Вербицкая Екатерина Анатольевна
воспитатель
МБДОУ "ДСКВ № 118" г. Братск
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, ТНР, нейроразвитие, развитие речи, нейроупражнения.
Аннотация: В статье дается характеристика особенностей использования в работе с детьми ОВЗ с трудными нарушениями речи нейроупражнений.. С помощью нейроразвития, решаются задачи по развитию речи у детей с ОВЗ.
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это одна из самых распространенных категорий детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Речевые нарушения очень разнообразны: дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1, 2, 3 уровни речевого развития), заикание, ринолалия.
Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга. Избирательные нарушения речевой системы, тяжелые нарушения речи развиваются и в настоящее время с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет. Эти дети имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой моторики, мышечное напряжение, заторможенность, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств. Тяжёлые нарушения речи имеют под собой физиологическую основу – это поражение или дисфункция определённых мозговых областей. Следовательно, возникают нарушения высших психических функций. Высшие психические функции – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Развитие психики человека происходит за счет всех этих функций. Речи отведена одна из самых важных ролей, которая страдает в первую очередь. Нарушены все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь, связи с органическими поражениями мозга.
Для решения этой проблемы в практике коррекционной работы воспитателя вопрос о внедрении нейроразвития становится актуальным. Чтобы повысить результативность коррекционных занятий мы используем нейропсихологические технологии.
Цель нейропсихологических упражнений:
1) разбить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы;
2) сформировать недостающие нейронные связи;
3) воздействовать на те функции, которые так или иначе связаны с движением и в условиях его недостаточности не имели возможности правильно сформироваться;
4) развивать работу обоих полушарий мозга;
5) снимать мышечные зажимы;
6) способствовать обогащению сенсорной информации от самого тела;
7) развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику и самоконтроль.
С использованием в игре с ребенком нейропсихологических упражнений, решаются следующие задачи:
1. Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело;
2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять свое движение);
3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног;
4. Развивается слуховое и зрительное внимание;
5. Ребенок учится последовательно выполнять действия
Средства нейроразвития можно разделить на:
-Нейроупражнения
-Нейрогимнастику
-Нейропрописи, нейродорожки
-Нейроигры и пр.
Условия проведения нейроупражнений
•Занятия проводятся по 5-15 минут.
•Занятия проводятся ежедневно.
•Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
•От детей требуется точное выполнение движений и приёмов.
•Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.
При выполнении всех упражнений соблюдается техника безопасности.
Инструменты нейроразвития:
1. Нейродоски, направлены на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга у детей дошкольного возраста, синхронизация работы левого и правого полушария головного мозга. Выполняются одновременно двумя руками.
2. Нейроскакалка
Нейроскакалка обладает массой полезных качеств, как для ребёнка, так и для взрослого пользователя: развивает способность концентрироваться на нескольких действиях одновременно, осуществляя их в общем ритме (для того чтобы двигаться с нейроскакалкой, пользователю нужно разработать разнонаправленную работу ног, ведь одна нога будет выполнять прыжки, а вторая совершать вращательные движения); во время тренировки на нейроскакалке мозг пользователя быстрее насыщается кислородом, улучшается концентрация, повышается скорость мыслительных процессов и общий тонус организма;
3. Нейропрописи для дошкольников тренируют мелкую моторику, помогают развивать речь, графомоторные навыки и пространственной мышление. В дальнейшем навыки письма выручат детей при распознавании букв и цифр, а еще помогут предупредить или скорректировать дислексию и дисграфию
4. Плакат, направленный на воздействие межполушарных связей. Так же как и нейропрописи и нейродоски выполняется одновременно двумя руками.
5. Нейрокарточки так же координируют работу полушарий мозга, и способствуют развитию мышления ребенка.
6. Нейропсихологические игры
Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), а также развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбуди
Ожидаемые результаты: Применение всех средств нейроразвития способствует развитию у ребенка как левого, так и правого полушария
Улучшит память, внимание, речь. Снизит утомляемость, повысит способность к произвольному контролю, повысит работоспособность.
Активизирует интеллектуальные и познавательные процессы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Деннисон Пол «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей. ЛитМир - Электронная Библиотека
2. Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие. В 2 частях. Часть 2 / В. С. Колганова и др. - М.: Айрис-пресс, 2016. - 144 c.
3. Колесников А. «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка». Издательство: Центрполиграф, 2009 г.
4. Назаревская Т. Н. «Звуковые нейроупражнения. 24 таблички» Источник: Открытый университет непрерывного образования «Логопрофи. ру».
5. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.
6. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. JI. С. Цветковой. — М.: МПСИ, 2006.
