Конференции
Февраль 2023

ПРОЕКТ ПО ЗОЖ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПРАВИЛА ДОКТОРА НЕБОЛЕЙКА»

Мокрецова Алла Николаевна
воспитатель
Филиал МАОУ «Холмогорская СШ имени М.В. Ломоносова» - Детский сад № 1 «Журавушка», Архангельская область, с. Холмогоры

Здоровые дети - в здоровой семье.

Здоровые семьи - в здоровой стране.

Здоровые страны – Планета здорова.

Здоровье! Какое прекрасное слово!

Так пусть на здоровой планете

Растут здоровые дети!

Краткая аннотация проекта.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

В проекте представлено знакомство с компонентами здорового образа жизни для детей раннего дошкольного возраста.

Реализация проекта осуществляется через организацию игровых и проблемных ситуаций, через различные виды практических упражнений.

Пояснительная записка.

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная организация здравоохранения).

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из приоритетных задач дошкольного образования.

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы - В.А. Сухомлинский».

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни – одна из основных задач образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО.

Условия эффективности реализации задач по формированию здорового образа жизни детей раннего возраста в условиях ДОУ:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- создание в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни детей раннего возраста;

- систематическая и целенаправленная работа с семьями воспитанников по внедрению здорового образа жизни.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

Когда ребенок начинает осознавать себя и свою связь с окружающим миром, вот тогда-то и нужно учить здоровому образу жизни.

Главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

Дети — цветы жизни, это наше будущее. Здоровье — главное богатство нации. Если здоровье — богатство, то его надо сохранять.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей 1,5–2 лет осуществляется по следующим направлениям:

· Соблюдение режима дня.

· Привитие культурно-гигиенических навыков.

· Формирование привычки к употреблению разнообразной пищи (обеспечение сбалансированного питания).

· Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

· Формирование потребности семьи ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. Главными союзниками по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. Без их участия нельзя добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни.

Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения успехов.

«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитания».

Актуальность проекта.

Ранний возраст - самое благоприятное время для воспитания у ребенка основ двигательной культуры, привычки к правильному питанию, соблюдению культурно-гигиенических норм, потребности получения положительных эмоций, т. е. основ здорового образа жизни.

Именно в раннем дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности и порядку.

У вновь пришедших детей в детский сад, как правило, наблюдается отсутствие элементарных навыков самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, пользоваться платком, объективно оценивать особенности своего организма, пользоваться горшком.

Зачастую родители не только не показывают на своем примере, что надо заниматься спортом, содержать тело и жилище в чистоте, правильно питаться, но даже не рассказывают детям об этом. Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем — просмотром телепередач или видеофильмов.

Для того чтобы работа по формированию здорового образа жизни была результативной необходимо учитывать ряд факторов: во-первых, это индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, во-вторых, особенности семейного воспитания дошкольника, степень заинтересованности родителей в решении данной проблемы.

Проблема, на решение которой направлен проект.

Жизненный опыт детей 1-3 лет еще достаточно невелик, поэтому сформировать у них элементарные представления о том, что нужно делать, чтобы всегда быть здоровым — это и есть основное направление данного проекта.

Мы, ребята-малыши, недостаточно взрослы…

И хотим быстрей узнать, как здоровье укреплять?

Вид проекта: познавательно-творческий.

По продолжительности: среднесрочный (март, апрель).

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

По количеству участников: групповой.

Цель.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством организации разнообразных форм взаимодействия с детьми и родителями.

Задачи.

· Формировать представления детей о здоровье, особенностях его сохранения и укрепления.

· Развивать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания; познавательный интерес; творческие способности.

· Обогащать двигательный опыт детей; вызвать желание заботиться о своем здоровье.

· Повысить компетентность родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

Пути реализации проекта: мероприятия с детьми и родителями, информирование родителей с помощью информационных стендов и группе VK.

Предполагаемые результаты проекта.

Для детей:

· Сформированность культурно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания.

· Сохранение и укрепление здоровья через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.

Для родителей:

· Повышение заинтересованности в сотрудничестве с детским садом в данном направлении.

· Повышение интереса и активности родителей к вопросам воспитания здорового ребёнка и мотивации здорового образа жизни.

· Развитие желания использовать, полученную информацию в ходе реализации проекта в домашних условиях для сохранения здоровья детей.

Для педагогов:

· Партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни.

