Конференции
Декабрь 2022

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ СЕТЕВЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аникина Елена Николаевна
преподаватель информатики
ЧПОУ Газпром техникум Новый Уренгой

В современных условиях модернизации современного образования, направленности образовательного процесса на подготовку высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста самостоятельная работа рассматривается как одна из важных форм организации учебного процесса на протяжении обучения в образовательных учреждениях. По мнению Н.А. Морозовой, данная позиция имеет глубокие исторические корни. Так, в принятом в 1835 году втором российском университетском Уставе отмечалось, что одной из главных целей университетского образования являлась необходимость «водворить... в университетском юношестве стремление образованию... самостоятельному». Уставом 1884 года «отменялись обязательные экзаменационные сессии, ставшие во многом формальными, и заменялись зачетом полугодий, оценивающим действительную и систематическую самостоятельную работу, а не ответы на три случайно выбранные из целого курса вопроса».

В настоящее время особое внимание уделяется методам обучения с использованием современных информационных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и эффективность подготовки выпускников, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Средства информационных технологий позволяют осуществлять взаимодействие между учителем и учеником в диалоговом режиме. Такое взаимодействие облегчает процесс обмена информацией. Сочетание традиционных методов и средств обучения с современными компьютерными технологиями способствует повышению успеваемости учащихся, стимулирует развитие самостоятельной работы.

Самостоятельная работа является обязательным элементом любого обучения. При обучении вопрос организации и планирования самостоятельной работы в современных условиях требует новых подходов. К знаниям и умениям будущих выпускников предъявляются новые требования, достижение высокого квалифицированного уровня. При современных темпах развития информационного пространства это возможно при изменении процесса обучения и самообучения. Ориентация на самостоятельную работу учащихся при хорошо организованном и научно обоснованном методическом обеспечении повышает качественные показатели образовательного процесса, дает совершенно новые возможности для творчества. Познавательный интерес способствует развитию самостоятельности, реализует принцип активности в учении.

Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер. Учащихся необходимо привлекать к активной творческой деятельности, вызывать у них желание и стремление работать творчески, находить самостоятельные решения. Успешное решение этих задач определяется заданиями, поставленными перед учениками. Работать с компьютером для учащихся гораздо интересней, чем с напечатанным материалом. Материал для самостоятельной работы может иметь различные формы, и функция преподавателя заключается в управлении действиями учеников с этим материалом.

В настоящее время в учебный процесс широко внедряются мультимедийные программы обучающего плана. В них воспроизводится теоретический материал, оформленный в виде презентации, в котором текст, графика, звук и цвет призваны обеспечить более эффективное усвоение материала.

В процессе использования мультимедийных программ у учащихся повышается уровень активности, интерес к самому предмету. Опыт использования таких программ позволяет сделать вывод о том, что они являются важным средством самоорганизации труда и самообразования студентов. Ученики с помощью данных программ могут восстановить пропущенный и забытый материал, при этом можно работать и во внеурочное время.

Для развития кругозора учащихся желательно использовать информационные ресурсы глобальной сети Интернет. Ученики могут просматривать в сети научно-популярные статьи по изучаемой математической теме, обзоры истории развития данной отрасли математики, биографии ученых, внесших вклад в ее становление. Это позволит наиболее полно раскрыть процесс познания человеком окружающего мира, нашедшего отображение в формировании математического аппарата. Сетевые адреса ресурсов предлагаются для рассмотрения учителем или находятся обучаемыми самостоятельно. Составление аннотированного списка ссылок может быть частью исследовательской работы учащихся в области информатики и математики.

Таким образом, можно говорить, что интеграция информационных технологий в образовании позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в обучении учащихся. Использование информационных технологий в обучении математике позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учениками знаний за счет:

• реализации методики проблемного обучения с использованием ученических программ;

• автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний в реальном временном масштабе (т.е. о его достижениях в ходе занятия);

• технических возможностей компьютера, как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения;

• развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.

Использование информационных технологий позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять экспериментально — исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования), формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения.

Необходимость применения компьютерных информационных технологий в обучении математике является бесспорным фактом. Это позволяет не только повысить интерес к дисциплине, но и более эффективно сформировать умения и навыки решения задач и закрепить теоретические знания по изучаемой теме.

Особо хочется сказать об организации исследовательской деятельности студентов. Развитие исследовательских навыков студентов возможно как в процессе учебной деятельности, так и в результате самостоятельной работы, важную роль в этом играет информационная среда. Так, цифровые образовательные ресурсы, размещенные в сети Интернет, позволяют студентам глубже усвоить теоретический материал, ликвидировать пробелы в знаниях, подготовить доклад или реферат.

Во многом подготовке студентов к исследовательской деятельности способствуют активные формы обучения, среди которых можно выделить проектный метод. Имеется в виду, прежде всего, работа над исследовательскими проектами, структура которых похожа на структуру научных исследований. В ходе работы над проектом студенты ищут решение новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов. В настоящее время серьезный исследовательский проект невозможен без применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Если такой проект выполняется во время учебных занятий, то для его успешного проведения требуется развитая информационная среда учебного заведения, которая:

· позволяет осуществить поиск нужной информации в сети Интернет;

· организовать обмен информацией, используя сеть Интернет;

· разместить информацию о проекте на сайте учебного заведения;

· использовать современные программные средства для обработки информации;

· использовать средства мультимедиа для презентации результатов исследования.

Участие в олимпиадах по с использованием ИКТ повышает творческий уровень студентов, их готовность к самообразованию и саморазвитию, получению дополнительных знаний. Наличие сети Интернет делает процесс подготовки и проведения олимпиады быстрым и надежным.

В оптимальном сочетании всех вышеназванных активных форм и методов учебной и внеучебной работы в условиях развитой информационной среды учебного заведения видится залог успешной практической организации самостоятельной и исследовательской деятельности студентов.