Публикации
2024-09-18 13:38

Особенности работы над кантиленой в классе фортепиано

Особенности работы над кантиленой в классе фортепиано

Фортепиано (рояль) в современном понимании самодостаточный и универсальный музыкальный акустический инструмент.

«Фортепиано для меня – самый любимый инструмент, потому что оно представляет собой нечто в музыкальном отношении целое; каждый же другой инструмент, не исключая и человеческого голоса, в музыкальном отношении – только половина».

Антон Рубинштейн

Именно универсальность фортепиано дает возможность пианисту исполнять музыку соло, музыку с оркестром, музыку в фортепианном ансамбле, а также играть музыку в камерном ансамбле с любыми музыкальными инструментами и, наконец, поддерживать аккомпанементом сольные выступления инструменталистов и вокалистов.

Задача начального музыкального образования дать ученику – пианисту не только теоретические знания о возможностях фортепиано, как музыкального инструмента, но и практически научить пианиста.

Одним из важнейших условий достижения успеха в фортепианном исполнительстве является владение искусством вокального интонирования, поскольку только выразительная, певучая игра способна найти настоящий отклик в душе у слушателя.

«Кантилена» (итал. Cantilena, от лат. Cantilena - пение) – напевная мелодия, как вокальная, так и инструментальная. На фортепианном языке это означает - умение «петь» на инструменте.

«Пение – это главный закон музыкального исполнения, жизненная основа музыки»

К.Н. Игумнов.

Прекрасные примеры кантилены есть в операх Глинки, Чайковского, в операх и ораториях Прокофьева и Шостаковича, в произведениях итальянских композиторов, в многих русских народных песнях.

«Учитывая тончайшие особенности и звучания, и восприятия, пианист может создать фортепианную кантилену как волшебство, раскрывающееся перед слушателем.»

С.Е. Фейнберг.

В педагогической деятельности каждый преподаватель ставит и решает задачи по воспитанию юного музыканта с учетом своих педагогических принципов и индивидуальных возможностей ученика. В зависимости от его возрастных и психологических особенностей, уровня развития и готовности к обучению выбирается уровень сложности музыкального материала и его объём. Основным в работе над кантиленными пьесами является активное и заинтересованное отношение к исполняемому музыкальному произведению, понимание его основных характеристик и особенностей. Практический показ педагогом особенностей исполнения произведений кантиленного характера является основным при обучении детей в классе фортепиано. Наглядное сопровождение позволяет доходчиво объяснить ребенку содержание и авторский замысел исполняемого музыкального произведения, постепенно вводить музыкальные термины.

Работа над кантиленой – кропотливый, продолжительный, достаточно сложный процесс, но в тоже время увлекательный и творческий. Работая над кантиленой, мы прежде всего работаем над мелодией, над звуком. При работе над мелодией очень важно, чтобы ученик слышал интонационность музыкальной речи, ее смысл, выразительность, характер.

Работа над кантиленой занимает значительное место в обучении и воспитании ученика - пианиста. Произведения кантиленного характера всегда входят в программные требования обучения.

В младших классах обучение начинающих пианистов основывается прежде всего на работе над звуком, звукоизвлечением, мелодическим мотивом, музыкальной фразой. Ребенок знакомится с элементами музыкальной формы от простейших мотивов до музыкальных предложений, динамикой; приобретает опыт эмоционального сопереживания музыке. Работа строится на использовании песенного материала и изучением наиболее простых пьес. В младших классах для работы с кантиленой прекрасной возможностью будет обучение игре легатного аккомпанемента в форме арпеджио и мелодических подголосков.

В средних классах педагог подбирает в работу более сложный музыкальный материал для своего ученика, но музыка для изучения по - прежнему детская, хрестоматийная: детские альбомы П. Чайковского, Р. Шумана, С. Прокофьева. Мелодическая линия кантилены, её гармония и сама фортепианная фактура усложняются, музыкальная форма становится более объемной и сложной.

