депривации, где отец хотя и присутствует физически, но в воспитательном отношении либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей - строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждении отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями.
Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на познавательные способности детей, тогда как авторитарность матери – отрицательное отношений между мужчиной и женщиной может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола Мать, ребенок, семья: Термин "материнская депривация" применяется для описания случаев, когда оказываются разорванными узы привязанности между ребенком и матерью, когда дети с раннего детства, лишенные материнского беспокойства, любви, внимания, опеки. В результате материнской депривации у ребенка формируется активное непринятие самого себя, неспособность к дружбе, любви, отсутствие общности, подобия с другими людьми, пренебрежение собой и другими. Чаще всего все это находит свое выражение и разрядку в агрессии, которая направлена на других людей и проявляется или на внешнем уровне (задиристость, грубость, потеря самоконтроля, гнев, возмущение, агрессивная жестикуляция), или на внутреннем "скрытом" (озлобленность, недоброжелательность, готовность "дать сдачу" в самый чувствительный момент, "сорвать зло" на ком-либо).
Разлука с матерью никогда не проходит бесследно, дети, которые растут без матери не чувствуют позитивного влиянию на формирование мотивов своей деятельности, шкалы ценностей, идеалов, оценок. У них возникает чувство незащищенности, ненужности, покинутости, что в свою очередь отражается на их психическом развитии и на их дальнейшем отношению к другим людям и ко всему, что находится вокруг них (недоверие, пессимистичные взгляды на жизнь, неуверенность, неумение дарить любовь и ласку своим детям, избежание социальных контактов).
Таким образом, наличие у детей материнской депривации как разновидности коммуникативной депривации, связанной с отсутствием контактов или стойких эмоциональных связей с матерью или другим человеком, что ее заменяет, вызывает стойкие изменения в личности, является источником многочисленных проблем, среди которых не последнее место принадлежит осложнением в общении.
Изоляция ребенка от матери, обычно, приводит к тяжелым последствиям интеллектуального развития и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Недостатки воспитания, связанные с отсутствием материнского "тепла" и любви, заключаются в том, что ребенок оказывается дезориентированным в духовных ценностях, в том числе и ценностях собственного "Я".
Нарушения психического и социального развития ребенка при депривации имеют негативные последствия и зависят от момента начала, длительности и условий, в которых находился ребенок. В случае ранней депривации ребенка возмоны тяжелые долговременные нарушения:
- задержка развития речи - особенно "страдает" синтаксис и содержательные характеристики, социальное
- использование языка, сообщения переживаний и пожеланий относительно будущего;
- задержка развития социальных и гигиенических навыков и привычек, при создании которых нужны тесные отношения с взрослыми;
- задержка развития мелкой моторики при низкой производительности интеллектуального развития;
- недифференцированное, примитивное отношение к людям;
- инфантильное поведение;
- эмоциональная тупость, которая оказывается в отсутствии сожаления и стыдливости.
Депривационные проявления могут включать характеристики разных отклонений: задержки или отклонений психического развития, признака олигофрении, незначительные мозговые дисфункции и тому подобное.
В раннем детском возрасте депривация приводит к характерным нарушениям раннего развития (отставание в раннем речевом развитии, недостаточное развитие тонкой моторики и мимики). В дальнейшем могут проявляться и эмоциональные нарушения в виде общей сглаженности проявления чувств при частой склонности к страхам и тревогам, поведенческие отклонения.
Психическая депривация - это психическое состояние, которое возникает в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставлены возможности для удовольствия некоторых его основных (жизненных) психических потребностей на протяжении длительного времени. В психологии существует несколько теорий психической депривации. Под понятием "психическая депривация" понимают разные неблагоприятные влияния, которые случаются в жизненных ситуациях.
По содержанию депривацию можно разделить на: сенсорную; эмоциональную; психомоторную; духовную; социальную; познавательную; психокультурную.
Основным фактором, который отражается на развитии личности ребенка, лишенного родительского заботы по тем или иным причинам, ребенка из неблагополучной семьи является психическая депривация.
Термин "материнская депривация" применяется для описания случаев, когда оказываются разорванными узы привязанности между ребенком и матерью, когда дети с раннего детства, лишенные материнского беспокойства, любви, внимания, опеки.
Разлука с матерью никогда не проходит бесследно, дети, которые растут без матери не чувствуют позитивного влиянию на формирование мотивов своей деятельности, шкалы ценностей, идеалов, оценок. У них возникает чувство незащищенности, ненужности, покинутости, что в свою очередь отражается на их психическом развитии и на их дальнейшем отношению к другим людям и ко всему, что находится вокруг них (недоверие, пессимистичные взгляды на жизнь, неуверенность, неумение дарить любовь и ласку своим детям, избежание социальных контактов).
Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет.
Другая важная особенность детей 2-3 лет – ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоят неудобная обувь, резинка колгот или пояса брюк, ленты и резинки в прическе, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т.п.
Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания взрослому. Таким образом, ребенок может обучаться начальным навыкам практического сравнения, определения количества предметов. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному. Сверстник еще не представляет для ребенка данного возраста особого интереса и воспринимается часто как предмет. Дети играют "рядом, но не вместе". Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня; другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть и т.п.
Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную предметно - развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.
В качестве важных психологических особенностей данного возраста важно отметить:
Наглядно-действенное мышление, интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
речь находится в стадии формирования;
обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния ребенка;
внимание, мышление, память непроизвольны.
Социально-эмоциональное развитие: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
Общая моторика, моторика рук: учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.
Зрительно-моторная координация: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
Восприятие, предметно-игровая деятельность:рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
Психическое развитие: слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).
Понимание речи: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи.
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
Возрастные особенности детей 3-4 лет.
В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.
Взаимодействие с 3-4 летними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис 3 лет - кризис становления воли, кризис «Я сам!». В этот период рекомендуется постараться дать каждому ребёнку возможность реализовать все его намерения, каждое «Я хочу» и «Я буду», если это не угрожает здоровью его самого или других детей группы. Всё это значительно осложняет работу педагога, поскольку дети, как и прежде, нуждаются в индивидуальном внимании. Формы работы, поэтому ориентированы на возможность кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками.
Мышление детей старше 3 лет носит наглядно - образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познаёт то, что видит перед собой в сию минуту.
Важно помнить, что речь ребёнка находится в стадии становления. Поэтому педагог ещё не может полноценно использовать её как средство проверки и выявления знаний.
Негативизм: Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием ест.
Что делать? Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую? » Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил! ». Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!»
Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и сам примет. Решение - попросит книжку.
Своеволие: Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишите его радости от процесса деятельности.
Что делать? Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Опыт - сын ошибок трудных. Но если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах.
Протест, бунт: Это ответ на давление со стороны родителей, и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Садись за стол!», «Одень тапочки!») Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик). Ребенку очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какого-либо вида деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета.
Что делать? Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Что-либо объяснять во время истерики бесполезно.
Обесценивание: Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами).Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией). Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока... Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если)
Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло. Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.
Деспотизм, ревность: Ребенок учится управлять окружающим миром, Пытается заставить родителей делать то, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться. Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» - это хорошая черта характера, которая помогает человеку быть хозяином жизни, а не слабовольной овечкой, ведомой другими людьми.
Что делать? Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей - будьте непреклонны. Если же родители продолжают пытаться строить отношения в точности так же, как раньше, то ребенок не имеет возможности различить эти области жизни и во всех случаях настаивает на своем праве "быть взрослым". Про такого ребенка обычно говорят, что он очень упрям, хотя в действительности упрямство здесь проявляют прежде всего его родители.
Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.
«Возраст почемучек»
Дошкольный возраст с 4 до 5 лет называют средним. Он как бы находится на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этим детям свойственны некоторые черты младших дошколят (конкретность и образность мышления, неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации и др.).
Социально-эмоциональное развитие ребенка характеризуется активизацией общения и совместных игр с детьми и взрослыми. Дети любят обмениваться игрушками. Проявляют желание помогать взрослым, они в состоянии выполнять простые обязанности и поручения по дому.
Развитие общей моторики и мелкой моторики рук усложняется. Формируются графические навыки. Дети от 3 до 4 лет могут бросать мяч через голову, хватать катящийся мяч. Они спускаются по лесенке вниз, попеременно переставляя ноги. Прыгают на одной ноге, могут стоять на одной ноге по несколько минут. Сохраняет равновесие на качелях. Хорошо держат карандаш пальцами. Собирают конструкции из большого числа кубиков (до 8-9).Хочу такой сайт
К 5 годам дошкольник уверенно прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Мелкая моторика рук в среднем дошкольном возрасте хорошо развивается за счет обучения складыванию бумаги в несколько раз (доступны элементы оригами), нанизывания бусин на толстую леску или проволоку, лепки из глины и пластилина. Закрепляются навыки самообслуживания: шнурует ботинки.
