Цель: Продолжать знакомить детей с народной игрушкой-матрёшкой.
Задачи.
Образовательные:
Учить располагать узор из готовых и резаных форм в пределах неправильной формы (силуэт матрешки), по-разному сочетая элементы по цвету.
Закрепить названия геометрических фигур (квадраты, овалы, прямоугольники, круги), учить преобразовывать их, срезая плавно углы.
Продолжать закреплять пространственные направления (сверху, снизу, слева, справа, в середине).
Учить правильно передавать соотношения по величине.
Продолжать формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими, продолжать формировать умения соблюдения правила безопасности, делать округлые срезы с одинаковым нажимом несколько раз.
Вызвать интерес к вырезанию форм.
Развивающие:
Развивать чувство ритма, композиции, эстетическое восприятие, самостоятельность.
Закрепить навыки правильной работы с клеем и ножницами, работать аккуратно.
Воспитательные:
Подводить к эстетической оценке работ и воспитывать любовь к народной игрушке, уважение к людям, создавшим ее.
Воспитывать у детей терпение, усидчивость, трудолюбие.
Предварительная работа:
Беседы о кукле - матрешке, о разных ее вариантах. Рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера – народные умельцы. Игры с матрешками, разучивание хороводов, стихов, загадок, просмотр слайдов «Народные промыслы». Работа с книжками – раскрасками « Русская матрешка». Дидактические игры «Собери узор», «Лото – раскраска».
Материалы к занятию:
Народная игрушка - матрешка, корзинка с игрушками народно-прикладного промысла, силуэты матрешек из картона у детей на столах, готовые формы – квадраты, 2х2 см., прямоугольники 1х3 см., разного цвета, клей, кисть клеевая, клеенка, салфетка, поднос, ножницы, портативная колонка с аудиозаписью.
Организационный момент.
В начале занятия все дети собираются около воспитателя.
Воспитатель: проходите дети, посмотрите, как много у нас сегодня гостей.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся.
Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте
(воспитатель приглашает детей пройти на свои стульчики)
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель:
Я на ярмарке бывала,
И игрушки выбирала,
Принесла корзинку вам,
В ней игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
(Достаёт из корзинки народные игрушки: дымковские, деревянные свистульки, деревянные волчки, дудочки)
Показ детям игрушек, предложить их назвать, угадав загадки.
Воспитатель: Угадайте-ка, ребятки вот такие вот загадки:
Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет по утру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица?... (Лошадка.)
Какие мастера мастерили и раскрашивали лошадку (городецкие…)
Из какого материала изготовили (из дерева)
Распускает хвост павлином,
Ходит важный господином,
По земле ногами — стук.
Как его зовут…?
(Индюк)
Какие мастера мастерили и раскрашивали индюка (дымковские)
Из какого материала изготовили (дерева)
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …..
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Правильно.
Из какого материала изготовили(дерева)
Воспитатель: Правильно.
Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева (показать деревянные фигурки).
Воспитатель:
Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал,
Игрушка-кукла расписная,
А как назвать её, не знал.
«Красивая игрушка,
Похожа на Катюшку,
А, может на Танюшку?»-
Ей имя подбирал.
Красивая игрушка,
Как русская девчушка.
И мастер ту игрушку
Матрёшкою назвал.
С тех пор живёт Матрёшка,
Как русский сувенир.
Шагает по планете,
И радует весь мир.
- Сделана из дерева, очень красиво расписана. Матрёшку можно собирать и разбирать. Когда её разберёшь, то получится несколько кукол- матрёшек.
-А в какие ещё игрушки вы любите играть? (ответы детей)
-Вот как много у вас игрушек! А когда-то давным–давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами.
(дети подходят к доске и садятся на стульчики).
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня на занятии гостья.
Дети: Это матрешка.
Воспитатель: Правильно, ребята, эта игрушка называется матрешка.
Игрушка эта непростая, а с хитринкой.
Первая куколка самая большая.
А эту куколку открой –
Будет третья во второй.
И сумеем мы найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри
Что там прячется внутри?
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд
Сестры – куколки стоят.
Посмотрите, ребята, какие они все одинаковые, а как похожи друг на друга!
В красивых, нарядных сарафанах, румяные, веселые. Им так хорошо вместе!
А еще они очень обрадовались, что пришли к ребятам в гости в детский сад.
Сейчас мы внимательно рассмотрим сарафан матрешки.
Вопросы к детям.
