Конференции
Январь 2023

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОУЧИНГ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Авхимович Александра Петровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 41, г. Новосибирск

XXI век – время значимых изменений. Это век новой культуры, век внедрения новых технологий, предъявляющих к личности требования на уровне обновленного сознания, понимания новых возможностей. Новые условия развития общества, в первую очередь, затрагивают важнейший институт социализации – образовательное пространство.

Выступая перед молодежью, президент В.В. Путин сказал о том, что России «необходимы люди с новыми знаниями, новыми подходами, что называется, готовые к вызову. Таких людей призваны готовить все образовательные учреждения, начиная с самого раннего возраста. Педагогам необходимо научиться мотивировать личность на постановку серьезных жизненных целей, направленных в будущее и сосредоточенных на успехе в конечном результате. Это веяние времени. На это направлен и федеральный государственный образовательный стандарт, который требует от педагога умения применять новейшие технологии.

Многие технологии заимствуются из бизнеса, маркетинга. Одна из таких технологий – технология коучинга.

Педагогический коучинг— неформальная технология и искусство задавания вопросов, искусство мотивирования.

Цель педагогического коучинга взаимодействовать таким образом, чтобы способствовать росту и развитию учащегося, опираясь на его потенциал, таланты, силы.

Учитель, использующий в своей деятельности коучинговый подход и опирающийся на базовые принципы коучинга, сможет наиболее эффективно достичь целей и задач, заявленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

В чём же заключается новшество? А в том, что весь процесс строится на основе личностно-ориентированных и персонифицированных технологий обучения.

Проектирование работы с классом с применением коучингового подхода

Мой 4 класс в большом мероприятии «Армейский калейдоскоп» отвечал за организацию конкурса военной песни.



Я собрала детей, поздравила их с открытым мероприятием и спросила, что они хотят получить от этого праздника.

«Ничего. Отдохнуть. Повеселиться. Радость. Хочу быть ведущим. Хочу, чтобы все нас хвалили и удивлялись, какой праздник мы устроили»

«А зачем вам это нужно? Что вы почувствуете, когда это получите?»

Оказалось, что ребята хотят почувствовать свою значимость, поднять собственную ценность.

«Каким вы хотите видеть наш праздник?»

«Весёлым. Крутым. Самым лучшим»

«А конкретно? Как украсим зал? Какие будут номера? Что ещё интересного можно придумать?»

И тут я уже не успевала записывать на доске предложения.

Когда дети выговорились, мы обсудили все идеи и выбрали самые оптимальные.

Уолт Дисней обнаружил, что продуктивный способ создания идей получается лучше, если его разделить на три фазы. Работу в этих фазах можно описать различными ролями: "Критика", "Мечтателя", "Реалиста".

Все три роли просто необходимы для грамотного творческого мышления.

-Мечтатель ставит задачу

-Критик исследуя задачу, проводит анализ и отбор идей

- Реалист разрабатывает тактику по реализации отобранной идеи

Самый простой способ - для каждой роли использовать своего цвета фломастер, для мечтателя - зеленый, для критика - черный, а реалиста - синий.

Чтобы не получилось, что дети и Вы замечтались, поможет еще один инструмент «Метод планирования Гантта». Это некая диаграмма, где четко видно какой этап работы в какое время должен быть воплощен. С учётом того, что большая часть людей является визуалами, диаграмма даёт возможность показать над чем следует работать, какие ресурсы применять в процессе и с какой скоростью выполнять те или иные задачи.

Можно построить линию времени. Данную линию можно с успехом применять при планировании различных мероприятий.

Должны быть четко поставлены сроки достижения цели. Для кого-то этот пункт окажется самым сложным – ставим своей цели конкретный срок исполнения. Когда я хочу достичь этой цели? Какой это будет год, месяц, день? И не забывайте, что цель, не определённая во времени, всего лишь мечта!





Через неделю мы обсуждали, как идёт подготовка. И тут нам очень помогло «Колесо баланса». Оцените от 1 до 10, на сколько вы сейчас приближены к своей цели. Оно позволило наглядно увидеть, что у нас почти готово, а где «слабое звено». Дети все данные ими самим себе задания выполнили.





Оценочная шкала, линия времени, в сочетании с колесом баланса творят чудеса и позволяют проводить мгновенный анализ готовности к той или иной работе, выбор нового направления и т.п.



После праздника – обязательный анализ.

-Что ценного вы получили для себя в процессе подготовки?

-Чему научились?

-Чему удивились?

- Что нового испытали и узнали о себе? Достигнута ли цель, которую каждый из вас ставил вначале?

-А если бы нам сейчас снова надо было готовить подобный праздник, что бы вы сделали уже по-другому?»

Праздник удался на славу. Ребята ощущали себя взрослыми, самостоятельными людьми. А это и была наша цель – помочь ребёнку стать эффективным, умеющим решать стоящие перед ним задачи, находить новые ресурсы для развития.



Технология коучинга работает на развитие различных компетенций учащихся контроля, коррекции, оценки, рефлексии. Мне особенно нравится, как развивается умение анализировать.

Основные базовые этапы коучинга: (т.е. этапы достижения цели)

- постановка цели («Чего ты хочешь?»),

-проверка реальности, т.е. анализ текущей ситуации («Что происходит?»)

- выстраивание путей достижения (наработка вариантов — «Что нужно сделать?»),

- достижение (этап воли) – (реализация и контроль — «Что ты будешь делать?»).

Привели идеи, разобрали все плюсы и минусы, оценили возможности, совершили выбор и получили результат!

Классным руководителем коучинг может применяться в различных вариантах. Например, классный час может проводиться в форме коуч-сессии, либо это будет индивидуальный разговор с конкретным ребенком. Несколько эффективных вопросов, заданных буквально на ходу и ребенок позитивно настроен на занятие, а значит, готов воспринимать и анализировать информацию, а так же получить от самой работы удовлетворение.

Я рассмотрела всего несколько способов применения коучингового подхода для результативной воспитательной работы классного коллектива.

Литература

1. Аткинсон, М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга [Текст]: [пер. с англ.]/ Мэрилин Аткинсон, Рае Т.Чойс. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 281 с.

2. Голви, Т. Работа как внутренняя игра: Раскрытие личного потенциала/Тимоти Голви; Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 266 с.

3. Епишева О. Б., Что такое педагогическая технология // Школьные технологии. 2004. №1. – С. 31-36.