В старших классах пианист изучает сложные по фактуре и форме, яркие по выразительности и эмоционально наполненные пьесы кантиленного характера таких композиторов как В. А. Моцарт, Ф. Шопен, П. И. Чайковский до Д. Шостакович, С. Прокофьев.

«Музыка – искусство звука. Она не дает видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она говорит только звуками… Раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком.»

«Работать над звуком можно реально, только работая над произведением, над музыкой и её элементами. И эта работа, в свою очередь, неотделима от работы над техникой вообще. Нужно уметь «петь» на фортепиано, чтобы сыграть певучую мелодическую пьесу.».

Г.Г. Нейгауз

Для того чтобы научить слушать звук, научить приёмам звукоизвлечения, ведению фразы и т.д., желательно давать кантиленные пьесы с яркой звуковой окраской, разнообразные по характеру и настроению, близкие и понятные ученику. В работе над ними следует добиваться выразительного исполнения и показывать игровые движения, которые облегчают звуковую задачу, помогают выражению музыкального смысла. В воспроизведении кантиленой мелодии на фортепиано важно, внутренне услышав её выразительные особенности, избрать соответствующее ей тактильное ощущение прикосновения к клавиатуре. Педагог должен передать ребенку ощущение прикосновения к клавиатуре при исполнении кантилены путем сравнений и ассоциаций. Примером могут послужить высказывания Нейгауза, Тальберга, Игумного, Корто. Нейгауз говорил о «прорастании пальца в клавиатуру до дна», А. Корто писал о «погружении пальца в клубнику», К. Н. Игумнов и С. Тальберг ассоциировали исполнение кантилены с «замешиванием теста» пальцами.

Работа над кантиленой, как работа над любым видом произведения, должна в особенности заставить ученика слушать себя «со стороны». Ученик должен стремиться, во-первых, «к полному, мягкому, певучему звуку», во-вторых, - к максимальному разнообразию звуковых красок.

Как правило, в основе кантиленных пьес лежит красивая мелодия. А мелодия предполагает исполнениеlegato. Это основной прием игры на фортепиано, и работе над ним необходимо уделять внимание на протяжении всего периода обучения в музыкальной школе.При игре произведений кантиленного характера существует большая проблема в связности звуков (легатной игре). Необходимо связать без толчка один звук с другим, переступая с пальца на палец или «передавая эстафету» от одного пальца другому. Переступающие пальцы ведут руку, которая подкрепляет их и в то же время сохраняет общее плавное движение. Взаимодействие пальцев и руки придаёт звукам глубину, а мелодии - связность.

«При исполнении кантилены пальцы следует держать как можно ближе к клавишам и стараться по возможности больше играть “подушечкой”, то есть стремиться к максимальному слиянию пальцев с клавиатурой»

К.Н. Игумнов.

Руки пианиста-исполнителя в кантилене должны быть сильными и точно направленными в клавиатуру, но в тоже время должны оставаться мягкими и пластичными. Каждому ребенку необходимо объяснить, что при звукоизвлечении рука должна быть полностью освобождена, особенно в запястье. Ладонь лучше располагать над нажимаемой клавишей, а не сбоку от нее. Пальцы следует держать по возможности собранными вместе, готовыми к игре в любую секунду. В кончиках пальцев необходимо ощущение крепости, цепкости. В исполнении кантилены основным является использование веса руки, опоры на клавиатуру, а вернее правильно рассчитанное давление руки на клавиатуру. Важно объяснить детям ощущение переноса части веса руки в клавиатуру плавно, без толчков и в то же время надо не растерять его, адресовав в конец пальца. Ведь бывают случаи, когда у учащихся в кантилене устает рука, то есть эмоциональное напряжение (естественное при исполнении многих мелодий) переходит в напряжение физическое. При этом давление руки, не доходя до конца пальца, задерживается в кисти или локте. Рука зажимается и устает, а звук оказывается лишенным полноты и интенсивности.

