ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Авхимович Александра Петровна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 41, г. Новосибирск
Обновлённый ФГОС III поколения ставит более точные обязательства перед школой:
1) Четко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями. 2) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков. 3) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
Всё это обязывает учителя находить рациональные и неординарные решения: научить не только грамотно решать поставленные задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию, применять полученные знания в жизни.
Возникла необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах обучения и воспитания, в активных методах и приемах обучения, направленных на развитие познавательной, мыслительной активности, на обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.
Из разных источников психологии, изучения человека стало известно, что ребёнок запоминает лишь 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит. А если он и говорит, и участвует в реальной деятельности, и подтверждает это чтением текста, тогда он запоминает и усваивает материал на 90%.
Перед учителем стоят вопросы:
как научить ребенка учиться,
как ориентироваться в большом объеме информации,
как работать с текстом
как вызвать активную познавательную деятельность
как формировать функциональную грамотность
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только узнает новые понятия, но и имеет представление, где и как эти знания использовать в повседневной жизни.
Учитель должен увлечь и «заразить» детей темой, идеей, показать им значимость их деятельности, вселить уверенность в свои силы.
В отличие от простой грамотности, как возможности личности читать, осознавать, оформлять краткие тексты и совершать простые арифметические операции, функциональная грамотность является другим уровнем познаний. Основы функциональной грамотности закладываются уже на первых годах учебы (1 - 4 классы), когда идет упор на стимулирование речевой деятельности: ученик учится читать, слушать, писать, говорить, считать. Все в комплексе влияет на развитие общеучебных навыков (развивающих интеллект, выполняющих оценивание, организационные качества), что в итоге и обеспечивает появление функциональной грамотности.
Учитель, преподающий с первого по четвертый класс, должен обеспечить наличие у своего ученика комплекса важных компетенций, повлиять на его потребности в необходимости саморазвиваться, работать над самообразованием, уметь творчески самосовершенствоваться, быть готовым обучаться в условиях последующих образовательных этапов.
Функциональная грамотность – это понятие, которое характеризует возможности человека пользоваться приобретенными в процессе своей жизнедеятельности знаниями, способностями и навыками, в случае необходимости находить пути решения задач, относящихся к разным отраслям занятости человека, а также социальных вопросов, обычного ежедневного общения.
Признаки человека, являющегося функционально грамотным следующие: он может быть самостоятельным, способен познавать, комфортно жить в обществе людей, проявляя качества, относящиеся к главным компетенциям.
Компоненты основного понятия: знание основных критерий, правил, требований; усвоение учеником базовых понятий, умений, необходимых для решения жизненных задач; умение быстро адаптироваться к изменению условий; быть способным находить решения из конфликтных ситуаций, работая со сведениями; уметь общаться в деловом стиле; знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении своей личности; готовность быть способным и ориентированным в ценностях, уставах современного общества; использовать особенности жизни в целях своих требований; выполнять самообразование на основе сделанного выбора.
Условиями для обеспечения наличия, а также развития у учеников младших классов функциональной грамотности, достижения ими базовых и предметных качеств является выполнение таких требований:
- обеспечение процесса учебы в форме деятельности, что и будет одной из достигаемых функций учебы по любому из преподаваемых предметов в начальной школе. Акцент должен быть сделан на обеспечение способности самостоятельно учиться. Из этого следует, что проблема данной темы имеет деятельностный характер. Ученик должен искать механизмы и возможности результативной и быстрой адаптации в рамках современного мира;
- разрабатывать учебную программу с учетом индивидуальных требований и интересов учеников, что требует внимательно подготовки. Так, уже новый Стандарт разработан с учетом этого требования;
- сами ученики должны активно участвовать в процессе изучения нового материала;
- процесс учебы должен быть направленным на развитие таких качеств, как самостоятельность, ответственность за свои поступки;
- на уроках должна применяться и работа в группах, как одна из форм работ. Также, чтобы прийти к эффективному результату относительно развития функциональной грамотности у детей, уроки должны быть с учетом активных, рабочих, личностно-ориентированных технологий, ориентированных на развитие.
