Мокрецова Алла Николаевна
воспитатель
Филиал МАОУ «Холмогорская СШ имени М.В. Ломоносова» - Детский сад № 1 «Журавушка», Архангельская область, с. Холмогоры
Здоровые дети - в здоровой семье.
Здоровые семьи - в здоровой стране.
Здоровые страны – Планета здорова.
Здоровье! Какое прекрасное слово!
Так пусть на здоровой планете
Растут здоровые дети!
Краткая аннотация проекта.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
В проекте представлено знакомство с компонентами здорового образа жизни для детей раннего дошкольного возраста.
Реализация проекта осуществляется через организацию игровых и проблемных ситуаций, через различные виды практических упражнений.
Пояснительная записка.
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная организация здравоохранения).
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из приоритетных задач дошкольного образования.
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы - В.А. Сухомлинский».
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни – одна из основных задач образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО.
Условия эффективности реализации задач по формированию здорового образа жизни детей раннего возраста в условиях ДОУ:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- создание в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни детей раннего возраста;
- систематическая и целенаправленная работа с семьями воспитанников по внедрению здорового образа жизни.
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
Когда ребенок начинает осознавать себя и свою связь с окружающим миром, вот тогда-то и нужно учить здоровому образу жизни.
Главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Дети — цветы жизни, это наше будущее. Здоровье — главное богатство нации. Если здоровье — богатство, то его надо сохранять.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей 1,5–2 лет осуществляется по следующим направлениям:
· Соблюдение режима дня.
· Привитие культурно-гигиенических навыков.
· Формирование привычки к употреблению разнообразной пищи (обеспечение сбалансированного питания).
· Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
· Формирование потребности семьи ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. Главными союзниками по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. Без их участия нельзя добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни.
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения успехов.
«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитания».
Актуальность проекта.
Ранний возраст - самое благоприятное время для воспитания у ребенка основ двигательной культуры, привычки к правильному питанию, соблюдению культурно-гигиенических норм, потребности получения положительных эмоций, т. е. основ здорового образа жизни.
Именно в раннем дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности и порядку.
У вновь пришедших детей в детский сад, как правило, наблюдается отсутствие элементарных навыков самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, пользоваться платком, объективно оценивать особенности своего организма, пользоваться горшком.
Зачастую родители не только не показывают на своем примере, что надо заниматься спортом, содержать тело и жилище в чистоте, правильно питаться, но даже не рассказывают детям об этом. Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем — просмотром телепередач или видеофильмов.
Для того чтобы работа по формированию здорового образа жизни была результативной необходимо учитывать ряд факторов: во-первых, это индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, во-вторых, особенности семейного воспитания дошкольника, степень заинтересованности родителей в решении данной проблемы.
Проблема, на решение которой направлен проект.
Жизненный опыт детей 1-3 лет еще достаточно невелик, поэтому сформировать у них элементарные представления о том, что нужно делать, чтобы всегда быть здоровым — это и есть основное направление данного проекта.
Мы, ребята-малыши, недостаточно взрослы…
И хотим быстрей узнать, как здоровье укреплять?
Вид проекта: познавательно-творческий.
По продолжительности: среднесрочный (март, апрель).
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
По количеству участников: групповой.
Цель.
Формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством организации разнообразных форм взаимодействия с детьми и родителями.
Задачи.
· Формировать представления детей о здоровье, особенностях его сохранения и укрепления.
· Развивать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания; познавательный интерес; творческие способности.
· Обогащать двигательный опыт детей; вызвать желание заботиться о своем здоровье.
· Повысить компетентность родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
Пути реализации проекта: мероприятия с детьми и родителями, информирование родителей с помощью информационных стендов и группе VK.
Предполагаемые результаты проекта.
Для детей:
· Сформированность культурно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания.
· Сохранение и укрепление здоровья через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
Для родителей:
· Повышение заинтересованности в сотрудничестве с детским садом в данном направлении.
· Повышение интереса и активности родителей к вопросам воспитания здорового ребёнка и мотивации здорового образа жизни.
· Развитие желания использовать, полученную информацию в ходе реализации проекта в домашних условиях для сохранения здоровья детей.
Для педагогов:
· Партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни.
Риски реализации проекта: непостоянный состав детей, связанный с периодом адаптации, нежелание родителей участвовать в реализации проекта.
Модель трех вопросов.
Что мы знаем об этом?
Что мы хотим узнать?
Как мы можем узнать?
Чтобы не болеть и быть здоровым, что нужно для этого делать?
- Надо много двигаться.
- Хорошо питаться.
- Соблюдать правила гигиены.
-Зачем правильно питаться?
-Зачем умываться и мыть руки с мылом?
-Зачем нужен массаж для пальчиков?
-Польза физических упражнений.