В процессе обучения педагог объясняет ребенку значение подготавливающих движений пальцев, кисти, круговых движений локтей и предплечий. Педагогу необходимо дать представление ребенку об игре независимыми друг от друга, самостоятельными пальцами. Важно научить обучающегося умению распределять внимание, распределять вес руки и пальцев, обращать внимание на игру «приготовленными» руками и пальцами, сформировать умение диктовать ощущениям в руке применять ту силу звука, которая необходима, уравновешивать звучание. Если, например, требуется извлечь теплый и проникновенный звук, то к клавиатуре лучше прикасаться ближе к клавишам, а для яркого и открытого звука следует использовать полную амплитуду размаха пальцев. В случае, если кантилена звучит в октавном исполнении – более слабый из пяти пальцев мизинец берется активнее и увереннее, а первый палец – аккуратнее. Пальцы в кантилене могут двигаться с большим или меньшим размахом. Однако, безусловно, целесообразным является такое их положение, при котором с клавишей соприкасается вся подушечка пальца, то есть положение вытянутое, мягкое. Конечно, бывают случаи, когда палец приходится закруглять в силу особенности фактуры, но это исключение, которому мастера пения на рояле прибегают только при крайней необходимости.

При разучивании музыкальных произведений педагогу следует помочь ребенку выбрать наиболее удобную аппликатуру. В старших классах эту работу могут выполнять сами обучающиеся.Аппликатура – способ расположения и порядок чередования пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах. Подбор удобной и целесообразной аппликатуры очень важен для исполнительного искусства. Именно от грамотного выбора аппликатуры зависит целостность исполнения музыкальной фразы у начинающих пианистов. Обычно в кантилене используются 3, 4, 5 пальцы, реже 2, а 1 палец считается «непевучим». Однако бывают и исключения.

Огромную роль в достижении правильного звукоизвлечения играет искусство пения.Те из пианистов, у кого лишь общее, поверхностное представление о хорошем пении, гораздо реже владеют и хорошим выразительным исполнением. Глюк, Гайдн, Моцарт и другие знаменитости всех времён пели в юности. Пропевание голосом, выразительное и певучее исполнение одно- и двухголосных песен, и пьес является основой для развития навыков исполнения произведений кантиленного характера.

«В особенности не следует упускать возможности послушать искусных певцов, так как от них выучишься мыслить спетым. Затем очень полезно для правильного исполнения фразы пропеть её себе самому. Этим путём всегда большему научишься, чем из книг и рассуждений».

Ф.Э.Бах

Нельзя исключить влияние педали на правильное и красивое звучание кантиленных произведений. В кантиленных пьесах основное значение имеет запаздывающая, продлевающая педаль. Несложные певучие пьесы на ранних этапах следует учить без педали. Так красивый звук, плавное легато, выразительность фразировки будут чувствоваться в первую очередь пальцами. Затем можно начинать работу над педализацией. Как один из первых образцов можно предложить педализацию кульминационных звуков музыкальных фраз, или просто относительно более длинных звуков мелодии. В медленных напевных пьесах педаль можно брать на каждый длинный звук мелодии вслушиваясь в чистое звучание и снимать на коротких.

Таким образом, изучение кантиленных произведений помогает активно развивать различные стороны музыкального мышления ученика, помогает приобрести навыки выразительной певучей игры. Формирование и совершенствование умения напевно и мелодично исполнять музыкальные произведения кантиленного характера является одним из основополагающих приемов воспитания музыкальной культуры обучающихся в классе фортепиано. Приобщение к искусству исполнения кантилены посредством развития умения внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания благотворно сказывается на развитии творческих музыкальных способностей, исполнительской инициативы ребенка.

КАНТИЛЕНА с итальянского означает «песенка», с латинского – пение. Трактуется кантилена как широкая, свободно льющаяся напевная мелодия, как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин так же обозначает напевность исполнения музыки, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии. Оба эти значения восходят к названию средневекового музыкально-поэтического жанра. Так же это понятие часто применяют мастера, производящие музыкальные инструменты.

