Конференции
Апрель 2023

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Ворончихина Ирина Владимировна
учитель-логопед
МАДОУ "Старт", г. Пермь

Работа с семьей – это кропотливый труд. Педагог и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействие с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы партнерство учителя-логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить цель и задачи.

Для учителя-логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

В работе с разными семьями невозможно пользоваться одними и теми же методами. Методы работы необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д., то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.

Работа с родителями строится по следующим принципам

1. Доброжелательный стиль общения

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями. В общении с родителями не может проявляться категоричность и требовательный тон.

2. Индивидуальный подход

Используется не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение педагога успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагога разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Динамичность

Необходимо быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Список литературы:

1. Баранова, Г.А. Подготовка учителя-логопеда к использованию логопедических технологий в процессе повышения квалификации [Текст] / Г.А. Баранова // В сборнике статей Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии нового тысячелетия». В 2 ч. Ч.1. – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С.136.

2. Бачина О.В., Самородова Л.Н., «Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи». – М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Баранова, Г.А. Подготовка педагога дошкольной образовательной организации к коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г.А. Баранова, Е.И. Андреева // В сборнике статей по материалам LIII международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». – М.: Изд-во «Интернаука», 2016. – № 8 (53). – С. 9.

4. Данилина Т.А., Стёпина Н.М. «Социальное партнёрство педагогов, детей, родителей», - М «Айрис дидактика», 2004.