1. Какой сарафан у матрешки? (На матрешке сарафан с оборками, из половинок круга).
2. Какой узор на сарафане? (На сарафане красный цветок).
3. Из каких геометрических фигур он состоит? (Цветок состоит из кругов).
Воспитатель: Правильно, ребята, цветок на сарафане состоит из кругов, желтого и красных. Желтый круг, маленький, - это середина цветка, а синие большие круги - это лепестки цветка. Лепестки расположены сверху, снизу, слева и справа. Наш цветок расположен в середине сарафана матрешки.
1. Чем еще украшен сарафан матрешки? (Сарафан украшен листьями).
2. Какого они цвета? (зеленые)
3.Какой формы листья? (овальные)
Воспитатель: Листья расположены снизу от цветка.
А сейчас, ребята, матрёшки нам предлагают потанцевать.
Физкультминутка.
Мы ногами топ- топ-топ.
Мы руками хлоп-хлоп-хлоп.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали.
Руки кверху поднимаем,
А теперь их опускаем.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора!
Воспитатель: Посмотрите, у меня еще одна матрешка здесь. Она тоже в нарядном сарафане. Давайте – ка расскажем о ней.
Рассказ ребенка
Эта матрешка в желтом сарафане. Сарафан украшен красным цветком, с жёлтой серединой. Лепестки расположены сверху, снизу, слева, справа. У цветка есть зеленые листья. Они находятся снизу лепестков.
Воспитатель: Посмотрите, она вот в каком нарядном сарафане, а ее подружки – матрешки в простых сарафанах.
Давайте поможем нашим матрешкам и тоже нарядим их.
Воспитатель: Ну что же все сарафаны рассмотрели, а сейчас приступаем к работе.
С чего начнем работать? Посмотрите, какие геометрические фигуры у нас? (квадраты, прямоугольники), а нам для украшения сарафанов наших матрёшек нужны овалы и круги…что нам надо сделать? (Срезать плавно углы).
Показ воспитателя.
Сейчас я покажу, как можно сделать лепестки цветов и листья. Возьму квадрат синего цвета и плавно, закругляя, срезаю углы квадрата. Берём следующий квадрат и срезаем углы. Также вырезаем листья из прямоугольников.
Оборки вырезаем из кругов. Берём круг, сгибаем его пополам.
Раскрываю деталь, беру в правую руку ножницы и разрезаю. У нас получилось две детали, два полукруга. Берем следующий круг и разрезаем его. Сначала выкладываем детали на сарафаны матрёшек.
С клеем работаем аккуратно, намазываем детали на клеёнке, примакиваем салфетками, убирая лишний клей…
Не забывайте о том, что ножницы, когда мы режем, смотрят у нас только вперед, а не наверх и в сторону, иначе ими можно пораниться. Вырезали деталь, положили ножницы.
Воспитатель:
Наши заготовки готовы! Теперь выкладываем детали на сарафаны матрёшек.
Воспитатель напоминает правила работы с ножницами.
Воспитатель проверяет, проводит индивидуальную работу с детьми. Напоминает приемы аккуратного наклеивания.
Дети работают самостоятельно. Если ребенок закончил работу быстрее, можно дать заранее вырезанные детали более светлых тонов, для украшения цветка.
В конце работы напомнить детям, убрать свое рабочее место, вытереть
руки влажной салфеткой.
Наша Матрёшка рада, что у неё появилось столько подружек!
Рефлексия.
Воспитатель:
Ребята, ну-ка прислушайтесь, как только мы нарядили наших матрешек, они ожили, заговорили, стали хвалиться своими нарядами друг перед другом.
Давайте послушаем
( Ребенок выносит, ставит поделку на доску)
У Аниной матрешки
Глаза голубые
А на желтом сарафане
Фиалочки цветут.
Софии матрешка, ну просто красавица.
Она мне, ну, очень нравится.
На её сарафане красный цветок
В середине – уголек.
Лепестки блестят, как лак,-
Распустился красный мак.
А Майя свой цветок назвала василек
Пусть у него другой лепесток.
Её матрешка в красном платке.
А на сарафане синие васильки.
А теперь ребята подойдите ко мне и поставьте своих матрешек в хоровод.
( Дети выставляют свои поделки на доску).
Воспитатель читает стихотворения о матрёшках
Матрёшки на окошке
В ярком сарафане,
И вся семья в матрёшке
Как в доме деревянном.
Очень любят все матрёшки
Разноцветные одёжки:
Все расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся
Они нам очень нравятся.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все постарались.