Новый инструмент может иметь «кантилену», а может быть лишён её. Последний считается браком, так как не отвечает требованиям «певучести». Для проверки качеств инструмента используется довольно простой тест: извлекается аккорд с максимальным количеством открытых струн. Если время «затухания» звучания аккорда превышает 30 секунд, то «кантилена» есть, если это время составляет менее 30 секунд, то такой инструмент лишён «кантилены» и является продуктом второго сорта.

Природа нашего инструмента очень сложная: с одной стороны, есть струны, но есть и молоточки, которые ударяют о струну, из-за чего его часто относят к ударной группе инструментов. Это лишь усложняет путь к «кантилене», а на рояле нужно стремиться петь!

Главным условием для достижения этой цели является приём хорошего legato, которое мы формируем у студентов 1 курса. Со студентами без музыкальной подготовки начинать работу над кантиленой следует буквально с первых уроков. Уже в процессе первоначальных упражнений на отдельные пальцы необходимо обратить внимание студентов на продолжительность тянущегося фортепианного звука, на умение его слушать. Желательно в этот период стремиться вырабатывать чувство глубины клавиатуры. Для этого, используя вес руки, стараться беззвучно взять любую клавишу, а затем повторить попытку в реальном звучании.

Значительно упрощает овладение техникой legato весьма полезное упражнение «Лестница» на беззвучную подмену пальцев, а также упражнение «Снег». Оба этих упражнения можно использовать для связывания 3-5 звуков.

Наиболее удачным сборником пьес на legato считается пособие С.Ляховицкой. В нём собраны хорошие примеры, которые имеют определённые цели и последовательны в своих задачах. Например: в начале есть очень важный материал на взятие двух одинаковых звуков (№9 «Красна девица», №12 «Земелюшка чернозём»).

Все упражнения и коротенькие номера из сборника С.Ляховицкой помогают в следующем этапе, когда студент начинает делать первые шаги в legato. Пример: Д.Штейбельт «Адажио», Р.Шуман «Первая утрата». Но не только legato следует активно развивать в 1-ый год обучения. Успешная кантилена, прежде всего, опирается на мелодический и гармонический слух. Развитию данных видов слуха способствует подбор-сначала одной рукой от любых клавиш, а затем двумя руками, причём левая рука осуществляет гармоническую поддержку в виде выдержанного баса. Постепенно студент начинает осваивать ведение звука, которое впоследствии вырастает в целую фразу. В связи с этим нужно обращать внимание на звуковые неровности. Их две: ритмическая (когда один звук длиннее предыдущего или последующего) и динамическая (когда один звук ярче другого).

В первый год обучения необходимо позаботиться и об упражнениях на укрепление кончиков пальцев. Кончик пальца - это своеобразный проводник между клавишей и рукой.

Со студентами, имеющими музыкальную подготовку в объёме трёх – семи лет, работу над кантиленой следует начинать непосредственно с текста, но не затягивать эту работу. Прочтение нотного текста не должно сводиться только к аппликатуре, ключевым или встречным знакам и ритмическим особенностям. Важно - понимание смысла написанного. Хорошие знания в теоретических дисциплинах верный помощник в этом, малейшие же неточности искажают авторский замысел. Однако, чаще всего, работа над кантиленой замыкается на разборе текста. Не имея возможности преодолеть текстовой барьер, студент так и не добирается до настоящей музыки…Пример: М. Мусоргский «Слеза» (вступление).

Чрезвычайно ответственным этапом является работа над фразой, которая обретает смысл в том случае, если она правильно понята и предварительно разобрана. Важно различать смысловые лиги и те, что указывают на характер исполнения (штриховые лиги). Если смысловых лиг не хватает, то для удобства студента преподаватель сам берёт на себя функцию редактора. Самую большую трудность представляет фраза, в которой начало находится в конце. С одной стороны нужно начать фразу, а с другой закончить, и этот процесс единовременный.