Развивается зрительно-двигательная координация в предметно-игровой деятельности. К 4 годам дети могут обводить по контурам, копируют крест, срисовывают фигуру в форме шестигранника. Разбирают и складывают шестисоставную матрешку, вставляют фигурки в прорези, складывают, разрезанную на 2-3 части, картинку путем целенаправленных проб. Собирают небольшие конструкции из кубиков по подражанию.
5-летние дети разбирают и складывают матрешку (трехсоставную и четырехсоставную) путем примеривания или зрительного соотнесения. Складывание пирамидки так же идет путем зрительного соотнесения и уже с учетом величины колец. Так же складывается разрезанная на 2-3 части картинка.
Интенсивное речевое развитие и понимание речи выражается в том, что ребенок 4 лет умеет определять и называть цвет, форму, вкус, используя слова-определения. В этот период дошкольного возраста словарный запас существенно повышается за счет названия основных предметов. Формируется понимание степеней сравнения (самый близкий, самый высокий и т.п.). Дошкольник понимает и применяет в речи полоролевые различия (он - папа, она - мама). Осваивает временные понятия и использует прошедшее и настоящее время. Может слушать довольно длинные сказки и рассказы. Считает до 5. Выполняет двусоставные указания-инструкции (принеси красный кубик и синий шар).
К 5 годам осваивает обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.
К 5 годам значительно развивается память и внимание: ребенок запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; выполняет поручения, состоящие из 2-3 последовательных действий. Удерживает внимание на интересной для него деятельности до 15-20 минут.
Формируются математические понятия и навыки счета: к 4-5 годам дети считают до 5. Используют в речи слова «много» и «один»; называют геометрические фигуры и формы (треугольник, круг, квадрат, куб, шар). Научаются выделять геометрические фигуры в окружающих предметах. Знают и называют времена года и части суток (утро, день, вечер, ночь). Различают правую и левую руку.
Особенности возраста:
Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
Повышенная познавательная активность.
Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
Дошкольный возраст 5 - 6 лет.
Ведущая потребность в этом возрасте - потребность в общении; творческая активность.
Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция - воображение.
Особенности возраста:
общение со взрослым ситуативно-личностное;
проявление произвольности всех психических процессов;
в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой;
проявление творческой активности во всех видах деятельности;
развитие фантазии;
половая идентификация.
Ребенок становится самостоятельным, он независим от взрослого, его отношения со взрослыми расширяются.
Беседы ребенка со взрослым в это время сосредоточены на взрослом мире и для дошкольника важно знать - «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей.
Родители выступают для ребенка как образец поведения. Дошкольник очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого и это является благоприятным условием для воспитания, обучения, а также подготовки ребенка к школе. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно.
Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных поступков. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту и это служит основой правильной самооценки. У ребенка формируется самосознание, которое проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний.
Самооценка формируется к концу дошкольного возраста и проявляется в умении, выполнять практические действия, и моральные качества, которые выражаются в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе. Например, ребенок может правильно оценивать себя в рисовании, переоценивать себя в овладении грамотой и критерии, которые использует дошкольник при самооценке зависят от педагога. Дети, имеющие высокую самооценку, чувствуют себя в детском коллективе увереннее, смелее, они активны, проявляют свои интересы, способности, ставят высокие цели. При низкой самооценке происходит все наоборот. Но еще есть слишком завышенная самооценка, которая может привести к возникновению агрессивности и высокомерия.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Социальное развитие:
дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;
хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:
тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
Организация деятельности:
дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,
они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,
ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,
они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,
способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
Интеллектуальное развитие:
дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей,
они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,
с удовольствием воспринимают любую новую информацию,
имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Развитие внимания:
шестилетки способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.
Развитие памяти и объема внимания:
количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2),
преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии,
дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения),
способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка),
не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.
Развитие мышления:
наиболее характерно наглядно-образное и действенно- образное мышление,
доступна логическая форма мышления.
Зрительно-пространственное восприятие:
способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.);
способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.),
способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
Зрительно-моторные координации:
способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.
Слухо-моторные координации:
способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок;
способны выполнять под музыку ритмичные (танцевальные) движения.
Развитие движений:
дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;
способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей;
способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.;
способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения,
способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.,
способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.);
способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
Личностное развитие, самосознание, самооценка:
способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками,
стремятся соответствовать требованиям взрослых, стре мятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;
самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться,
не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).
Мотивы поведения:
интерес к новым видам деятельности;
интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;
проявляют познавательные интересы;
устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми.
