Конференции
Март 2023

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ

Ракитина Елена Сергеевна
учитель иностранного (английский, немецкий) языка
МБОУ В (С) Ш № 1

Сегодня из основных принципов при получении образования являются принципы приоритета ученика. Актуальным направлением реформы системы образования в России является «инклюзивное образование».

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Такой подход позволяет назвать «особым» любого ребенка, чем-то отличающегося от принятой нормы. Таким образом, инклюзия призвана обеспечить повышение качества образования, воспитания и социализации всех детей.

Опыт работы в этом направлении нам говорит о том, что введение инклюзивного образования важно обществу по ряду причин:

1) Оно помогает бороться с боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить и принимать разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.

2) Оно поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.

3) Оно расширяет профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых способов и методов преподавания.

Кроме работы с детьми с ОВЗ, инклюзивное образование предполагает работу с одаренными детьми, а также педагогически запущенными.

Одарённый ребёнок — это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде. Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное – это создание условий для развития таких детей. Одаренные дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свой потенциал и внести свой вклад в развитие общества.

Проанализировав специальную литературу и понаблюдав за обучающимися, мы выделяем наиболее важные особенности, присущие лишь одаренным детям:

1. Они очень любопытны, не терпят ограничения своих исследований; 2. они способны проследить причинно-следственные связи;

3. они легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания, не терпят навязывание готового ответа;

4. способны погрузиться в свое занятие, сконцентрировать внимание на одном деле;

Условия успешной работы с одаренными детьми:

За период работы с одаренными детьми мы сделали следующие выводы:

1. Работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения;

2. работа с одаренными детьми должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;

3. целесообразно проводить занятия как с группой обучающихся, так и индивидуально;

4. ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.

Учителю, работающему с педагогически запущенными и трудновоспитуемыми учениками, приходится уделять повторению намного больше внимания. Так же для слабоуспевающих и отстающих школьников с девиантным поведением в процессе формирования учебных умений по иностранному языку важным является систематичность и последовательность в отработке каждого умения, то есть, нельзя переходить к новому, не усвоив предыдущую операцию. В формировании и развитии учебно-познавательных умении большую роль играет алгоритмизация отработки умений. Предписание действий для детей с отклонениями в развитии и поведении, дисциплинирует их мысль, приучает к последовательному ходу рассуждений, учит строить умозаключения, делать выводы.

Организация системы работы с трудновоспитуемыми и неуспевающими детьми на уроках иностранного языка строится по следующему алгоритму:

- подбор посильных индивидуальных заданий;

- разработка дополнительного материала, который бы входил в сферу интересов обучающихся;

- конкретизация, алгоритмизация учебных заданий с указанием способов работы, предупреждающих ошибки;

- совместное выполнение образцов заданий;

- предупреждение возможных трудностей в учебной деятельности и путях их совместного (с учителем) преодоления.

Хотелось бы остановиться на применении принципов инклюзивного обучения на уроках иностранного языка для детей с ОВЗ. При реализации инклюзивного обучения на уроках иностранного языка рекомендуется:

- формировать лексические умения в ходе выполнения упражнений, которые обеспечивают запоминание новых слов и выражений и употребление их в речи;

- использовать информационно-коммуникационные технологии, что позволяет «особенному» ребенку с удовольствием заниматься английским языком;

- создавать благоприятный психологический климат;

- использовать здоровье сберегающие технологии, адаптированную программу с учетом особенностей психофизического развития и возможностей таких детей, иллюстративного и аудиоматериала, интерактивных элементарных заданий;

- формировать ситуации успеха просто необходимо на каждом уроке, чтобы ребенок с ОВЗ почувствовал радость от малого, но хорошо выполненного задания.

При организации системы работы с детьми с ОВЗ на уроках иностранного языка я стараюсь подбирать посильные индивидуальные задания, разрабатываю дополнительный материал, который бы входил в сферу интересов обучающихся, конкретизирую учебные задания с указанием способов работы.

Рассмотрев некоторые примеры обучения иностранным языкам детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах, необходимо отметить, что в нашей стране работа по организации инклюзивного обучения только начинается. На сегодняшний день существует ряд проблем, связанных с широким внедрением инклюзии не только в процесс обучения иностранным языкам, но и в образовательный процесс в целом. Инклюзивное обучение предоставляет таким детям возможность освоить элементарный уровень владения иностранным языком, что в свою очередь даст шанс социализироваться в современном обществе, снизить количество социально неадаптированных детей и подростков.