Публикации
2024-06-10 12:24

Родительское собрание "Закон, семья, ребенок"

Содержание:

1. Введение

2. Пояснительная записка

3. Основная часть

а) постановка задачи

б) работа в группах

в) просмотр видео «Подростковый алкоголизм»

4. Заключение

5. Список литературы

В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, асоциальным поведением, насилием, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности. Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. С раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, желаниями, способностями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность раскрыться как личность, само реализоваться. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее его обеспечение.

Система работы по повышению правовой культуры родителей должна включать в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие как родительское собрание, круглый стол, конверт вопросов и ответов и т.д. Эти формы работы положительно влияют на основную массу родителей.

Родительское собрание

Тема: «Закон, семья, ребенок»

Цель:

Ознакомление родителей с правами, обязанностями и ответственностью за воспитание детей и профилактике правонарушений.

Задачи:

-пропаганда правовых знаний среди родителей;

-пропаганда знаний о правонарушениях несовершеннолетних;

- формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;

- развитие умения родителей работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию;

-пропагандировать здоровый образ жизни.

Форма проведения: круглый стол по теме: «Закон, семья, ребенок»

Оборудование:

магнитная доска, фломастеры, листочки дерева, мультимедийная презентация, памятки для родителей.

Основные этапы подготовки родительского собрания:

I. Изготовление приглашений каждой семье с учетом темы собрания.

II. Изготовление памяток с советами по теме собрания.

Содержание памяток носит актуальный характер, текст напечатан крупным шрифтом.

III. Подготовка выставок по теме собрания.

Знакомство родителей с образцами работ (рисунки «Я и закон», « Каждый ребенок имеет право».

Вместе с библиотекарем подготовлена выставка художественной и методической литературы.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Объявление темы и постановка цели занятия.

(слайд 1)

Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, об их последствиях и ответственности родителей за воспитание.

Подрастают наши дети.… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков, правонарушений? Возможно, мы не найдем сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.

Постарайтесь всё понять, Что – то новое узнать… о правах, обязанностях и ответственности, попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.

Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

И сегодня мы начнем знакомство с законами, определяющими нашу жизнь. Попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

3. Постановка задачи:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы. Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

- Жители стали жить по законам.

- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

(слайд 2)

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

(слайд 3)

Задание 1

- В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие права имеют наши дети… (таблички с правами помещать на доске).

- Поговорим об обязанностях детей… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).

Выберите права и обязанности (распределить таблички)

(слайд 4)

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

(слайд 5)

Какие права детей отражены в пословицах, представленных на слайде.

(слайд 6)

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

(слайд 7)

Ответственность

Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.

Возмещение причиненного вреда.

Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направления комиссией ПДН в специальные учреждения.

Прочитайте, что отсталость? (осталось ответственность)

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»

(слайд 8)

Рассмотрим понятие нарушений:

Задание 2

Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок. Правонарушение. Преступление.

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

(слайд 9)

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

(слайд 10)

Работа в группах: рассмотрим несколько ситуаций.

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы. Он находится в вестибюле школы).

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

(Проступком)

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

(слайды 11,12,13,14)

Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

- В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

(памятки для родителей)

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок.

2. Административная ответственность -применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность - регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним (ст.88 УК РФ)

Итак, за совершенное преступление несовершеннолетним назначаются следующие виды наказаний:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы;

е) лишение свободы на определенный срок

Согласно ст. 92 УК несовершеннолетний может быть освобожден от наказания с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия, либо помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

(слайд 15, 16)

К наиболее распространенным и разнообразным по форме административным проступкам относятся нарушения порядка в общественных местах, то есть улицах, площадях, скверах, парках, вокзалах, дворах, магазинах, кафе, ресторанах, салонах трамваев, троллейбусов, автобусов и других местах, которым присущи доступность для населения, возможность пользоваться принадлежащими гражданам правами.

К данным правонарушениям законодательство относит: мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ), распитие пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ), появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ) и т.д.

(слайд 17)

Приём алкогольных напитков принимает регулярный характер и становится непременным атрибутом времяпрепровождения, увеличивается число поводов и мотивов для пьянства: «пью для улучшения настроения», чтобы «расслабиться», «потому что нравиться пить» и другие. В результате этого употребления спиртного незаметно становиться практически главным смыслом жизни подростков.

