Публикации

Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Введение

Данная методическая разработка «Воспитание нравственных качеств детей старшей группы посредством русских народных сказок» знакомит педагогов дошкольных образовательных организаций с методами воспитания нравственных качеств детей посредством русских народных сказок.

Актуальность темы. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста – это важнейшая задача дошкольных образовательных организаций. В литературе отмечается, что значительное внимание в ДОО направлено на интеллектуальное развитие старших дошкольников и их подготовку к школе, но не всегда достаточный объем внимания уделен духовно-нравственному воспитанию.

При этом потенциал детской литературы используется не полностью. Поэтому необходимо изучение опыта педагогической работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования уделяет значительное внимание духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

В ФОП указывается, что к шести годам ребенок «самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра». Знакомство с художественной литературой, в том числе со сказками, позволяет обогащать опыт восприятия жанров фольклора. Интерес к сказке способствует восприятию и пониманию содержания и композиции текста, в том числе поступков персонажей, последовательности событий в сказках.

В ФОП дается перечень русских народных сказок, с которыми должны познакомиться дети в возрасте 5-6 лет:

«Жил-был карась...»; «Жили-были два братца...»; «Заяц-хвастун»; «Крылатый, мохнатый да масляный»; «Лиса и кувшин»; «Морозко»; «По щучьему веленью»; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; «Сивка-бурка»; «Царевна-лягушка».

Духовно-нравственное воспитание является целенаправленным процессом формирования у детей высокого сознания, нравственных чувств и поведения на основе принципов морали.

Нравственное воспитание дошкольников представляет собой деятельность педагогов ДОО по формированию у дошкольников нравственных чувств, этических норм и представлений, формирование правил поведения, которые определяют отношение дошкольников к себе, обществу и другим людям.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста помогает им сформировать чувство правильного и неправильного, понять последствия своих действий. Для духовно-нравственного воспитания педагоги ДОО применяют такие методы обучения нравственным ценностям, как сказки, дидактические игры и собственный пример педагога.

Важнейшим средством духовно-нравственного воспитания является русская народная сказка. Сказка сопровождает ребенка не только в период дошкольного детства, но и в течение всей жизни. Сказка знакомит дошкольников с литературой, отношениями в обществе, с окружающим миром. Сказка – это прекрасное средство для обучения детей сопереживанию героям, а также воспитание эмоционального отношения ко всему окружающему.

Сказки позволяют не только дать детям представления о предметном мире, обществе, но и знакомят детей с важнейшими человеческими чувствами. Подлинным является нравственный смысл сказок, а форма изложения доступна для понимания детьми.

Русская народная сказка – важнейшее средство духовно-нравственного воспитания. Она дает возможность выхода за рамки обычной жизни. Благодаря русской сказке дети получают жизненный опыт, делают выводы. Сказка позволяет осуществлять познавательное, эмоциональное и духовно-нравственное развитие детей. Она является важным источником духовно-нравственного воспитания.

В сказках объясняется для детей жизнь природы и общества, а также мир отношений людей и человеческих чувств. Русская народная сказка обогащает эмоции детей, знакомит дошкольников с прекрасными образами литературного языка.

Русская народная сказка предоставляет возможность освоить важные духовно-нравственные ценности и принципы, которые будут необходимы в дальнейшей жизни. Это обусловило актуальность темы данной методической разработки.

Сказки позволяют научиться понимать свои чувства, чувства других людей, искать и находить верные решения, нести ответственность за свое поведение. Русские народные сказки помогают дошкольникам становиться хорошими людьми.

В нашей работе мы применяем разнообразные методы знакомства с русской народной сказкой. В первую очередь, это словесные и игровые методы. Среди игровых методов активно применяются дидактические игры, в том числе разрезные картинки, игры на липучках, лото, домино, театрализация и т.д.

Использование дидактических игр, театра, игрового метода дает широчайшие возможности для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Русские народные сказки развивают в дошкольниках творческое мышление. Они дают возможность детям изучать жизнь непосредственно и дают примеры правильного поведения. Они помогают различать добро и зло, а также понимать и принимать других людей. Чтобы духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок было эффективным, дошкольнику нужно дать возможность воспринимать сказки, а потом обсуждать их. Детям нужно задавать вопросы и анализировать их реакции и ответы.

Внимательное прослушивание мнений детей, обсуждение вместе с ними сказок необходимо для понимания уровня нравственного развития дошкольников. При этом необходимо давать подсказки и пояснения, но не нужно принуждать ребенка к определенным выводам. Необходимо дать возможность ребенку самостоятельно изучить сказку, в том числе в домашних условиях, а потом обсудить ее вместе.

Существует необходимость более активного применения сказки для всестороннего воспитания детей и использования педагогического потенциала сказки в духовно-нравственном воспитании.