воспитатель
МБДОУ "ДСКВ № 118" г. Братск
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, ТНР, нейроразвитие, развитие речи, нейроупражнения.
Аннотация: В статье дается характеристика особенностей использования в работе с детьми ОВЗ с трудными нарушениями речи нейроупражнений.. С помощью нейроразвития, решаются задачи по развитию речи у детей с ОВЗ.
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это одна из самых распространенных категорий детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Речевые нарушения очень разнообразны: дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1, 2, 3 уровни речевого развития), заикание, ринолалия.
Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга. Избирательные нарушения речевой системы, тяжелые нарушения речи развиваются и в настоящее время с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет. Эти дети имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой моторики, мышечное напряжение, заторможенность, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств. Тяжёлые нарушения речи имеют под собой физиологическую основу – это поражение или дисфункция определённых мозговых областей. Следовательно, возникают нарушения высших психических функций. Высшие психические функции – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Развитие психики человека происходит за счет всех этих функций. Речи отведена одна из самых важных ролей, которая страдает в первую очередь. Нарушены все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь, связи с органическими поражениями мозга.
Для решения этой проблемы в практике коррекционной работы воспитателя вопрос о внедрении нейроразвития становится актуальным. Чтобы повысить результативность коррекционных занятий мы используем нейропсихологические технологии.
Цель нейропсихологических упражнений:
1) разбить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы;
2) сформировать недостающие нейронные связи;
3) воздействовать на те функции, которые так или иначе связаны с движением и в условиях его недостаточности не имели возможности правильно сформироваться;
4) развивать работу обоих полушарий мозга;
5) снимать мышечные зажимы;
6) способствовать обогащению сенсорной информации от самого тела;
7) развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику и самоконтроль.
С использованием в игре с ребенком нейропсихологических упражнений, решаются следующие задачи:
1. Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело;
2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять свое движение);
3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног;
4. Развивается слуховое и зрительное внимание;
5. Ребенок учится последовательно выполнять действия
Средства нейроразвития можно разделить на:
-Нейроупражнения
-Нейрогимнастику
-Нейропрописи, нейродорожки
-Нейроигры и пр.
Условия проведения нейроупражнений
•Занятия проводятся по 5-15 минут.
•Занятия проводятся ежедневно.
•Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
•От детей требуется точное выполнение движений и приёмов.
•Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.
При выполнении всех упражнений соблюдается техника безопасности.
Инструменты нейроразвития:
1. Нейродоски, направлены на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга у детей дошкольного возраста, синхронизация работы левого и правого полушария головного мозга. Выполняются одновременно двумя руками.
2. Нейроскакалка
Нейроскакалка обладает массой полезных качеств, как для ребёнка, так и для взрослого пользователя: развивает способность концентрироваться на нескольких действиях одновременно, осуществляя их в общем ритме (для того чтобы двигаться с нейроскакалкой, пользователю нужно разработать разнонаправленную работу ног, ведь одна нога будет выполнять прыжки, а вторая совершать вращательные движения); во время тренировки на нейроскакалке мозг пользователя быстрее насыщается кислородом, улучшается концентрация, повышается скорость мыслительных процессов и общий тонус организма;
3. Нейропрописи для дошкольников тренируют мелкую моторику, помогают развивать речь, графомоторные навыки и пространственной мышление. В дальнейшем навыки письма выручат детей при распознавании букв и цифр, а еще помогут предупредить или скорректировать дислексию и дисграфию
4. Плакат, направленный на воздействие межполушарных связей. Так же как и нейропрописи и нейродоски выполняется одновременно двумя руками.
5. Нейрокарточки так же координируют работу полушарий мозга, и способствуют развитию мышления ребенка.
6. Нейропсихологические игры
Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), а также развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбуди
Ожидаемые результаты: Применение всех средств нейроразвития способствует развитию у ребенка как левого, так и правого полушария
Улучшит память, внимание, речь. Снизит утомляемость, повысит способность к произвольному контролю, повысит работоспособность.
Активизирует интеллектуальные и познавательные процессы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Деннисон Пол «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей. ЛитМир - Электронная Библиотека
2. Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие. В 2 частях. Часть 2 / В. С. Колганова и др. - М.: Айрис-пресс, 2016. - 144 c.
3. Колесников А. «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка». Издательство: Центрполиграф, 2009 г.
4. Назаревская Т. Н. «Звуковые нейроупражнения. 24 таблички» Источник: Открытый университет непрерывного образования «Логопрофи. ру».
5. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.
6. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. JI. С. Цветковой. — М.: МПСИ, 2006.