Публикации

Технология макетирования в ДОУ как инновационная форма образовательного пространства

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребёнка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путём самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности, для этого необходимо расширять познавательную сферу детей.

В «Образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой основные цели в работе с детьми по направлению «Познавательное развитие» определены следующим образом: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности».

Наряду с традиционными методиками для развития познавательной сферы детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Я считаю, что наиболее эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности расширению познавательной сферы детей дошкольного возраста, является метод макетирования.

Технология макетирования позволяет реализовать принципы, утверждённые ФГОС ДО:

  • индивидуализации дошкольного образования;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнёрства с семьёй.

В чем же эффективность и целесообразность использования технологии макетирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ?

Во-первых, его самое главное достоинство – простота. Макет могут изготовить все.

Во-вторых, это новая технология – открывающая новые возможности; современная педагогическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу педагога в познавательно-исследовательской работе с детьми дошкольного возраста.

В-третьих, является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала.

В-четвертых, он гармонично вписывается в познавательную деятельность дошкольников, в общепринятую систему воздействия на развитие дошкольника и обеспечивает ее логическую завершенность.

И в-пятых, носит характер комплексного воздействия, не только развивает познавательные способности, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления, творчества.

Ведущая идея.

Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.

Макетирование – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка.

В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребёнка.

В процессе своей работы, я опиралась на опыт Галины Анатольевны Урунтаевой, которая считает, что ребёнок в процессе использования макетов в игре начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных, пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие независимо от действий и желаний самого ребёнка.

Игра с макетами является более высокой степенью развития познавательной сферы детей, она востребована детьми и способствует их развитию:

  • открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей;
  • создаёт возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.

Так же использовала опыт Надежды Александровны Коротковой, которая условно делит макеты на два типа модели и карты.

Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребёнка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закреплённым на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. Макет «Соляной шахты»

Макеты-карты, это плоскости (не менее50×60 см) с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определённую территорию, направляют ребёнка на развёртывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов.

Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он даёт возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.

Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес — зелёный цвет, река — голубой цвет, земля — коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).



Макет может быть:

– Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);

– Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);

– Подиумным (на специальных подставках-подиумах);

– Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним

предметным планом, а задний – картина.



Существует несколько требований к макетам:

  • они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место;
  • удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры;
  • должны быть эстетически оформлены;
  • служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

  • знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.);
  • развитие познавательной сферы детей;
  • закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме;
  • решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации);
  • развитие монологической и связной речи;
  • развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;
  • развитие общей и мелкой моторики рук;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • активизация лексического словаря;
  • формирование навыков сочинительства;
  • формирование творческих способностей;
  • воспитание доброжелательности, умения работать в коллективе

Новизна опыта Выбор темы моего педагогического исследования оказался очевидным после первых месяцев работы. Я с большим энтузиазмом расширяла предметно-развивающую среду в своей группе, но каждый раз замечала, что дети быстро теряют интерес к знакомым играм. Я готовила к занятиям как можно больше наглядного материала, чтобы активизировать детей и как можно больше успеть, но быстро заметила, что материал скапливался и оставался невостребованным после одного, двух применений, а вне занятий он сам уже терял свою ценность. И тогда я задумалась……

Всё новое – это хорошо трансформируемое старое, и как все

гениальное, оно просто! Я заинтересовалась технологией макетирования и

окунулась в детство! Как же здорово придумывать и строить то, во что ты

хочешь поиграть, что ты только что придумал, что хочется создать сам.

Макетирование в современном дошкольном образовании признается

одним из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.

Процесс макетирования способствует развитию игровой и познавательной деятельности детей.

Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

  • знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).
  • закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.
  • решение конкретных задач на основе макета (моделирование
  • ситуации).
  • развитие монологической и связной речи.
  • развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии. Развитие общей и мелкой моторики рук.
  • развитие коммуникативных навыков.
  • активизация лексического словаря.
  • формирование навыков сочинительства.
  • формирование творческих способностей.
  • воспитание доброжелательности.
  • умения работать в коллективе.

