Публикации
2024-09-18 13:55

Профориентационная работа с инвалидами и лицами с ОВЗ

Основные мероприятия профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью:

1. Просмотр видеороликов и рекламных материалов.

Целью мероприятия является первоначальное знакомство учащихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с различными сферами деятельности, определять оптимальные условия профессиональной деятельности, привитие интереса к различным видам деятельности, создание условий для расширения возможностей задуматься о своем профессиональном будущем.

Задачи:

ØСоздать условия для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению.

ØАктивизировать личное участие лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для формирования своего будущего.

ØПробуждение у обучающихся интереса к знакомству с различными видами деятельности.

Ожидаемый результат: в процессе просмотра видеороликов и рекламных материалов обучающиеся получают возможность самостоятельно выбирать и анализировать полученную информацию, получают первоначальное представление о профессиях и специальностях, что дает учащимся возможность сформировать первоначальный профессиональный выбор.

2. Беседа (встреча) со специалистами и профессионалами

Целью мероприятия является знакомство с профессией или специальностью через представителей профессиональной деятельности, уточнение позитивных и негативных сторон профессиональной деятельности через непосредственное взаимодействие с мастерами.

Задачи:

Ø Познакомить обучающихся с мастерами и профессионалами в различных видах деятельности.

Ø Создать условия для проявления заинтересованности подростками к профессиональному самоопределению.

Ø Упражнять обучающихся в способности соотносить собственные способности с определенным видом профессиональной деятельности.

Ожидаемый результат: в процессе беседы (встречи)участники получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решение, получают глубокое представление о профессиях и специальностях, что дает учащимся возможность более четко сформировать свой профессиональный выбор.

3. Экскурсия на производство (предприятие)

Целью мероприятия является обеспечение условий для формирования у обучающихся конкретных представлений и впечатлений о профессиональной деятельности в реальных условиях производства (предприятия).

Задачи:

Ø Познакомить обучающихся с профессиональной деятельностью специалистов на конкретном предприятии (производстве).

Ø Пробудить у обучающихся интерес к различным видам деятельности на конкретном предприятии (производстве).

Ø Активизировать личное участие для формирования своего будущего.

ØСоздать условия для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению.

Ожидаемый результат: в процессе экскурсии участники получают возможность самостоятельно анализировать полученную информацию, учатся самостоятельно принимать решения о собственном профессиональном выборе, получают глубокое представление о профессиях и специальностях конкретного предприятия, что дает учащимся возможность более четко сформировать свой профессиональный выбор.

4. Дни открытых дверей

Целью мероприятия является получение конкретной информации о профессиональной деятельности, осуществляющейся на предприятии или условиях обучения в образовательной организации профессионального образования с учетом конъюнктуры рынка труда, привитие интереса к различным видам деятельности.

Задачи:

Ø Пробудить у обучающихся интерес к различным видам деятельности в условиях реального предприятия или организации профессионального образования.

Ø Активизировать личное участие для формирования своего будущего.

ØСоздать условия для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению.

Ожидаемый результат: в процессе дня открытых дверей участники получают возможность задать вопросы необходимые для понимания профессиональной деятельности, глубокое представление о профессиях и специальностях, что дает учащимся возможность более четко сформировать свой профессиональный выбор.

5. Тренинг по самоопределению профессиональной деятельности

Целью мероприятия является выявление оптимально соответствующую своим способностям, интересам и психологическим особенностям личности сферу деятельности, привитие интереса к познанию качеств личности необходимых для выполнения определенной профессиональной деятельности.

Задачи:

Ø Пробудить интерес обучающихся к собственным личностным качествам для выполнения профессиональной деятельности.

Ø Способствовать активизации психической деятельности и актуализации способностей, обучающихся и инициализации будущей профессиональной деятельности.

Ø Создать условия для повышения готовности подростков к самоопределению будущей профессиональной деятельности.

Ожидаемый результат: в процессе тренинга участники получат возможность узнать собственные личностные способности для выполнения профессиональной деятельности, получат глубокое представление о способностях необходимых для разнообразных профессий и специальностей, смогут самостоятельно анализировать полученную информацию и самостоятельно принимать решения для более четкого профессионального выбора.

6. Мастер-классы

Целью мероприятия является передача профессионалом или специалистом, обучающимся путем прямого или комментированного показа тонкостей профессиональной деятельности, раскрытие содержания проблемной творческой задачи и вовлечение обучающихся в ее решение в рамках профессиональной деятельности.

Задачи:

Ø Познакомить обучающихся с различными видами деятельности в творческой практической проблемной ситуации.

Ø Учить наблюдать за индивидуальным стилем профессиональной деятельности.

ØСоздать условия для повышения готовности подростков к социально профессиональному определению.

Ожидаемый результат: в процессе мастер-класса участники научатся выполнять отдельные элементы профессиональной деятельности, самостоятельно принимать решение, получают возможность работать в команде или индивидуально, самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, получают глубокое представление о профессиях и специальностях, что дает учащимся возможность более четко сформировать свой профессиональный выбор.

7. Квест-игра «Ключи от профессии», «Лабиринт профессий»

Целью мероприятия является формирование у обучающихся способности выбирать сферу деятельности, оптимально соответствующую своим способностям, интересам и психологическим особенностям личности с учетом конъюнктуры рынка труда, прививая интерес к различным видам деятельности, задуматься о своем профессиональном будущем.

Задачи:

Ø Активизировать личное участие для формирования своего будущего.

Ø Пробуждать у обучающихся интерес к знакомству с различными видами деятельности.

Ø Создать условия для повышения готовности подростков к социально профессиональному определению.

Ожидаемый результат: в процессе игры, играющие получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решение, работать в команде, получают глубокое представление о профессиях и специальностях, что дает учащимся возможность более четко сформировать свой профессиональный выбор.

8. Конкурсы, чемпионаты, олимпиады профмастерства (включая Абилимпикс)

Целью мероприятия: формирование позитивного имиджа рабочих профессий, специальностей через выявление, поддержку и поощрение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также распространение успешного опыта их обучения в профессиональных образовательных организациях в субъектах Российской Федерации.

Задачи:

1. Утверждение приоритетов профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

2. Формирование позитивного общественного представления о студентах-инвалидах и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения, распространение толерантного отношения к лицам данной категории со стороны потенциальных работодателей и общества в целом.

3. Развитие профессиональной компетентности студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по направлениям подготовки.

4. Методическое сопровождение педагогов, мастеров профессионального обучения профессиональных образовательных организаций в освоении и распространении опыта использования современных эффективных технологий обучения студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

5. Развитие профессионального мастерства студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Проверка способности студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной профессиональной деятельности, совершенствование умений эффективного решения профессиональных задач, развитие профессионального мышления, способности к проектированию своей деятельности и конструктивному анализу ошибок в профессиональной деятельности, презентации своих достижений.

7. Стимулирование студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшему профессиональному и личностному развитию, повышение интереса к будущей профессиональной деятельности.

8. Содействие профессиональному самоопределению и самореализации студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

9. Поддержка талантливой молодежи с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.

10. Разработка и внедрение эффективных форм и методов обучения студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, способствующих формированию профессиональных компетенций, востребованных на рынке труда.

Ожидаемый результат: повышение качества профориентационной работы в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и привлечение внимания потенциальных работодателей к специалистам, имеющим ограничения жизнедеятельности. Привлечение различных субъектов образовательной системы в конкурсы профессионального мастерства в качестве участников, организаторов, экспертов создает мотивационные условия для развития инновационной деятельности, обеспечивает расширение пространства активного включения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональную среду.