А теперь, давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети: До свидания.
Задачи.
Образовательные:
Учить располагать узор из готовых и резаных форм в пределах неправильной формы (силуэт матрешки), по-разному сочетая элементы по цвету.
Закрепить названия геометрических фигур (квадраты, овалы, прямоугольники, круги), учить преобразовывать их, срезая плавно углы.
Продолжать закреплять пространственные направления (сверху, снизу, слева, справа, в середине).
Учить правильно передавать соотношения по величине.
Продолжать формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими, продолжать формировать умения соблюдения правила безопасности, делать округлые срезы с одинаковым нажимом несколько раз.
Вызвать интерес к вырезанию форм.
Развивающие:
Развивать чувство ритма, композиции, эстетическое восприятие, самостоятельность.
Закрепить навыки правильной работы с клеем и ножницами, работать аккуратно.
Воспитательные:
Подводить к эстетической оценке работ и воспитывать любовь к народной игрушке, уважение к людям, создавшим ее.
Воспитывать у детей терпение, усидчивость, трудолюбие.
Предварительная работа:
Беседы о кукле - матрешке, о разных ее вариантах. Рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера – народные умельцы. Игры с матрешками, разучивание хороводов, стихов, загадок, просмотр слайдов «Народные промыслы». Работа с книжками – раскрасками « Русская матрешка». Дидактические игры «Собери узор», «Лото – раскраска».
Материалы к занятию:
Народная игрушка - матрешка, корзинка с игрушками народно-прикладного промысла, силуэты матрешек из картона у детей на столах, готовые формы – квадраты, 2х2 см., прямоугольники 1х3 см., разного цвета, клей, кисть клеевая, клеенка, салфетка, поднос, ножницы, портативная колонка с аудиозаписью.
Организационный момент.
В начале занятия все дети собираются около воспитателя.
Воспитатель: проходите дети, посмотрите, как много у нас сегодня гостей.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся.
Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте
(воспитатель приглашает детей пройти на свои стульчики)
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель:
Я на ярмарке бывала,
И игрушки выбирала,
Принесла корзинку вам,
В ней игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
(Достаёт из корзинки народные игрушки: дымковские, деревянные свистульки, деревянные волчки, дудочки)
Показ детям игрушек, предложить их назвать, угадав загадки.
Воспитатель: Угадайте-ка, ребятки вот такие вот загадки:
Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет по утру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица?... (Лошадка.)
Какие мастера мастерили и раскрашивали лошадку (городецкие…)
Из какого материала изготовили (из дерева)
Распускает хвост павлином,
Ходит важный господином,
По земле ногами — стук.
Как его зовут…?
(Индюк)
Какие мастера мастерили и раскрашивали индюка (дымковские)
Из какого материала изготовили (дерева)
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …..
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Правильно.
Из какого материала изготовили(дерева)
Воспитатель: Правильно.
Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева (показать деревянные фигурки).
Воспитатель:
Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал,
Игрушка-кукла расписная,
А как назвать её, не знал.
«Красивая игрушка,
Похожа на Катюшку,
А, может на Танюшку?»-
Ей имя подбирал.
Красивая игрушка,
Как русская девчушка.
И мастер ту игрушку
Матрёшкою назвал.
С тех пор живёт Матрёшка,
Как русский сувенир.
Шагает по планете,
И радует весь мир.
- Сделана из дерева, очень красиво расписана. Матрёшку можно собирать и разбирать. Когда её разберёшь, то получится несколько кукол- матрёшек.
-А в какие ещё игрушки вы любите играть? (ответы детей)
-Вот как много у вас игрушек! А когда-то давным–давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами.
(дети подходят к доске и садятся на стульчики).
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня на занятии гостья.
Дети: Это матрешка.
Воспитатель: Правильно, ребята, эта игрушка называется матрешка.
Игрушка эта непростая, а с хитринкой.
Первая куколка самая большая.
А эту куколку открой –
Будет третья во второй.
И сумеем мы найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри
Что там прячется внутри?
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд
Сестры – куколки стоят.
Посмотрите, ребята, какие они все одинаковые, а как похожи друг на друга!
В красивых, нарядных сарафанах, румяные, веселые. Им так хорошо вместе!
А еще они очень обрадовались, что пришли к ребятам в гости в детский сад.
Сейчас мы внимательно рассмотрим сарафан матрешки.
Вопросы к детям.
1. Какой сарафан у матрешки? (На матрешке сарафан с оборками, из половинок круга).
