Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям, родителям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
1. Получение педагогами представления о методике составления постеров;
2. Внедрение во взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников новых форм работы.
Ход проведения мастер-класса:
1. Приветствие участников мастер-класса. Организация рабочего пространства. Педагоги рассаживаются за столы, расставленные полукругом.
2. Психологическая разминка, игра «Кубик настроения».
Ведущий предлагает педагогам бросить «Кубика настроения», грань, на которой изображена пиктограмма эмоции, соответствует тому настроению, которое должен изобразить педагог. Каждый участник бросает кубик один раз. В конце игры ведущий предлагает всем изобразить эмоцию «радость».
1.Теоретическая часть мастер-класса.
Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.
В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы работы с родителями подразделяются на:
наглядно-информационные – они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье (выставкидетскихработ,стенды,ширмы,папки-передвижки).
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.
Наглядно-информационные формы – открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки совместного творчества детей и родителей.
В современном обществе назрел ряд проблем, которые препятствуют гармоничному развитию тандема «родители-ребенок». Ускорился темп жизни, часто родители поглощены своей работой, после работы уставшие, не испытывают желания общаться с детьми, современным родителям, активно использующим компьютерные технологии, кажется неинтересными, устаревшими методы работы педагога и детей. В жизнь детей прочно вошел компьютер как средство развлечения и обучения.
Общение педагога с родителями, обычно, проходит либо утром, когда ребенка приводят в детский сад, все торопятся, время ограничено; либо вечером, когда ребенка забирают домой, но педагог не может в полной мере уделить внимание родителям, т.к. занят с другими детьми. В результате многие вопросы родителей остаются без ответа.
Для того, чтобы повысить мотивацию родителей и сделать общение родителей с нами, педагогами, более свободным, активным, удобным, можно использовать современные средства коммуникации, которые прочно вошли в нашу жизнь и которые активно нужно использовать в нашей работе.
Сегодня хотела бы познакомить с нетрадиционной формой работы – постер-консультация.
Постер-технология – полиграфическое средство обучения, дидактическая единица, дидактический многомерный инструмент, с помощью которого обеспечивается многоуровневая работа с определённым объёмом информации на всех этапах: первичной передачи, переработки, контроля.
Что такое постер, как трактуется термин «постер» в различных источниках?
Постер – это своего рода объявление, плакат, афиша.
Постер – это художественно оформленный плакат, который используется для рекламных или декоративных целей. Как правило, на постере изображен актер, музыкант или другая знаменитая личность.
В нашем случае, постерное консультирование понимается как форма информирования родителей посредством постеров, плакатов, содержанием которых является лаконично и кратко изложенная информация, адресованная родителям или воспитанникам.
Когда педагог видит проблему ребенка и приглашает родителя для того, чтобы решить её, дать какие-то рекомендации родитель, как правило, считает педагога ответственным за решение возникшей проблемы. Инициатором общения выступает уже родитель. Задача педагога – обозначить актуальную проблему и создать условия для мотивации ее решения через оформление постера. В итоге родитель сам делает первый шаг, понимая, что это важно для его ребенка. Необычное оформление, заголовки, сформулированные в виде вопросов, фразы-лозунги, моментально запоминающиеся - все это и есть эффективные технологии воздействия на родителей. Не стоит путать данную технологию с информационными бюллетенями, которые мы привыкли видеть в школах, поликлиниках. На постерах минимум информации и если родитель заинтересован ей, хочет узнать больше, то сам обращается к педагогу.
Я предлагаю вам рассмотреть и вспомнить самые известные плакаты прошлых лет.
Демонстрация знаменитых плакатов, постеров. Воспитатель предлагает педагогам рассмотреть и вспомнить самые известные плакаты прошлых лет. Педагоги с помощью ведущего делают вывод о том, что данные плакаты отличаются яркостью, лаконичностью, краткостью.
Существуют определенные требования, по которым составляется постер.
1. формат А1 или меньше;
2. вся информация располагается на светлом фоне горизонтально или вертикально.
3. Постер должен обладать тремя главными качествами:
- Читаемость.
- Наглядность.
- Понятность.
4. Заголовок крупный и интересный, необычный. Например: «Как научить тому, чего не умеешь сам», «Книги наши помощники».
5. Не более 1800 знаков.
6. Размер фотографий не более 10х15.
7. Информация изложена на языке родителей (никаких научных терминов).
8. Должно быть что-то не досказано, чтобы возник вопрос.
9. В левом верхнем углу располагаем мотивационную информацию.
10. Информация в постере до месяца.
11. Обязательно информационные буклеты (информация, которую можно взять с собой и ваши предложения).
Его прочтет большее количество людей, ели вам удастся придать ему привлекательный внешний вид. Постер должен иметь некую незавершенность, дающую возможность родителю задуматься или обратиться с вопросом к педагогу. Вашему вниманию предлагаю посмотреть примеры постер-консультаций, которые я использую в своей группе. Постер содержит определенную схему-блоки.
Второй этап – практический
Я предлагаю вам разделиться на две фокус – группы, выбрать одну из предложенных тем и оформить постер-консультацию для родителей, затем вам будет предоставлено слово, чтобы презентовать свой постер. (педагоги работают в командах).
Педагогам из заготовок предлагается создать методом коллажа постер-консультацию на темы:
Ø «Как научить ребенка мыть руки».
Ø «Какие игрушки нужны детям раннего возраста».
Рефлексия.
Педагогом предлагается ответить на ряд вопросов:
Ø Как вы считаете, какие темы можно вынести на обсуждение в постере?
Ø где лучше разместить постер?
Ø целесообразно ли часто менять постеры?
Я очень рада, что вам понравилось, надеюсь, что информация, предложенная мной, будет полезна для вас в работе с родителями.
Свой мастер-класс я хочу закончить словами Дьердь Пойа «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».