Этапы работы по созданию макета:

‒ Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).

‒ Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и их родителей и воспитателей: из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов и т.д. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

‒ Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты. Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека, традициях и многое другое)

–Самодельные макеты можно изготовить из тонкой

фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других

подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом

аспекте оформления.

На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры. На

всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной

деятельности. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны

быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Надо

отметить, что не все объекты прикреплены к макетам, дети могут свободно

их перемещать по всей поверхности макета. Макет является не только

центральным элементом, организующим предметную среду для игры с

мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной

деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.

Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия.

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию:

– открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей;

– создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.

Для того чтобы игра получила свое развитие, дошкольнику необходим так называемый «маркер пространства воображаемого мира». Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развития способствует выразительности речи, также закрепляются такие математические понятия как пространство, количество, размер. Преимущественно развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть именно макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (как реалистического, так и фантастического).

Результатом работы Цель научно-практической работы: определение возможностей технологии макетирования как инновационной формы образовательного пространства.

Объект научно-практической работы: инновационные формы

образовательного пространства ДОУ.

Предмет научно-практической работы: возможности технологии

макетирования как инновационной формы образовательного пространства

ДОУ.

Задачи научно-практической работы:

1. Изучить теоретическую и методическую литературу по теме

исследования.

2. Определить возможности технологии макетирования как

инновационной формы образовательного пространства

3. Организовать и провести педагогический эксперимент по

апробированию возможностей технологии макетирования как

инновационной формы образовательного пространства ДОУ.

Методы и приемы научно-практической работы:

Теоретические: анализ теоретической литературы,

систематизация, изучение педагогического опыта.

Эмпирические: наблюдение, диагностирование, анкетирование,

социологический опрос.

Математические: качественный и количественный анализ

результатов исследования.

Ожидаемый результат научно-практической работы:

1. Свободное владение и самостоятельное использование разных

форм игровой деятельности.

2. Знакомство с культурой через доминантные дошкольному

возрасту игровые и продуктивные формы деятельности (Из ФГОС ДО –

обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в

котором он живет; овладевает основными культурными способами

деятельности).

Метод макетирования призван объединить детей одной группы,

сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити

дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к

диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем. Педагогам следует

активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению

макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный

макет. Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на

полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в

процессе непосредственно образовательной деятельности.

Заключение Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития творчества как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста.

Главное, чтобы «прогулки» по улицам макетов не превращались в урок, не

перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой

увлекательной игрой, продолжение которой дети бы ждали с нетерпением.

В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:

эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение

взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие. Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной

деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира.

Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать

незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными

предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже

готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные. Макетирование способствует расширению познавательной сферы детей дошкольного возраста. При изготовлении макета дети узнают о различных явлениях и объектах окружающей среды, сравнивают их, делают выводы. В процессе макетирования активизируется мыслительная деятельность, развивается речь детей. Макетирование позволяет трансформировать полученные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.



Макет имеет не только развивающее, но и коррекционное значение: предметные изображения изготовлены из разноцветных материалов разной фактуры, что обеспечивает зрительную стимуляцию и развитие тактильных ощущений. Играть может одновременно разное количество детей как самостоятельно, так и под руководством воспитателя, выполняя различные задания.

Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. В процессе игровой макетной технологии развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие.

Таким образом, игровая макетная технология – одна из эффективных инновационных технологий, способствующих формированию игровых умений и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Я убеждена, что макетирование займёт достойное место в процессе творческой деятельности детей в детском саду.



Информационные ресурсы

1. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

2. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.

3. Клевцова М. Н., Ходеева С. Ф. Макетирование в детском саду // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 86-89.

4. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М: Академический проект, 2001.

5. Михайленко. Н.Я, Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д», 1997.

6. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. — 2010.

7. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин // Москва. — 2000.

8. Интернет-источники.