Действия с мячом занимают большое место в физической культуре, а так же используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание, ловля и метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развития глазомера и меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений.
Маленький ребенок уже в 8-10 месяцев бросает предмет, выпуская его из руки, отталкивая игрушку кистью. Ребенок ещё ходить не может, а уже знает, что мяч нужно бросать. Только начинает ходить, а за мячом пытается бежать, пинает его, толкает, катает. Ни с одной игрушкой он не может провести столько манипуляций. С мячом ребенку весело, он хохочет, когда мяч прыгает, получая много положительных эмоций. Мяч не обижает, развлекает, развивает. Мяч удобно держать, у него нет углов, на нем можно посидеть и даже полежать. Не надо прерывать этой дружбы ребенка с мячом, а просто помочь ему овладеть более трудными манипуляциями, узнать игры с мячом и их правила.
В играх с мячом развиваются физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила. У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Упражнения и игры с мячом, при соответствующей организации их проведения, благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка.
В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей: самодисциплины, честности, справедливости. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий.
Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций привлекают детей дошкольного возраста к этому виду деятельности.
В каждой возрастной группе мячи должны быть разных размеров – от маленьких (резиновых и теннисных) до больших надувных.
Упражнения с ними приучают детей без лишнего напряжения владеть разным хватом мяча: маленький мяч плотно обхватывать пальцами одной руки, в действиях с большим мячом пальцы обеих рук расставляют пошире.
Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка готовящегося к обучению в школе.
Основной целью занятий с мячом является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Но при этом ни в коем случае не должно стать узкоспециализированными тренировками.
Обучение протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов. Особенно важно обеспечить доступность необходимого материала и индивидуальный подход к детям, так как игры с мячом и упражнения являются довольно сложными для дошкольников. Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить ребенка избранному двигательному действию. Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть.
Подводящими упражнениями могут служить:
1. Отдельные части изучаемого двигательного действия.
2. Имитация изучаемых двигательных действий.
3. Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое выполняется в облегченных условиях.
4. Само изучаемое двигательное действие, выполняемое в замедленном темпе. При выполнении упражнения в замедленном темпе ребенку легче контролировать свои действия, и он допускает меньше ошибок.
И так, первое, за что мы беремся в обучении действий с мячом это прокатывание:
Катание – полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. Катание может совершаться в любом направлении, дети постепенно учатся выполнять активные движения пальцами обеих рук одновременно.
За тем мы переходим к более сложному умению – катить в определенном направлении:по узкой дорожке, между воротиками, змейкой, друг другу. После накопления определенного опыта в обращении с мячом двигательные задания можно усложнять. Воротики делать поуже. Дорожку длиннее и уже. Добавить попадание в предмет.
В старшей и подготовительной к школе группах дети катают утяжеленный набивной мяч весом до 1 кг.
Бросание и ловля - более сложные движения, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска.
Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямление, как бы подтягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанки. При первоначальном овладении действиями с мячом большое место занимают индивидуальные упражнения, самостоятельные попытки играть с мячом: бросать его в любом направлении, использовать усвоенный способ броска – снизу, сбоку, от плеча.
Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
Метание.
Различают - метание в цель и вдаль.
Метание в цель(горизонтальную и вертикальную) выполняется мячами резиновыми или теннисными, набивными мешочками, шишками, снежками.
Горизонтальной целью может служить ящик, пенек, корзина, вертикальной - щит с нарисованным кругом, обруч, большой мяч, дерево и т.п.
В зависимости от характера цели, веса и величины метаемого снаряда выбирается способ метания.
Характерным примером метания в цель в условиях естествен ной местности или на площадке является русская народная игра городки.
Метание вдаль не требует такой точности, глазомера, как метание в цель. Движения детей здесь более свободные, размашистые, энергичные. Часто, бросок, хотя и резкий, направляется вниз, и предмет падает близко от ребенка, детей надо обучить правильному метанию вперед-вверх. По такой траектории мяч улетит далеко.
Но, без зрительного ориентира дети с трудом понимают, как это выполнить. Поэтому инструктор предлагает перебросить мяч через ориентир: подвешивает веревку или сетку несколько выше поднятой руки ребенка. Метание вдаль выполняется разными способами: от плеча, из-за спины через плечо с предварительным замахом, снизу, сверху, сбоку, сидя.
Вдаль метают мячи, набивные мешочки, шишки, снежки, летающие тарелки. Мячи должны быть разнообразными: маленькие резиновые или теннисные, для некоторых упражнений и игр используются надувные мячи, старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 1 кг. Мячи должны хорошо отскакивать.
В метании надо обращать внимание на чередование бросков правой или левой рукой - это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики появления нарушения осанки.
Еще одна разновидность действий с мячом
Ведение мяча.
На начальном этапе обучения детям более доступно ведение мяча с высоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Затем появляется возможность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. И, наконец, он легко усваивает ведение мяча с обычным отскоком по прямой, с изменением направлений.
Правила ведения мяча:
1. Не бить по мячу, а толкать его вниз.
2. Расслабленной кистью отбивать мяч нельзя. Кисть должна быть напряжена, но при этом гибкой.
3. Вести мяч спереди — сбоку, а не прямо перед собой.
4. Смотреть вперед, а не вниз на мяч.
При обучении ведению мяча целесообразно вначале использовать подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение на месте попеременно правой и левой рукой. После того как ребенок научится контролировать мяч обеими руками достаточно уверенно, можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом.
И подводя итог к вышесказанному, мы видим, что включая игры с мячом в структуру занятия, последовательно решаются основные задачи физического воспитания:
1) укрепление здоровья;
2) содействие гармоничному физическому развитию;
3) развитие двигательных способностей (кондиционных и координационных);
4) обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
5) приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
6) воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
7) воспитание нравственных и волевых качеств.
Таким образом, использование разнообразных методов, форм и приемов работы с мячом может способствовать успешному физическому воспитанию дошкольника.
Использованная литература.
1.Е.Н.Вавилова, "Учите бегать, прыгать, лазать, метать", М., 1983 г.