Конференции
Май 2023

ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С СИМВОЛАМИ ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИИ

Сенюрко Елена Валентиновна
учитель-логопед
МАДОУ № 2 компенсирующего вида г. Мончегорск,
Мурманская область

Российское общество переживает в настоящее время духовно – нравственный кризис. В связи с этим задача духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Одна из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – воспитание интереса к истории Родины.

Развитие Российского государства происходило под сенью православной веры. Православие всегда было государствообразующей религией России. Оно духовно преобразило народы России, сформировало русскую культуру, письменность, замечательные черты русского характера – доброту, уважение, милосердие, отзывчивость, сопереживание, мужественность, щедрость. Огромное влияние на формирование этих качеств у ребенка оказывает та среда, в которой он получает воспитание и развивается. Как заинтересовать маленького ребенка, как вызвать интерес к ознакомлению с православными национальными традициями и символами нашей страны, учитывая светский характер воспитания? Эту задачу мы решали через интеграцию познавательной, игровой, речевой и музыкальной деятельности, опираясь на наглядно – образное восприятие дошкольников.

Колокол для России – это один из национальных символов. Для знакомства дошкольников с русским колоколом был реализован детско–родительский образовательный проект «России колокольный звон…».

Основы нравственного поведения, которые формируются в детском саду, должны поддерживаться и укрепляться в семье, среди близких ребенку людей. Поэтому тесная взаимосвязь с родителями важна. Привлечение семьи к духовному воспитанию детей требует от педагога особого подхода, большого такта, внимания, чуткости, терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания нравственных чувств, патриотизма, гражданственности не всегда считаются важными, и иногда вызывают лишь недоумение.

Проектная деятельность основывалась на принципах свободного выбора и добровольности участия семьи. Каждый участник, будь то дети, коллеги или родители, принимали участие в мероприятиях по своему желанию и возможностям. Участникам проекта не навязывались религиозные убеждения. Привлечение родителей к работе с детьми дает возможность более широкого выбора видов деятельности, позволяет в более широком плане реализовать индивидуальный подход, разнообразить задания, выполняемые с детьми. Хочется отметить, как положительный момент то, что благодаря участию родителей в педагогическом процессе у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у детей, родители которых постоянно участвуют в совместных мероприятиях, наблюдается заметное продвижение в развитии. Дети становятся более самостоятельными, общительными, целеустремленными и уверенными в себе, способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… Знакомство с колоколом нашло отражение во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Дошкольники в доступной форме через цикл бесед познакомились с историей колокола, его назначением, с самым большим колоколом. В процессе реализации проекта воспитанники получили дополнительные знания об окружающем. А знакомство с легендами, преданиями, сказками позволяет формировать навыки поведения благодаря тому, что литературное слово всегда имеет нравственную направленность, где положительные герои образцы для подражания.

На комплексном тематическом занятии ребята узнали, как изготавливают колокола, перевозят, устанавливают, настраивают. Детям, родителям и педагогам интересно было узнать, что такое колокольня и звонница, в чем их отличие? Удивило воспитанников и то, что строение колокола похоже на части тела человека. У него есть плечи, пояс, губа, уши, язык. Дошкольники узнали, что колокола есть в каждом храме, у каждого колокола свое название, но звучат они везде по - разному. Особенно красивы праздничные звоны: Благовест, Трезвон, Перезвон. У каждого праздника – своя мелодия. Колокола могут звучать величественно, страстно, вдохновенно, проникновенно, громогласно, печально, радостно, тревожно, мелодично и торжественно. Большой интерес у детей вызвал звук Московских курантов.

Колокольный звон воспитанники слушали на музыкальных занятиях – это были музыкальные произведения великих мастеров Моцарта, Чайковского, Мусоргского, Грина, Бетховена, Свиридова. Ребята узнали, что образ колокола отражен не только во многих музыкальных произведениях композиторов, в литературе, но и воплощен на живописных полотнах великих художников. (Левитан И.И. «Вечерний звон»).

Интерес вызвало использование колоколов и колокольчиков в быту сегодня. Дома, вместе родителями, ребята искали предметные картинки по теме, подбирали слова – признаки, а на коррекционном занятии составляли описательные рассказы по предметной картинке (колокольчик).

Проект отличает творческое начало. Именно творческая деятельность, где всегда виден результат труда взрослого и ребенка, служит тем мостиком, который объединяет детей, родителей и педагогов. Настроение детей отразилось в работах продуктивной деятельности: штриховке, лепке из соленого теста, раскрашивании восковыми мелками, рисовании гуашью, аппликации. Для родителей и педагогов прошел мастер – класс по изготовлению подарочных колокольчиков к рождеству. В совместном творчестве детей и родителей изготовлены хрустальные колокольчики, которые были представлены коллективной работой. Теперь они используются на музыкальных занятиях и развлечениях. Дома, вместе с родителями, ребята приобрели опыт в умении мастерить интересные и забавные поделки – колокольчики из подручного материала. Творческие семьи представили поделки: «куклу – колокольчик», игрушку «колокольчик Звоня». Руками родителей и детей были изготовлены развивающие дидактические игры: мозаика, пазлы, кубики, лабиринт. Прекрасные вытынанки – колокольчики, вырезанные из белой бумаги, радовали глаз на выставке «Ажура звенящий узор».

На физкультурных занятиях ребята разучили более десяти подвижных игр с колокольчиками. Трудным и тяжелым заданием для детей оказалась пальчиковая гимнастика. В «чудесном мешочке» искали колокольчики из разных материалов: металла, дерева, глины, пластмасса.

В процессе коррекционно–речевой работы воспитанники познакомились с лексическим значением слова «колокол», с пословицами, поговорками, потешками о колоколах и колокольчиках, отгадывали загадки о них, слушали и заучивали стихи о колоколах. Дошкольники узнали два значения слова «колокольчик» и быстро отгадали синквейн «колокол».

Огромный восторг у ребят вызвали дидактические развивающие игры и упражнения «Посмотри и прозвени», «Какой колокольчик звенит». Ребята с интересом отгадывали кроссворд и ребусы, трудились над звуко – буквенным анализом и синтезом слов «колокол» и «колокольчик».

Представленный опыт не только приобщает детей к культурно – историческому наследию страны, повышает духовно – нравственный потенциал родителей, но и способствует росту знаний в сфере духовного воспитания и повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах православного воспитания дошкольников. И если наша деятельность вызывает интерес к изучению народных традиций, традиций православных у педагогов, детей и родителей, то тем самым мы открываем путь к духовному совершенствованию. И в заключении хотелось бы напомнить притчу о корнях: «Однажды у перекати – поле спросили: «Ты все время перемещаешься с места на место, ты несешься туда, куда влечет тебя ветер. Почему же раз в году ты цепляешься за любой выступ и пускаешь корни?». «Потому, - отвечало растение, что без корней у меня не будет цветов, без цветов – семян, без семян не получит мой род продолжения и я исчезну с Земли!». Цветы – дети, семена - будущее поколение. Сохраним же для них корни наши – историю, традиции, духовность, культуру».

Наша работа – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств духовно – нравственных, любви и гордости за свою Родину.