Депривация - это психическое состояние, когда субъект не имеет возможности удовлетворять некоторые свои основные (жизненные) психические потребности в достаточной степени на протяжении длительного времени". То есть идет речь о потере чего-то такого, что необходимо индивиду для удовлетворения определенных важных потребностей. Это приводит к разным моральным и психологическим отклонениям в поведении и деятельности.
Психическая депривация - это психическое состояние, которое возникает в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставлены возможности для удовольствия некоторых его основных (жизненных) психических потребностей на протяжении длительного времени. В психологии существует несколько теорий психической депривации. Под понятием "психическая депривация" понимают разные неблагоприятные влияния, которые случаются в жизненных ситуациях.
Психическая депривация может выявлять определенную картину невропатических признаков, а иногда - выражены соматические особенности.
Чаще всего выделяют такие формы психической депривации:
- депривация стимульная (сенсорная): сниженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная переменчивость;
- депривация значений (когнитивная): слишком переменчивая хаотическая структура внешнего мира без четкого упорядочивания и содержания, которое не дает возможность понимать, предусматривать и регулировать информацию, которая поступает извне.
- депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу, или развития подобной эмоциональной связи, если такая уже был создана;
- депривация идентичность (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли.
По содержанию депривацию можно разделить на: сенсорную; эмоциональную; психомоторную; духовную; социальную; познавательную; психокультурную.
По продолжительности депривация бывают:
- кратковременной (работа водолаза несколько часов на дне моря, отдых на безлюдном острове, болезнь и тому подобное);
- затяжной (например, пребывание космонавтов на околоземной орбите);
- долговременной (отсутствие физической нагрузки на протяжении лет, отречение светской жизни путем самой изоляции в монастыре, членство в культовых организациях (сектах) и тому подобное) Там же. - С. 133..
В детстве проблемы психосоциального развития имеют более прямую связь с окружающей средой, чем в другие возрастные периоды. Многие, став взрослым, имеют разные отклонения, которые влияют на их поведение. Эти тенденции поведения имеют способность становиться хроническими и часто превращаются в расстройства личности. Долговременные наблюдения ученых засвидетельствовали, что люди с отклонениями в поведении испытывают серьезные трудности в разных жизненных ситуациях. Эти социальные ситуации влияют на возникновение социальной депривации. К таким жизненным ситуациям можно отнести: а) приостановка по различным причинам уже созданной связи между субъектом и его социальной средой; б) недостаточное получение социальных, чувственных, сенсорных стимулов, когда субъект развивался и жил в условиях социальной изоляции.
Психическая депривация вызывается недостатком сенсорных стимулов, социальных контактов, стойких эмоциональных связей. Характерными проявлениями разных видов депривации у детей является тревожность, депрессия, страх, задержка речи, интеллектуальные расстройства.
Сенсорная депривация возникает в случае сенсорной изоляции, тогда, когда ребенок не получает достаточной количества стимулов - зрительных, слуховых, обонятельных и др. чаще всего сенсорный голод дети чувствуют тогда, когда родители или взрослые, которые их заменяют, не часто обращаются к малышам, контакты их поверхностны и возводятся лишь к удовлетворение физиологичных потребностей. Такие обращения чаще всего не эмоционально насыщенные, не направленные на личность ребенка и не могут удовлетворять потребность ребенка в новых ощущениях и переживаниях.
По мнению ученых, необходимым условием для нормального созревания мозга в возрасте младенца и младшем школьном возрасте является достаточное количество внешних влияний, так как именно попадание в мозг и переработка разнообразной информации из внешнего мира предопределяет тренировку органов ощущений и соответствующих структур мозга. Те участки мозга ребенка, которые не тренируются, начинают атрофироваться, и если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития: своевременно не развиваются движения, не появляется речь, отмечается задержка умственного развития. В силу отсутствия благоприятных условий по их преодолению как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте эти зоны отставания, как правило, не исчезают, а еще и усложняются, нередко приводят к задержкам психического развития.
Коммуникативная депривация определяется как потеря или лишение возможности полноценно удовлетворять потребности в адекватном общении с социальной средой
Коммуникативная депривация предопределяет формирование таких личностных образований как одиночество и отчужденность, в основе которых лежит дефицит доброжелательных, близких отношений, потерю связей с другими людьми.
Психологами изучены ситуации патернальной (отцовской) депривации, где отец хотя и присутствует физически, но в воспитательном отношении либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей - строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждении отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями.
Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на познавательные способности детей, тогда как авторитарность матери – отрицательное отношений между мужчиной и женщиной может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола Мать, ребенок, семья: Термин "материнская депривация" применяется для описания случаев, когда оказываются разорванными узы привязанности между ребенком и матерью, когда дети с раннего детства, лишенные материнского беспокойства, любви, внимания, опеки. В результате материнской депривации у ребенка формируется активное непринятие самого себя, неспособность к дружбе, любви, отсутствие общности, подобия с другими людьми, пренебрежение собой и другими. Чаще всего все это находит свое выражение и разрядку в агрессии, которая направлена на других людей и проявляется или на внешнем уровне (задиристость, грубость, потеря самоконтроля, гнев, возмущение, агрессивная жестикуляция), или на внутреннем "скрытом" (озлобленность, недоброжелательность, готовность "дать сдачу" в самый чувствительный момент, "сорвать зло" на ком-либо).
Разлука с матерью никогда не проходит бесследно, дети, которые растут без матери не чувствуют позитивного влиянию на формирование мотивов своей деятельности, шкалы ценностей, идеалов, оценок. У них возникает чувство незащищенности, ненужности, покинутости, что в свою очередь отражается на их психическом развитии и на их дальнейшем отношению к другим людям и ко всему, что находится вокруг них (недоверие, пессимистичные взгляды на жизнь, неуверенность, неумение дарить любовь и ласку своим детям, избежание социальных контактов).
Таким образом, наличие у детей материнской депривации как разновидности коммуникативной депривации, связанной с отсутствием контактов или стойких эмоциональных связей с матерью или другим человеком, что ее заменяет, вызывает стойкие изменения в личности, является источником многочисленных проблем, среди которых не последнее место принадлежит осложнением в общении.
Изоляция ребенка от матери, обычно, приводит к тяжелым последствиям интеллектуального развития и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Недостатки воспитания, связанные с отсутствием материнского "тепла" и любви, заключаются в том, что ребенок оказывается дезориентированным в духовных ценностях, в том числе и ценностях собственного "Я".
Нарушения психического и социального развития ребенка при депривации имеют негативные последствия и зависят от момента начала, длительности и условий, в которых находился ребенок. В случае ранней депривации ребенка возмоны тяжелые долговременные нарушения:
- задержка развития речи - особенно "страдает" синтаксис и содержательные характеристики, социальное
- использование языка, сообщения переживаний и пожеланий относительно будущего;
- задержка развития социальных и гигиенических навыков и привычек, при создании которых нужны тесные отношения с взрослыми;
- задержка развития мелкой моторики при низкой производительности интеллектуального развития;
- недифференцированное, примитивное отношение к людям;
- инфантильное поведение;
- эмоциональная тупость, которая оказывается в отсутствии сожаления и стыдливости.
Депривационные проявления могут включать характеристики разных отклонений: задержки или отклонений психического развития, признака олигофрении, незначительные мозговые дисфункции и тому подобное.
В раннем детском возрасте депривация приводит к характерным нарушениям раннего развития (отставание в раннем речевом развитии, недостаточное развитие тонкой моторики и мимики). В дальнейшем могут проявляться и эмоциональные нарушения в виде общей сглаженности проявления чувств при частой склонности к страхам и тревогам, поведенческие отклонения.
Психическая депривация - это психическое состояние, которое возникает в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставлены возможности для удовольствия некоторых его основных (жизненных) психических потребностей на протяжении длительного времени. В психологии существует несколько теорий психической депривации. Под понятием "психическая депривация" понимают разные неблагоприятные влияния, которые случаются в жизненных ситуациях.
По содержанию депривацию можно разделить на: сенсорную; эмоциональную; психомоторную; духовную; социальную; познавательную; психокультурную.
Основным фактором, который отражается на развитии личности ребенка, лишенного родительского заботы по тем или иным причинам, ребенка из неблагополучной семьи является психическая депривация.
Термин "материнская депривация" применяется для описания случаев, когда оказываются разорванными узы привязанности между ребенком и матерью, когда дети с раннего детства, лишенные материнского беспокойства, любви, внимания, опеки.
Разлука с матерью никогда не проходит бесследно, дети, которые растут без матери не чувствуют позитивного влиянию на формирование мотивов своей деятельности, шкалы ценностей, идеалов, оценок. У них возникает чувство незащищенности, ненужности, покинутости, что в свою очередь отражается на их психическом развитии и на их дальнейшем отношению к другим людям и ко всему, что находится вокруг них (недоверие, пессимистичные взгляды на жизнь, неуверенность, неумение дарить любовь и ласку своим детям, избежание социальных контактов).