Практическая значимость.

Знакомство с русской народной сказкой имеет также важнейшую практическую направленность, так как сказка является незаменимым средством не только духовно-нравственного, но и речевого развития.

Работа со сказкой положительно влияет на процессы речевого, эмоционально-волевого развития ребенка, способствует приучению к образному восприятию богатства и многообразия окружающей действительности.

Особенно эффективно развивается связная речь дошкольника, поддерживается его положительное эмоциональное состояние, а, следовательно, улучшается результативность процесса усвоения знаний.

Русские народные сказки способствуют обогащению словарного запаса, учат правильно строить диалоги, положительно влияют на развитие связной речи дошкольников. Русская сказка позволяет детям усвоить структуру языка и правила образования слов и предложений. Сказки являются важным языковым материалом.

Цель методической разработки: обобщить опыт применения русских народных сказок для воспитания нравственных качеств детей старшей группы.

Задачи методической разработки:

1. Обосновать актуальность и практическую значимость темы в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования.

2. Предложить разработку занятия по знакомству с русскими народными сказками, обобщить методы и приемы, а также технологии духовно-нравственного воспитания.

3. Подвести итоги применения данного опыта, проанализировать методический инструментарий достижения целей.

Конспект занятия по ознакомлению с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель занятия: воспитание нравственных ценностей и понятий через анализ русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

2. Дать детям представления о нравственных и художественных особенностях русских народных сказок.

Развивающие:

1. Закрепить знания о правилах поведения в обществе и нравственных ценностях.

2. Показать особенности образного языка русских народных сказок, создать условия для эмоционального восприятия образного содержания сказки.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к близким людям.

2. Воспитывать такие качества, как дружба, взаимопомощь, сопереживание близким людям.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа. Беседы о родных и близких людях, о добре и зле, рассматривание картины В.М. Васнецова «Аленушка» (Приложение 1).

Оборудование: текст сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», бумага, цветные карандаши, книжки с русскими народными сказками, разрезные картинки.

Формы организации занятия: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Виды детской деятельности: беседа, рассматривание иллюстраций, мастерская.



Ход занятия

1. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень известной русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Узнаем, какие поступки героев хорошие, а какие плохие, и почему. Вы будете анализировать данную сказку.

Дети садятся на стулья, расставленные полукругом.

2. Основная часть

Воспитатель читает детям сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

При этом обращаем внимание на сюжет: непослушный братец Иванушка становится козленком, а Аленушка выходит замуж за богатого купца. Ведьма убивает Аленушку, но Иванушка помогает разоблачить ведьму и спасти сестру.

После чтения проводится беседа по вопросам, требующим развернутого ответа или пересказа эпизодов сказки.

Вопросы:

1. О чем эта сказка? (ответы детей)

2. Кто главные герои сказки? (ответы детей)

3. Что случилось с Аленушкой (ответы детей)

4. Что случилось с Иванушкой? (ответы детей)

5. Почему с ними произошло несчастье? (ответы детей)

6. Кто спас Аленушку? Как? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, чтобы продолжить занятие, нам надо набраться сил.

Физкультурная минутка.

Воспитатель:

Мы шагаем по дорожке (ходьба на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Будем сказку мы искать (руки в стороны)

Кто же встретится нам тут? (пожимаем плечами)

Может, волк, а может, гном (изображаем волка и гнома)

А быть может, кот ученый (руками изображаем лапы кота)

Или добрый старичок (руки вверх, пальцы растопырены)

Приседаем, раз, два, три! (приседания)

Отдохнули? Поглядим! (встаем на носочки, руки вверх)

Снова дальше мы идем (ходьба на месте).

Воспитатель: А сейчас мы будем обсуждать поступки героев сказки. Какие качества у Аленушки?

Дети: Аленушка заботливая, умная, честная, любящая. Она не бросила брата, когда тот превратился в козленка, а помогала ему, пыталась его спасти. Она спокойная и безобидная. Она красивая.

Воспитатель: Какие качества у Иванушки?

Дети: Иванушка – ее младший брат. Он молодой, веселый, непослушный. Он не послушался совета сестры и напился из копытца, что привело к его превращению в козленка.

Воспитатель: Какие еще положительные персонажи есть в этой сказке?

Дети: Это купец. Он молодой, симпатичный и порядочный человек.

Воспитатель: Какие есть в сказке отрицательные герои?

Дети: Ведьма. Она жестокая, хитрая и злая.

Воспитатель: Дети, какие поступки героев были хорошими, а какие плохими? Почему?

Ответы детей. Дети обсуждают, как можно было поступить на месте героев.

Воспитатель: Я вам сейчас раздам бумагу и цветные карандаши. Нарисуйте одного из героев сказки, который вам запомнился больше всего.