К ним относятся такие технологии:
- проблемно-диалогическая относительно нового, что позволяет сформировать умения организовывать, проявлять интеллект, в особенности относительно самообучения;
- формирования умения правильного чтения и этого умения, как вида деятельности, что является основой для развития коммуникативных качеств;
- проектирование, что важно для обеспечения организационных, интеллектуальных, оценочных и коммуникативных умений. Для достижения таких целей можно использовать такие задания, как делать плакаты, модели, исследования, выставки, что впоследствии должно перейти в показ полученных результатов.
-обучение с учебными ситуациями, в которых задача процесса образования заключается в обеспечении условий, влияющих на действия ребенка;
-дифференциация процесса обучения по уровням, в результате чего могут происходить изменения в стиле работы ученика и учителя. Это может быть вариант ученик-партнер, когда он имеет право на принятие своего решения. Примером служит ситуация, когда он может определить содержание образования, необходимость в уровне его достижения. В таком случае учитель должен помочь ребенку выбрать необходимое ему решение и после этого помочь его выполнить. Используются и другие эффективные варианты в стилях работы на уроках;
-информационные и коммуникационные технологии. Их применение должно повлиять на появление у учащегося таких важных способностей, как умение анализировать информацию, выполнять обобщения, делать синтез информации, сравнивать;
-оценка достижений ученика. Учащийся должен видеть свой результат работы, стремиться к улучшению своих достижений через более прилежное их выполнение заданий, проявление своих способностей.
В начальной школе главное – научить и развивать качество мышления при пользовании логических приемов. К ним также относится способность выполнять сравнение, анализ, синтез, обобщение. Также ученик должен уметь выполнять классификацию, логическое умозаключение, ограничение.
Для того чтобы школьник младших классов был функционально грамотным, ему рекомендуется давать задачи по овладению логическим приемам. Это говорит о том, что проявлять себя учащийся может в процессе самого действия.
Исходя из значимости того, что ученик осваивает навыки писать, читать, требуется постоянно использовать разные методы занятий, а также виды работы с детьми. Примером может быть 5 минут для прочтения текста на каждом уроке, речевые тренировки, диктанты, другие виды работы на занятии. Также полезный способ активизации критического мыслительного процесса в процессе чтения. В основе технологии – трехфазовая структура занятия, в которой есть вызов, осмысление и последующая рефлексия.
Так, например большинству детей в начальных классах присуще допускать ошибки при применении новых орфографических либо грамматических правил. По мере укрепления изученного материала эти пробелы в знаниях восполняются.
Так для того чтобы у обучающихся появилась необходимость в познании правила следует придерживаться следующих принципов:
- Ознакомление с правилом хорошо осуществляется в условиях проблемного обучения.
- Вся система орфографических работ основывается на проблемных способах.
- Для того чтобы учащийся умело не только лишь учил правило, но и видел орфограмму необходимо использовать такие приемы как:
-Письмо с проговариванием.
-Списывание.
-Комментированное письмо.
-Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
-Письмо по памяти.
-Творческие работы.
-Выборочное списывание.
-Словарная работа
-Работа над ошибками,
Как показывает опыт преподавателей, развивающих данную тематику, моделировать урок в соответствии с такой технологией затруднительно, особенно на первом году обучения. Поэтому преподаватели начинают работу, выбрав только некоторые элементы. На этапе вызова, примером может служить задание по типу «Может ли быть правдой, что…». Благодаря нему, появляется возможность проводить анализ, выполнят сравнение, представление, умение обосновывать свое мнение. Для этого может использоваться карточка определенного цвета: одна для ответа «Да», другая – для «Нет». Приведем пример заданий:
Правда ли, что в алфавите после буквы Д следует сразу Г?
Правда ли, что и у твёрдого знака есть звук?
Правда ли, что есть твердые и мягкие согласные?
Правда, что не все деревья остаются осенью без листьев?
Такие вопросы эффективны для учителя, так как помогают оценить работу учеников. При этом и дети могут определить, на сколько они осведомлены в вопросе, понять и оценить трудности, а после стараться устранить их, скоординировать работу для достижения нужного результата.
Например, пример чтения с остановками полезен тем, что использование такого метода дает возможность сделать паузу и акцентировать внимание на смысле прочтенного. Благодаря этому повышается качество процесса чтения, у ребенка формируется образ на основе представляемой информации. Анализ дает возможность подумать, выполнить сравнение. Для стимулирования ребенка работать в полную силу своих возможностей необходимо вызвать у него желание познавать. Если он поверит в то, что может преодолевать трудности, ему в дальнейшем будет проще. Причина и в виде деятельности. Не каждая из них стимулирует развитие способностей, а лишь та, которая позволяет ощутить положительные эмоции, которая дает возможность получить удовольствие от процесса и достигнутого результата.
