Развитие игровой деятельности в первой младшей группе детского сада (дети 2-3 лет) представляет собой сложный процесс перехода от манипулятивных действий с игрушками к сюжетно-отобразительной игре, предшествующей сюжетно-ролевой. Ключевая роль в этом процессе принадлежит воспитателю.
Особенности игровой деятельности детей 2-3 лет:
* Кратковременность игр: В начале года игры длятся 3-6 минут, постепенно увеличиваясь до 8-10 минут к концу года при правильном педагогическом руководстве.
* Подражание: Дети часто подражают действиям взрослых, принимая на себя роли (мама, шофер, доктор). На начальном этапе они называют себя своими именами в игре ("Миша везет машинку"), а к концу года происходит отождествление с ролью ("Я – шофер").
* Простые сюжетные линии: Изначально игровые действия (кормление, укладывание куклы) хаотичны, но постепенно выстраиваются в логические цепочки (кормить – укладывать спать), усложняясь и расширяясь (готовить ужин – кормить – купать – укладывать спать).
* Использование предметов-заместителей: Дети начинают активно использовать подручные средства вместо реальных предметов (палочка вместо ложки, кубик вместо печенья).
Роль воспитателя в развитии игровой деятельности:
Основная задача воспитателя – формирование игровых умений, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры. Это достигается путем постановки и решения игровых задач, используя прямые и косвенные методы:
* Прямая постановка задачи: "Уложи мишку спать".
* Косвенная постановка задачи: "Мишка хочет спать", "Мишка устал" (ребенок сам принимает решение).
Решение игровых задач усложняется постепенно:
1. Один заместитель – разные предметы: Кружочек используется как тарелка, монетка, печенье.
2. Вербализация использования заместителей: Воспитатель объясняет, что использует брусок как мыло или кубик как телефон.
3. Использование нескольких заместителей в одной игре.
4. Использование нарисованных предметов: Кормление куклы нарисованным пирожным.
Воспитателю важно задавать вопросы, стимулирующие планирование действий и воображение:
* Вопросы к планированию: "Что делает твоя кукла?", "Куда едет твоя машина?", "Что зайка будет делать, когда поспит?".
* Вопросы к воображению: "Не слишком горячая каша у куклы?", "У зайки горлышко красное?", "Что у тебя на сковороде – картошка или котлета?".
Методы работы воспитателя:
* Избегание излишней заорганизованности: Важно не навязывать свою воли, не превращать игру в скучное занятие. Игра должна оставаться свободной и эмоционально насыщенной.
* Развертывание игровых сюжетов: Воспитатель должен уметь импровизировать, придумывать интересные сюжеты, используя знания детской литературы и собственное творческое воображение.
* Приемы работы:
* Втягивание: Воспитатель незаметно вовлекает детей в игру, создавая привлекательную эмоциональную ситуацию.
* Подключение: Воспитатель присоединяется к уже начатой детьми игре, помогая ей продолжить развитие.
* Обучение взаимодействию: Организация совместных игр, от простых парных взаимодействий (прокатывание мячей) до игр с общим сюжетом (совместная прогулка с куклами).
Организация предметно-игровой среды:
* Разнообразие игрушек и материалов: Куклы, машины, конструкторы, фигурки, бытовые игрушки, природный материал (шишки, бруски, крышечки).
* Игровые зоны: Организация удобных и привлекательных зон для игр с любимыми игрушками.
* Регулярное обновление игрушек и материалов: Обеспечение наличия необходимых предметов для разных тематических игр.
Стратегия развития игровой деятельности:
Воспитатель должен учитывать индивидуальные возможности детей, уровень развития игровых умений и общее эмоциональное состояние детей при планировании игровой деятельности в течение дня (утренние, дневные, вечерние часы). Цель – плавный переход к сюжетно-ролевой игре, характеризующийся обобщенными действиями, использованием заместителей, развитыми сюжетными линиями, отождествлением с ролью и богатым содержанием игры.