ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «3D-РУЧКА»
Акатова Марина Сергеевна педагог дополнительного образования Ефремов Евгений Алексеевич педагог дополнительного образования Ильминская Наталья Николаевна педагог дополнительного образования муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Станция юных техников" Алексеевского городского округа, г. Алексеевка
Раздел 1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Актуальность
Актуальность программы определяется современными требованиями общества и государства к занятости детей в летний период времени. Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Летний период – лучшая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей. Летом дети могут научиться с пользой проводить свободное время.
Классификация общеобразовательной (общеразвивающей) программы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) краткосрочная программа «3D-ручка» разработана для учреждений дополнительного образования детей.
Направленность программы – техническая
Уровень программы – ознакомительный
Дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа «3D-ручка» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
ü Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273;
ü Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
ü СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28);
ü Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
ü Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «О направлении информации».
Особенности программы
Организация занятий в объединении и выбор методов опирается на современные психолого-педагогические рекомендации, новейшие методики. Программу отличает практическая направленность преподавания в сочетании с теоретической, творческий поиск, научный и современный подход, внедрение новых оригинальных методов и приемов обучения в сочетании с дифференцированным подходом обучения. Главным условием каждого занятия является эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить.
Практические задания, выполняемые в ходе изучения материала курса, готовят обучающихся к решению ряда задач, связанных с построением объектов геометрии и изобразительного искусства. Курс с одной стороны призван развить умения использовать трехмерные графические представления информации в процессе обучения в образовательном учреждении дополнительного образования, а с другой – предназначен для прикладного использования обучающимися в их дальнейшей учебной или производственной деятельности.
Эта программа служит для создания творческого человека – решающей силе современного общества, ибо в современном понимании прогресса делается ставка на гибкое мышление, фантазию, интуицию. Достичь этого помогают занятия по данной программе, развивающие мозг, обеспечивающие его устойчивость, полноту и гармоничность его функционирования; способность к эстетическим восприятиям и переживаниям стимулирует свободу и яркость ассоциаций, неординарность видения и мышления.
Адресат программы
Данная программа рассчитана для обучающихся среднего школьного возраста (12 лет). На занятия принимаются все желающие дети с разными умениями и навыками, пришедшие по интерес.
Организация образовательного процесса
Учебная программа рассчитана на 8 ч с детьми среднего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу. Численный состав групп 8-10 человек.
Форма обучения: очная.
2.3 Цель и задачи программы
Цель: содействовать развитию способностей к техническому творчеству, формировать и развивать у обучающихся интеллектуальные и практические компетенции в области создания пространственных моделей.
Содействие освоению основных элементов по трехмерному моделированию.
Задачи:
· создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
· способствовать развитию творческой активности ребёнка;
· способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире;
· сформировать положительное отношение к алгоритмам трехмерного моделирования;
· сформировать умения ориентироваться в трехмерном пространстве;
· модифицировать, изменять объекты или их отдельные элементы;
· объединять созданные объекты в функциональные группы;
· создавать простые трехмерные модели.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ п\п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Формы контроля
1
Вводное занятие. Проектируем 3D парк «Семейный»
1
Опрос, педагогическое наблюдение, обсуждение
2
Деревья, кустарники
1
Педагогическое наблюдение, самоанализ, самооценка
3
Лавки, Фонари
1
Педагогическое наблюдение, самоанализ, самооценка
4
Памятники культуры
1
Педагогическое наблюдение, самоанализ, самооценка
5
Клумбы
1
Педагогическое наблюдение, самоанализ, самооценка
6
Фонтан
1
Педагогическое наблюдение, самоанализ, самооценка
7
Карусельные аттракционы
1
Педагогическое наблюдение, самоанализ, самооценка
8
Заключительное занятие. Подведение итогов. Организация выставки 3D парк «Семейный»
1
Обсуждение, самооценка
Итого:
8
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие. Проектируем 3D парк «Семейный» (1 ч)
Вводное занятие. Проектируем 3D парк. Вводный инструктаж по технике безопасности работы. Беседа: «Развитие карусельного аттракциона. Зачем нужен парк?».
2. Деревья, кустарники (1 ч)
Теория. Интересные факты о деревьях и кустарниках. Развивающие игры с использованием 3D.
Практическая работа. Моделирование деревьев и кустарников по образцу. Работа в парах и группах.
3. Лавки и фонари (1 ч)
Теория. Интересные факты создания лавок и фонарей. Развивающие игры с использованием 3D.
