Методическая разработка «Второй год обучения» раздела образовательной программы «Судомоделирование»
Методическая разработка
раздела образовательной программы
«Судомоделирование»
«Второй год обучения»
педагог дополнительного образования Вантеев Александр Валерьевич
В настоящее время развитие водного транспорта имеет исключительное значение в экономике страны. В связи с этим растет потребность в квалифицированных специалистах, создающих и обслуживающих морские корабли и речные суда, навигационные и портовые сооружения. Таких специалистов можно воспитать из ребят, с ранних лет увлеченных морской техникой. В тоже время высокие технологии в области судостроения, судовождения и освоения морских глубин, применение сложных компьютерных систем и робототехники все больше и больше привлекают ребят в эту область деятельности человека. Поэтому неудивительно, что среди различных видов технического творчества сегодня едва ли не самый популярный - судомоделирование. Оно является первой школой воспитания будущих моряков и речников, воспитания любви к морю и флоту, интереса к технике.
Объединение «Судомоделирование» – одна из форм распространения среди учащихся знаний по основам морского дела и судостроения, воспитания у них интереса к морским специальностям. Работа в объединении позволяет воспитать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике и техническое мышление.
Судомоделизм - это один из технических видов спорта и, занимаясь в объединении «Судомоделирование», ребята получают необходимые начальные знания и трудовые навыки работы с ручным инструментом, опыт постройки моделей судов из разнообразных материалов и участие с ними в соревнованиях и конкурсах. Их мечты о море и кораблях часто перерастают в увлечённость, а увлечённость определяет выбор будущей профессии, то есть осуществляется начальная профессиональная ориентация детей.
Второй год обучения по образовательной программе подготовки обучающихся в объединении «Судомоделирование» является переломным периодом в процессе осознания учащимися себя в качестве судомоделистов, поэтому часть ребят, поняв, что постройка моделей кораблей и романтика моря - не их увлечение, переходят в другие кружки и секции. Основной же контингент обучающихся, приняв концепцию судомодельного кружка, начинает работать как дружная команда судомоделистов-спортсменов, нацеленных на определённый результат.
На этапе изучения нового материала в основном используется объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции.
На этапе закрепления изученного материала в основном используется беседа, дискуссия и практическая работа.
На этапе повторного изучения – наблюдение, контрольный опрос.
На этапе проверки полученных знаний – выставка, соревнования внутри объединения.
Основные методики (технологии), применяемые в этом разделе программы:
- Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от способностей и уровня подготовки каждого).
- Игровые методики.
- Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ним проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы. В ходе чего дети сами получают теоретические знания и практические умения и навыки.
- Воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка.
- Элементы развивающего обучения (принцип перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой конструкторской и соревновательной деятельности).
Наиболее интересными и эффективными являются групповая и индивидуальная форма организации обучения. Групповая форма предусматривает совместное выполнение обучающимися определенных заданий внутри микрогрупп (команд) и используется мной при подготовке к соревнованиям.
Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой форм организации педагогического процесса позволяет добиться высоких результатов в процессе постройки моделей судов.