«Кубик Блума» как прием педагогической инновационной технологии
«Кубик Блума» как прием педагогической инновационной технологии».
Сегодняшний день отличается активным ростом новых технологий, многие из которых можно успешно использовать в своей работе.
Одной из современных технологий, используемых для развития мыслительных процессов, речи дошкольников, является технология развития критического мышления. Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача педагога заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.
Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения данной задачи. Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный интересный поиск. Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления.
Таким образом, технология развития критического мышления даёт детям возможность размышлять, классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы; способствует формированию коммуникативных навыков, активности в образовательной деятельности и самое главное активно развивает речь дошкольника.
Одной из техник технологии критического мышления, которую я начала применять на занятиях, является "Кубик Блума". Предложенная Блумом теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы. Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на гранях которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: назови, почему, объясни, предложи, поделись, придумай.
1. Грань «Назови» - предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.
Например - назовите сказку, в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути.
- главных героев сказки «Колобок».
Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
2. Грань «Почему» - развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: Почему колобок так поступил? Для чего это ему надо?
3. Грань «Объясни»- развитие мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:
Например: - Объясни, как удавалось Колобку от всех убежать.
- Объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от лисы нет?
4. Грань «Придумай»- активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: Придумай, свою версию концовки сказки.
5. Грань «Поделись»- развитие эмоциональной стороны личности. Вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основываясь на личном опыте. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например, «Как плохо, что (когда…», «Мне очень понравилось сказка, потому что …»)
6. Грань «Предложи»- умение применить полученные знания на практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуаций.
Например: Предложи, как бы ты поступил на месте Колобка? Предложи, как можно спастись Колобку. Этот приём использую на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
После знакомства с техниками возникает резонный вопрос: как применять их в работе с дошкольниками?
Технику Кубик Блума наиболее удобно применять на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу c кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.
Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.
Пособие "Кубик Блума" адаптировано для детей дошкольного возраста (имеет на гранях не только вопросы, но и картинки для не читающих детей).
Варианты использования "Кубикa Блумa" на занятиях:
"Кубик Блумa" универсален. Возможны два варианта:
- Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы c кубиком.
- Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.
Технику Кубик Блума я стала использовать на занятиях в условиях моей группы, что достаточно эффективно применять ее как часть занятия (элемент игры) для того, чтобы выяснить какие знания усвоили дети по окончании пройденной темы, а также выявить, что вызывает затруднения или где есть пробелы в усвоении конкретным ребенком данного материала. Насколько самостоятельно они могут аргументировано отстаивать свою точку зрения, высказывать личное мнение, суждение, используя новые и уже имеющиеся у них знания.
Хочется еще раз напомнить, что новые технологии- это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям, методам и приемам
работы. И обратить внимание коллег на некоторые технические моменты в использовании Кубика Блума. Педагогу необходимо подготовить 4-5 вариантов заданий на каждую грань куба. Если несколько раз выпадает одна и та же грань, можно сказать, что куб не успел повернуться, или ребенок слабо или сильно кинул куб и предложить повернуть куб другой гранью. Можно адресовать куб с заданием определенному ребенку, а можно задавать один вопрос всем игрокам-участникам.
Использование приема «Кубик Блума» только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравиться детям, они быстро осваивают технику его использования, a педагогу этот прием помогает развивать у детей навыки критического мышления и в активной и занимательной форме обобщить и систематизировать знания и умения дошкольников.