После тщательного разбора текста наступает фаза работы над содержанием. Понимание содержания напрямую зависит от интеллекта студента, от его эмоциональной состоятельности. Студенты, лишённые переживаний, никогда не смогут проникнуться глубокой философией. Пример: Э.Григ «Странник». Вторая фраза в этой пьесе не будет исполнена светло, и в то же время печально, даже несмотря на то, что написана она в параллельном мажоре. В случае непонимания до конца или равнодушия, пьеса будет исполнена на уровне сделанного текста!

Как показывает практика, огромное значение для исполнения имеет эмоциональная сфера. Многие студенты не умеют удивляться, сочувствовать, сопереживать. При этом эмоции должны быть внутренним проявлением – нельзя лицом доигрывать образ. Везде необходима мера во избежание манерности в исполнении. Пример: М.Глинка ноктюрн «Разлука». Работать над содержанием нужно, но педагогу не стоит навязывать студенту свои субъективные представления. Например, в пьесе Э.Мак-Доуэлла «К дикой розе» следует аккуратно направить студента на самостоятельное раскрытие программного содержания замечательной музыки американского романтика 19 века.

Работая над кантиленными пьесами, нельзя не упомянуть о её типах. Самое простое деление можно представить следующим образом:

РУССКАЯ КАНТИЛЕНА – берёт своё начало в русской народной песне и в городском романсе. Она характеризуется широтой фразы, глубоким и неподдельным чувством, искренностью лирического высказывания.

ЗАРУБЕЖНАЯ КАНТИЛЕНА – её истоки следует искать в итальянской манере пения – bellcanto.Она отличается свободой изложения музыкального материала, по своей природе – импровизационная. Довольно широкие фразы обычно состоят из сцепления нескольких коротких мотивов, что придаёт всей музыке некоторую ажурность.

ВИДЫ КАНТИЛЕНЫ.

- полифоническая или с элементами полифонии.

Впервые студенты сталкиваются с элементами полифонии на втором курсе. В основном такие пьесы относятся к контрастной полифонии. Пример: И.С.Бах «Менуэт» ре-минор. Редкая пьеса на средних и старших курсах обходится без элементов имитационной или подголосочной полифонии, трудность этих пьес заключается в том, что длинные звуки нуждаются в длительном звучании, а на их фоне следует материал из более мелких длительностей: и то, и другое нужно слышать одновременно, то есть раздвоить внимание. Чем ближе по тесситуре расположены голоса, тем труднее выполнить задачу. Пример: И.С.Бах – трёхголосная инвенция соль-минор. Эта инвенция и кантиленна и полифонична одновременно.

-мелодико-гармоническая.

Существует огромное количество пьес этого вида кантилены. Она представляет собой сочетание двух или нескольких одновременно звучащих неравнозначных фактурных пластов. Сложность исполнения этого вида кантилены заключается в том, что эти фактурные пласты нужно провести в различном звуковом соотношении. Здесь на первый план выступают координация обеих рук и слуховой контроль. Особое внимание – к исполнению мелодии как наиболее яркому в звуковом отношении носителю музыкальной мысли. Внимательно вслушиваясь в постепенно угасающий предыдущий звук, студент должен подхватить последующий звук на том же звуковом уровне – это обеспечит ровность и непрерывность мелодической линии. Пример: Э.Сигмейстер «Солнечный день»

- аккордовая или с элементами аккордовой техники.

Аккорды в кантилене вносят свои коррективы. Они обладают вертикалью, в то время как кантилена предполагает опору на горизонталь. Нужно научить студента мыслить аккорды горизонтально! Но прежде, чем перейти на аккордовую фактуру следует освоить интервалы. Очень хороший пример на интервалы: А.Хачатурян «Андантино». Переходя к аккордовой фактуре, нужно учитывать количество звуков и при необходимости разбирать аккорд по частям, особенно если в нём имеется мелодия. Верхний голос почти всегда должен звучать ярче остальных голосов, поэтому распределение звучности в аккорде представляется особо трудной задачей. В этом случае можно поучить мелодию отдельно выписанной аппликатурой или перенести некоторые звуки (для удобства) в другую руку. Иногда, при необходимости, осуществляется изменение аппликатуры, и верхний голос предлагается исполнять более сильными пальцами (3-им, 4-м). Пример: А.Гречанинов «Прелюдия» си бемоль минор.