Практическая работа. Моделирование лавок и фонарей по рисунку. Работа в парах и группах.
4. Памятники культуры (1 ч)
Теория. Интересные факты о происхождении памятников. Развивающие игры с использованием 3D.
Практическая работа. Моделирование памятников культуры по замыслу. Работа в парах и группах.
5. Клумбы (1 ч)
Теория. Интересные факты о происхождении клумб. Развивающие игры с использованием 3D.
Практическая работа. Моделирование клумбы по образцу. Работа в парах и группах.
6. Фонтан (1 ч)
Теория. Интересные факты о происхождении фонтана. Развивающие игры с использованием 3D.
Практическая работа. Моделирование фонтана по рисунку. Работа в парах и группах.
7. Карусельные аттракционы (1 ч)
Теория. Интересные факты об аттракционах. Развивающие игры с использованием 3D.
Практическая работа. Конструирование карусельных аттракционов по замыслу. Работа в парах и группах.
8. Заключительное занятие. Подведение итогов. Организация выставки 3D парк «Семейный» (1 ч)
Оценивание и обсуждение работы. Самоанализ и самооценка выполненного проекта.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение обучающимися определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
· воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах.
Метапредметные результаты
· овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реали зации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к из вестным понятиям;
· готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку собы тий.
Предметные результаты:
Знать:
· основные детали 3D моделирования (назначение, особенности);
· простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
· виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
· технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
· осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
· конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
· конструировать по образцу;
· с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.
В результате изучения программы учащиеся должны обладать следующими ключевыми компетенциями:
Ценностно-смысловые компетенции:
· способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;
· уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Учебно-познавательные компетенции:
· умение осуществлять целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;
· овладение креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях;
· умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (организация выставки работ).
Коммуникативные компетенции:
· включаться в коллективные обсуждения, проявлять инициативу и активность в работе;
· предлагать помощь и сотрудничество товарищам, учитывать их мнение, уметь договариваться с окружающими, иметь собственное мнение;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
· навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;
Общекультурные компетенции:
· владение эффективными способами организации свободного времени.
Компетенции личностного самосовершенствования:
· освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки;
· овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях;
· забота о собственном здоровье.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Требуется контроль педагога за выполнением правил по технике безопасности
Не может изготовить модель по схеме без помощи педагога. Требуется постоянные пояснения педагога при сборке и программированию.
Средний
Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуется дополнительные вопросы.
Требуется периодическое напоминание о том, как работать с инструментами.
Может изготовить модель по схемам при подсказке педагога. Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям.
Высокий
Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный
Четко и безопасно работает инструментами.
Способен самостоятельно изготовить модель по заданным схемам.
2.2. Условия реализации программы
Календарный учебный график
Период проведения занятий
Кол-во учебных недель
Кол-во учебных дней
Кол-во учебных часов
Режим
занятий
июль, август
4
8
8
2 раза внеделю
по 1 ч
Методическое обеспечение образовательной программы
Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и следующих основных принципах:
ü систематичность и последовательность;
ü доступность;
ü деятельностный подход;
ü наглядность;
ü креативность.
Успешность процесса обучения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно подготовки, способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное и личностно-ориентированное обучение.
Среди разнообразных направлений в области педагогических инноваций наиболее адекватными поставленным целям являются:
ü «обучение в сотрудничестве»;
ü метод проектов.
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются следующие методы обучения:
ü проблемно-поисковый метод;
ü проектно-конструкторские методы;
ü словесные методы;
ü методы практической работы;
ü наглядный метод.
Кадровые условия
Ф. И. О.
Уровень образования
Квалификационная категория
Стаж
Функция
Акатова Марина Сергеевна
Среднее специальное
Соответствует занимаемой должности
4 года
педагог дополнительного образования
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Характеристика помещения
Помещение и кабинет соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" от 04.07.2014 N 41.
Оборудование кабинета
Доски для моделирования с ограниченным периметром
3D ручки
Коврик для рисования 3D ручкой
Детский стол с комплектом стульев
ПК с выходом в Интернет
Шкаф
Учебно-практическое оборудование
Материалы для работы:
1. Набор PLA пластика 7 цветов
2. Набор ABS пластика 9 цветов
3. Ножницы
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса
Электронные образовательные ресурсы
Интернет-ресурсы для педагогов:
Базовый курс для 3D ручки. Издательство Радужки, 2015 год.
Горский В. «Техническое конструирование». Издательство Дрофа, 2010 год.