А мы тем временем занимаемся собственными проблемами и порой забываем о детях, которые предоставлены самим себе и пагубным соблазном нашего мира.

Просмотр видео «Подростковый алкоголизм»

Как же уберечь взрослеющих подростков от пагубной привычки?

Давайте попробуем определить свою родительскую роль и сформулируем свои действия в некоторых типичных воспитательных ситуациях. И сразу возникает вопрос: «А что вы знаете о подростковом алкоголизме»? (ответы родителей).

К сожалению, по вашим высказываниям ясно, что вы далеко не всё знаете об алкоголе. Да, многие знают, что алкоголь опасен для здоровья. Но не всегда можете объяснить, в чём заключается эта опасность. Уже давно установлено, что самому жестокому разрушительному воздействию алкоголя подвергается детский организм. Страдают все органы и системы организма. Чем моложе организм, тем меньше его сопротивление губительному воздействию.

Давно установлено, что формируются вредные привычки, как правило, в детстве. Поэтому задача родителей – воспитать у детей с самого раннего возраста отрицательное отношение к употреблению алкогольных напитков. Если у человека еще в детстве выработано отрицательное отношение к алкоголю, то и взрослым он, даже оказавшись в критической ситуации, не будет злоупотреблять им. Важным фактором, определяющим раннее отношение ребёнка к употреблению алкогольных напитков, являются алкогольные традиции семьи. Именно в семье закладываются основы поведения ребёнка, его отношение к разным сторонам жизни.

(слайд 18)

Статья 5.35. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Под законными представителями несовершеннолетних по смыслу комментируемой статьи КоАП понимаются не только родители ребенка, но и лица, в отношении которых законодательством РФ установлены обязанности по воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, в том числе усыновители, опекуны (попечители) детей, приемные родители (см. ст. 125, 146, 153 Семейного кодекса РФ).

(слайд 19)

Результаты опроса учащихся 7- 10 классов показали, что 76% опрошенных пробовали алкоголь, 3% не пробовали спиртное. 93% учащихся знают о влиянии алкоголя на подрастающий организм. (слайд 20, 21)

(слайд 22)

Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни и в жизни ваших детей не будет проблем.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима, жившего в 106 году до нашей эры, Марка Туллия Цицерона

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными».

Список литературы:

1. Астахов, П. Я и государство / П. Астахов. - М.: Эксмо, 2011. - 80 с. - (Детям о праве).

2. Бурдо Е.П. Общая характеристика и особенности реализации прав и обязанностей родителей по воспитанию несовершеннолетних детей в семейном законодательстве РФ // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 4. С. 19-21.

3. Ваш ребенок и его права: закон и мораль // разработка темы, советы и рекомендации юриста А. Н. Тарасенковой. М., 2012. Сер. 2012. Вып. 15

4. Воронцов А.Л., Воронцова Е.В. Роль семейного законодательства в укреплении семейных ценностей // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2014. № 2. С. 51-55.

5. Давыдова Д.А., Кравченко И.А. Права и обязанности родителей по защите прав ребенка // В сборнике: Современное общество: научный взгляд молодых сборник статей и тезисов докладов XI международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. 2015. С. 317-318.

6. Евтушенко, И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности /И.И. Евтушенко //Социальногуманитарные знания. – 2011. - № 4. – С. 356-361.

7. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учебник для вузов /Т.А. Куликова.- М.: Академия, 2000.- 232с.

8. Певцова Е. А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры / Е. А. Певцова // Современное право. - 2009. - №8. - С.2-23.

9. Родительский всеобуч: чтобы подросток не вырос подранком [Текст] /сост. Н.Клименко, С. Самсонова.- Новосибирск: Эфлакс, 2003.- 62с.

10. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви [Текст] /В.А. Сухомлинский.- М.: Молодая гвардия, 1988.-303с.

11. Шабельник, Е.С. Права на всякий случай [Текст] /Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева.- М.: Вита – Пресс, 1995.- 48с.

Ресурсы, которые были использованы при подготовке:

http://www.rusedu.ru/search.php?tag=%CF%F0%E0%E2%EE

http://festival.1september.ru/articles/subjects/22?page=37

http://festival.1september.ru/articles/569453/

http://www.kostanay.gov.kz/rus/news/2803-ot_pravovoi_gramotnosti_r.html

http://www.openclass.ru/node/264867