Свои знания учащиеся могут успешно применять и на других уроках: литературного чтения, математике и т.д.
Так предмет «Литературное чтение» подразумевает освоение обучающимися способностями грамотного быстрого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а кроме того, мастерством отыскать необходимую книгу в библиотеке; способность оценивать себя и окружающих; выражать собственную позицию к прочтенному и услышанному.
Предмет «Математика» включает в себя развитие арифметических счетных навыков, знакомство с основами геометрии; развитие умения определения расположения объектов на плоскости и определение данного местоположения; практическое умение ориентироваться во времени и пространстве, способность решать вопросы, содержание которых пересекается с жизненными ситуациями. Максимальный результат при этом может быть, достигнут вследствие использования разных конфигураций деятельности над задачами:
1. Работа над решенной задачей.
2. Решение задач различными способами.
3. Правильно организованный способ анализа задачи – от требования или от условия к требованию.
4. Представлять ситуацию, описанную в задаче.
5. Самостоятельное составление задач учащимися.
6. Решение задач с недостающими данными.
7. Изменение вопроса задачи.
8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.
9.Объяснение готового решения задачи.
10.Использование приема сравнения задач и их решений.
11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.
12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
13. Закончить решение задачи.
14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).
15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
16. Решение обратных задач.
Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно показать в варианте яблони. Как каждому дереву нужны забота, увлажнение, тепло, свет, так и маленькому ребенку, приходящему к учителю на урок, нужны познания, мастерство и умения. «Поливая» данное дерево, спланированной, отчетливо обдуманной, гармоничной работой, применяя инновационные педагогические технологические процессы, дерево немедленно принесет плоды – прекрасные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. интеллектуальных, эффективных, мощных, способных к саморазвитию людей.
Дерево – функционально грамотная личность.
Вода – педагогические технологии.
Яблочки – ключевые компетенции.
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).
Как без полива дерево не даст плоды, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.
Примеры для создания комфортного ощущения процесса обучения:
-Одобрять работу ученика на уроках, хвалить его, направлять на появления хороших оценочных суждений.
-Создавать доверительные отношения в классе, давать уверенность в то, что все получится.
-Организовывать работу, а не поведение.
-Стимулировать положительные оценки по выполненным работам, результатам работы.
Сегодняшняя ситуация на уроках в младших классах – отказ от пассивного слушания информации, подаваемой учителем. Важно, чтобы ученик говорил, высказывал свое мнения, умел аргументировать свои утверждения. Это можно делать в рамках диалога в работах в разных по величине группах. Учитель должен уметь организовать диалог. Вести, направлять беседу в группах в соответствии с темой урока. Такая мера будет самым правильным шагом в его действиях, как педагога. К данному вопросу следует подходить со всей ответственностью, внимательностью. Результаты бесед обязательно будут по причине того, что:
-ученики будут представлять окружающим свое понимание темы;
-появится понимание того, что у каждого человека может быть своя идея и ими следует правильно пользоваться.
Из сказанного следует, что на формирование функциональной грамотности у человека первостепенное значение оказывает период его обучения в младшей школе. При этом следует обращать внимание на важность тщательной подготовки к планируемому уроку. В нем должны учитываться требования программы, а также необходимость детей быть активными в познавательном процессе. Ученику важно проявлять активность в мышлении, умении представлять, выражать свои мысли, делать предположения и аргументировать сказанное. Комплекс мер позволит обеспечить позитивное отношение к учебе, процессу познания, что будет проявляться не только в процессе дальнейшего обучения в школе, ВУЗе, но и в труде, отдыхе, в повседневной жизни.
Список использованной литературы
1. Виноградова Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы. / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. 2017. № 3.С. 3–7.
2. Губанова М. И. и др. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования. / М. И. Губанова, Е. П. Лебедева // Начальная школа плюс до и после. — М.: Баллас, 2009. — № 12. — С. 65–68.
3. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: пособие для работников системы образования РАО. /В. А. Ермоленко, Р. Л. Перченок.
4. Шарипова Р.Д. Содержание навыков функциональной грамотности младших школьников в курсе литературного чтения.