Риски реализации проекта: непостоянный состав детей, связанный с периодом адаптации, нежелание родителей участвовать в реализации проекта.

Модель трех вопросов.

Что мы знаем об этом?

Что мы хотим узнать?

Как мы можем узнать?

Чтобы не болеть и быть здоровым, что нужно для этого делать?

- Надо много двигаться.

- Хорошо питаться.

- Соблюдать правила гигиены.

-Зачем правильно питаться?

-Зачем умываться и мыть руки с мылом?

-Зачем нужен массаж для пальчиков?

-Польза физических упражнений.

-наблюдения

-прогулки

-подвижные игры

-гимнастика:

· дыхательная

· пальчиковая

· после сна

- закаливающие процедуры

- хороводные игры

- сюжетно-ролевые игры

- физкультминутки

- применение массажных ковриков

- воспитание культурно-гигиенических навыков

-чтение художественной литературы (стихи, потешки, книги)

-рекомендации родителям;

-беседы.



Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный.

1. Изучение литературы по теме проекта.

2. Выбор темы, обозначение проблемы.

3. Определение цели и задач проекта, направлений работы с детьми.

4. Составление плана реализации проекта.

5. Подбор иллюстраций, художественной литературы (стихи, песенки, потешки), дидактических игр.

6. Организация игрового взаимодействия.

7. Информирование родителей о предстоящей деятельности.

2 этап. Основной.

Март.

1 неделя. «В стране здоровых человечков»

Цель: формировать у детей общее представление о здоровье, воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

2 неделя. «Мойдодыр в гостях у ребят»

Цель: развивать у детей понимание значения необходимости гигиенических процедур, закреплять умения правильно мыть руки.

3 неделя. «На прогулке мы гуляем и здоровье укрепляем»

«День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья»

Г. А. Сперанский

Цель: укрепление физического и психического здоровья детей посредством прогулки.

4 неделя. «Волшебница вода!»

Цель: формировать представления детей о свойствах воды, о необходимости чистоты для здоровья человека, воспитывать желание быть чистыми и аккуратными.

Апрель.

1 неделя. «Я и моё тело»

Цель: дать элементарные представления о том, как устроено тело человека, наших помощника, органах чувств (глазах, ушах, носе, коже); вызывать желание бережно относиться к своему организму.

2 неделя. «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»

Цель: закрепить знания детей о предметах личной гигиены и действиях с ними, приучать к опрятности.

3 неделя. «Чтоб здоровым быть всегда нужна полезная еда!»

Цель: формировать представления о здоровой и полезной пище, воспитывать навыки культурного поведения за столом, правильно держать ложку.

4 неделя. «Всех излечит исцелит добрый доктор Айболит»

Цель: формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста, приучать их следить за своим здоровьем, внешним видом, воспитывать бережное отношение к себе, соблюдать правила гигиены.

Ежедневно:

Ø пальчиковая гимнастика

Ø бодрящая гимнастика

Ø утренняя гимнастика

Ø динамические паузы

Цель: способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания посредством словесных игр, пальчиковой гимнастики, физкультминуток, игр на развитие речевого дыхания.

Взаимодействие с родителями.

Цель: привлечь внимание родителей к теме проекта, познакомить с основными направлениями работы по сохранению и укреплению здоровья малышей, активизировать их творческую деятельность через информацию в группе VK «Непоседы».

Ø Анкетирование на тему: «Растем здоровыми»

Ø Викторина «Баня – лечит, баня – правит, баня всё исправит!»

Ø Стендовый материал: «О правильном питании и пользе витаминов», «Чистые руки – залог здоровья!», «Бережем здоровье или правила доктора Неболейка», «Здоровье малыша в ваших руках!»

Ø Папки-раскладки: «Растим здорового ребёнка», «Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья», «10 заповедей для здоровья вашего ребёнка», «Простые правила здорового образа жизни»

Ø Фотосбор «Овощи или фрукты – полезные продукты!»

3 этап. Заключительный.

Продукт проекта.

Создание видеофильма «Правила доктора Неболейка» по результатам реализации проекта.

Библиография:

Доскин В. А. Растем здоровыми. М.: Просвещение, 2002.

Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. М.: «ТЦ Сфера», 2012, 2014. (2-е изд.)

Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПб.: ООО «Детство-пресс», 2012.

Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами: для занятий с детьми 2-4 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2014.