-комплексная.

Это наиболее сложный вид кантилены. Здесь встречается комплекс трудностей, описанных выше. Поэтому каждый фактурный пласт следует разбирать и учить отдельно, соблюдая ритмические, аппликатурные и динамические принципы, неукоснительно выполняя все авторские указания. После того как каждый пласт будет прилично выучен, можно переходить к их поочерёдному соединению. Эта работа требует значительного количества времени, и давая такое произведение педагог обязан чётко рассчитывать на его достаток. Пример: А.Лядов «Прелюдия» до – минор.

Полезным приёмом для проработки фраз кантилены служит подтекстовка. Встречаются уже и готовые пьесы с текстом: А.Рубинштейн «Романс», Э.Григ «Сердце поэта».

Нельзя упомянуть и о педали, которая служит одним из этапов завершения работы над пьесой кантиленного склада. До начала игры с педалью нужно стремиться всё музыкальное полотно соединять при помощи пианистического аппарата. Педаль – это краска, а не дополнительное средство связи звуков. Многие студенты буквально понимают обозначение педали, и пытаются неукоснительно выполнять их, тем самым делая музыку неинтересной и даже безжизненной. Педализация – это целое искусство! В арсенале исполнителя должна быть не только прямая, запаздывающая, по басу, по гармонии, но и полупедаль. Пример: Д.Кабалевский «Прелюдия» фа диез минор.

Если студенту посчастливилось дорасти до сочинений композиторов – импрессионистов, то необходимо владение колористической педалью. Эта педаль очень интересна, так как имеет разную природу: она может исходить как от видео краски (в творчестве К.Дебюсси и других импрессионистов), так и от аудио-краски (педаль-эхо можно встретить в творчестве Э.Грига).

Завершая обзор работы над пьесами кантиленного склада, хочется остановиться на проблеме музыкального вкуса.

Существуют общепринятые каноны исполнения произведений. Например: есть несколько стереотипов ведения фразы:

-если мелодия двигается вверх, то следует увеличивать силу звука и наоборот, при движении мелодии вниз нужно уменьшать его силу.

-окончания фраз необходимо закруглять.

-педаль берётся строго по смене гармонии.

Мы привыкли воспринимать музыкальное исполнение, так как слышим и представляем данное произведение. Когда же наш слух улавливает нетрадиционное ведение фразы, некоторое превышение силы звука или более вязкую педаль сразу возникает неприятие, иногда перерастающее при обсуждении в настоящее возмущение. Другой вариант исполнения не означает, что он плохой – просто всем нам нужно быть более лояльными и демократичными по отношению друг к другу!

Таким образом, достойное исполнение кантилены может состояться, при следующих условиях:

-опыт и знания педагога.

-внимательное отношение студента к замечаниям.

-совместные усилия педагога и студента по прочтению содержания произведения без искажения авторского замысла.

Список использованной литературы:

1. Браудо И.А. Артикуляция. (О произношении мелодии). – Л.: «Музыка»,1961.

2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.– М.: «Музыка», 1988.

3. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. – М.: «Классика – XXI», 2001.

4. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. – М.: «Классика – XXI», 2003.

5. Рубинштейн А. Г. Литературное наследие. В трех томах. Том 1. Статьи. Книги. Докладные записки. Речи. М.: «Музыка», 1983.

6. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / под общ. ред. С.М. Хентовой. – М.-Л.: «Музыка», 1966.

7. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано.- М.: «Музыка», 1978.

8. Коган Г. М. О работе музыканта- педагога.- М.: « Музыка», 1979.

9. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано.- М.: «Просвещение», 1984.