2. Какой узор на сарафане? (На сарафане красный цветок).
3. Из каких геометрических фигур он состоит? (Цветок состоит из кругов).
Воспитатель: Правильно, ребята, цветок на сарафане состоит из кругов, желтого и красных. Желтый круг, маленький, - это середина цветка, а синие большие круги - это лепестки цветка. Лепестки расположены сверху, снизу, слева и справа. Наш цветок расположен в середине сарафана матрешки.
1. Чем еще украшен сарафан матрешки? (Сарафан украшен листьями).
2. Какого они цвета? (зеленые)
3.Какой формы листья? (овальные)
Воспитатель: Листья расположены снизу от цветка.
А сейчас, ребята, матрёшки нам предлагают потанцевать.
Физкультминутка.
Мы ногами топ- топ-топ.
Мы руками хлоп-хлоп-хлоп.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали.
Руки кверху поднимаем,
А теперь их опускаем.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора!
Воспитатель: Посмотрите, у меня еще одна матрешка здесь. Она тоже в нарядном сарафане. Давайте – ка расскажем о ней.
Рассказ ребенка
Эта матрешка в желтом сарафане. Сарафан украшен красным цветком, с жёлтой серединой. Лепестки расположены сверху, снизу, слева, справа. У цветка есть зеленые листья. Они находятся снизу лепестков.
Воспитатель: Посмотрите, она вот в каком нарядном сарафане, а ее подружки – матрешки в простых сарафанах.
Давайте поможем нашим матрешкам и тоже нарядим их.
Воспитатель: Ну что же все сарафаны рассмотрели, а сейчас приступаем к работе.
С чего начнем работать? Посмотрите, какие геометрические фигуры у нас? (квадраты, прямоугольники), а нам для украшения сарафанов наших матрёшек нужны овалы и круги…что нам надо сделать? (Срезать плавно углы).
Показ воспитателя.
Сейчас я покажу, как можно сделать лепестки цветов и листья. Возьму квадрат синего цвета и плавно, закругляя, срезаю углы квадрата. Берём следующий квадрат и срезаем углы. Также вырезаем листья из прямоугольников.
Оборки вырезаем из кругов. Берём круг, сгибаем его пополам.
Раскрываю деталь, беру в правую руку ножницы и разрезаю. У нас получилось две детали, два полукруга. Берем следующий круг и разрезаем его. Сначала выкладываем детали на сарафаны матрёшек.
С клеем работаем аккуратно, намазываем детали на клеёнке, примакиваем салфетками, убирая лишний клей…
Не забывайте о том, что ножницы, когда мы режем, смотрят у нас только вперед, а не наверх и в сторону, иначе ими можно пораниться. Вырезали деталь, положили ножницы.
Воспитатель:
Наши заготовки готовы! Теперь выкладываем детали на сарафаны матрёшек.
Воспитатель напоминает правила работы с ножницами.
Воспитатель проверяет, проводит индивидуальную работу с детьми. Напоминает приемы аккуратного наклеивания.
Дети работают самостоятельно. Если ребенок закончил работу быстрее, можно дать заранее вырезанные детали более светлых тонов, для украшения цветка.
В конце работы напомнить детям, убрать свое рабочее место, вытереть
руки влажной салфеткой.
Наша Матрёшка рада, что у неё появилось столько подружек!
Рефлексия.
Воспитатель:
Ребята, ну-ка прислушайтесь, как только мы нарядили наших матрешек, они ожили, заговорили, стали хвалиться своими нарядами друг перед другом.
Давайте послушаем
( Ребенок выносит, ставит поделку на доску)
У Аниной матрешки
Глаза голубые
А на желтом сарафане
Фиалочки цветут.
Софии матрешка, ну просто красавица.
Она мне, ну, очень нравится.
На её сарафане красный цветок
В середине – уголек.
Лепестки блестят, как лак,-
Распустился красный мак.
А Майя свой цветок назвала василек
Пусть у него другой лепесток.
Её матрешка в красном платке.
А на сарафане синие васильки.
А теперь ребята подойдите ко мне и поставьте своих матрешек в хоровод.
( Дети выставляют свои поделки на доску).
Воспитатель читает стихотворения о матрёшках
Матрёшки на окошке
В ярком сарафане,
И вся семья в матрёшке
Как в доме деревянном.
Очень любят все матрёшки
Разноцветные одёжки:
Все расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся
Они нам очень нравятся.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все постарались.
А теперь, давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети: До свидания.