Дети рисуют.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки детей. Просит детей рассказать о персонажах, которых они нарисовали. 3-4 дошкольника по желанию рассказывают.

Викторина по сказкам.

Воспитатель: А сейчас мы с вами проверим, как вы знаете русские народные сказки. Победители будут награждены книжками с русскими народными сказками.

Воспитатель: В какой сказке заяц хвалился, что не боится никого – ни собак, ни охотников?

Дети: Сказка «Заяц-хвастун».

Воспитатель: В названии какой сказки есть слово «щучье»?

Дети: Сказка «По щучьему велению».

Воспитатель: В какой сказке лягушка стала принцессой?

Дети: Сказка «Царевна-лягушка».

Воспитатель: Каким ремеслом владел главный герой сказки «Заяц-хвастун»?

Дети: Заяц был плотником.

Воспитатель: Что произошло с Аленушкой и Иванушкой в конце сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

Дети: Они вернулись домой к отцу.

Воспитатель: Чему учат русские народные сказки?

Дети: Тому, что добро всегда побеждает. Нужно быть отзывчивым, помогать другим, совершать хорошие поступки.

3. Заключительная часть

Воспитатель: Сейчас мы с вами соберем разрезные картинки по этой сказке (Приложение 2).

Дети собирают разрезные картинки.

Воспитатель: А теперь давайте подведем итоги. Вам понравилась сказка?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, чему учит нас эта сказка?

Дети: Сказка учит доброте, заботе, честности, любви к близким людям. Нужно уметь слушать советы взрослых людей, так как может произойти беда. Взрослые люди желают добра. Поэтому нужно их слушаться. Баловство может привести к плохим последствиям. Также не стоит сдаваться и опускать руки, а нужно надеяться и верить в лучшее. Данная сказка учит, что добро всегда сильнее зла.

Воспитатель: Каким быть лучше? Добрым и отзывчивым или злым и завистливым? Я уверена, что вы все добрые ребята.

Ответы детей.

Воспитатель: Все русские народные сказки поучительные. Они дают жизненные уроки на примере сказочных героев. Эта сказка учит, что нужно слушаться старших. В этой сказке – сестрицу Аленушку. Если не слушаться, то может быть очень плохо, как в этой сказке, когда Иванушка превратился в козленка. Сказка учит старших детей быть терпеливыми по отношению к младшим, ведь Аленушка много раз просила младшего брата не пить воду из лужи и объясняла, почему этого не надо делать. Эта сказка о любви. Аленушка не бросила, не оттолкнула своего брата.

Эта сказка учит нас быть заботливыми, добрыми, уважать старших, не совершать глупых поступков.

Заключение

Сказка сопровождает ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Именно со сказки начинается знакомство детей с человеческими взаимоотношениями и с миром литературы. Сказка – это наиболее доступное средство для духовно-нравственного развития дошкольника. Знакомство со сказкой применяют педагоги ДОО и родители.

Сказка дает возможность познания мира не только интеллектуально, но и эмоционально. Духовно-нравственные понятия затем закрепляются в обычной жизни, а также во взаимоотношениях с близкими людьми. Эти понятия затем становятся нравственными эталонами, регулирующими поступки детей. Сказка знакомит детей дошкольного возраста с духовными богатствами народной культуры.

Сказка позволяет показать детям нравственную и духовную суть поступков, а также сформировать такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо. Сказка эффективна при работе с детьми дошкольного возраста. Восприятие сказки позволяет им фантазировать и сравнивать себя со сказочными героями. Ребенку в сказке предлагаются выходы из сложных ситуаций.

Сказка позволяет находить эффективные пути воспитания моральных качеств личности дошкольников. Духовно-нравственное воспитание формирует ценностное отношение к жизни, воспитывает чувство долга, справедливости и ответственности. Сказка является эффективным средством создания положительных духовных и нравственных представлений, формирует у детей чувство милосердия и сопереживания.

Посредством освоения культурной традиции народной сказки обеспечивается социальная адаптация дошкольников, происходит освоение духовно-нравственных ценностей и формирование нравственных качеств. Сказка позволяет детям научиться делать нравственный выбор. При этом развивается умение думать, анализировать поступки сказочных героев и давать оценку поведению.

Педагоги ДОО создают необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками. Знакомство со сказками, в том числе сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» помогает осуществлять духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – №53 (ч. 1). – Ст.7598.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 2013. – №265.

3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: Гном, 2023. – 296 с.

4. Бацкалева В.В., Забегайлова И.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. – М.: ПСТГУ, 2023. – 192 с.

5. Ежкова Н.С. Дошкольная педагогика. – М.: Юрайт, 2023. – 183 с.

6. Иванушкина Н.В., Павлова А.И. Народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников // Поволжский педагогический вестник. – 2020. – Т.8. – №4(29). – С.113-117.