-наблюдения
-прогулки
-подвижные игры
-гимнастика:
· дыхательная
· пальчиковая
· после сна
- закаливающие процедуры
- хороводные игры
- сюжетно-ролевые игры
- физкультминутки
- применение массажных ковриков
- воспитание культурно-гигиенических навыков
-чтение художественной литературы (стихи, потешки, книги)
-рекомендации родителям;
-беседы.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный.
1. Изучение литературы по теме проекта.
2. Выбор темы, обозначение проблемы.
3. Определение цели и задач проекта, направлений работы с детьми.
4. Составление плана реализации проекта.
5. Подбор иллюстраций, художественной литературы (стихи, песенки, потешки), дидактических игр.
6. Организация игрового взаимодействия.
7. Информирование родителей о предстоящей деятельности.
2 этап. Основной.
Март.
1 неделя. «В стране здоровых человечков»
Цель: формировать у детей общее представление о здоровье, воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
2 неделя. «Мойдодыр в гостях у ребят»
Цель: развивать у детей понимание значения необходимости гигиенических процедур, закреплять умения правильно мыть руки.
3 неделя. «На прогулке мы гуляем и здоровье укрепляем»
«День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья»
Г. А. Сперанский
Цель: укрепление физического и психического здоровья детей посредством прогулки.
4 неделя. «Волшебница вода!»
Цель: формировать представления детей о свойствах воды, о необходимости чистоты для здоровья человека, воспитывать желание быть чистыми и аккуратными.
Апрель.
1 неделя. «Я и моё тело»
Цель: дать элементарные представления о том, как устроено тело человека, наших помощника, органах чувств (глазах, ушах, носе, коже); вызывать желание бережно относиться к своему организму.
2 неделя. «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»
Цель: закрепить знания детей о предметах личной гигиены и действиях с ними, приучать к опрятности.
3 неделя. «Чтоб здоровым быть всегда нужна полезная еда!»
Цель: формировать представления о здоровой и полезной пище, воспитывать навыки культурного поведения за столом, правильно держать ложку.
4 неделя. «Всех излечит исцелит добрый доктор Айболит»
Цель: формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста, приучать их следить за своим здоровьем, внешним видом, воспитывать бережное отношение к себе, соблюдать правила гигиены.
Ежедневно:
Ø пальчиковая гимнастика
Ø бодрящая гимнастика
Ø утренняя гимнастика
Ø динамические паузы
Цель: способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания посредством словесных игр, пальчиковой гимнастики, физкультминуток, игр на развитие речевого дыхания.
Взаимодействие с родителями.
Цель: привлечь внимание родителей к теме проекта, познакомить с основными направлениями работы по сохранению и укреплению здоровья малышей, активизировать их творческую деятельность через информацию в группе VK «Непоседы».
Ø Анкетирование на тему: «Растем здоровыми»
Ø Викторина «Баня – лечит, баня – правит, баня всё исправит!»
Ø Стендовый материал: «О правильном питании и пользе витаминов», «Чистые руки – залог здоровья!», «Бережем здоровье или правила доктора Неболейка», «Здоровье малыша в ваших руках!»
Ø Папки-раскладки: «Растим здорового ребёнка», «Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья», «10 заповедей для здоровья вашего ребёнка», «Простые правила здорового образа жизни»
Ø Фотосбор «Овощи или фрукты – полезные продукты!»
3 этап. Заключительный.
Продукт проекта.
Создание видеофильма «Правила доктора Неболейка» по результатам реализации проекта.
Библиография:
Доскин В. А. Растем здоровыми. М.: Просвещение, 2002.
Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. М.: «ТЦ Сфера», 2012, 2014. (2-е изд.)
Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПб.: ООО «Детство-пресс», 2012.
Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами: для занятий с детьми 2-4 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
воспитатель
Филиал МАОУ «Холмогорская СШ имени М.В. Ломоносова» - Детский сад № 1 «Журавушка», Архангельская область, с. Холмогоры
Здоровые дети - в здоровой семье.
Здоровые семьи - в здоровой стране.
Здоровые страны – Планета здорова.
Здоровье! Какое прекрасное слово!
Так пусть на здоровой планете
Растут здоровые дети!
Краткая аннотация проекта.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
В проекте представлено знакомство с компонентами здорового образа жизни для детей раннего дошкольного возраста.
Реализация проекта осуществляется через организацию игровых и проблемных ситуаций, через различные виды практических упражнений.
Пояснительная записка.
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная организация здравоохранения).
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из приоритетных задач дошкольного образования.
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы - В.А. Сухомлинский».
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни – одна из основных задач образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО.
Условия эффективности реализации задач по формированию здорового образа жизни детей раннего возраста в условиях ДОУ:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- создание в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни детей раннего возраста;
- систематическая и целенаправленная работа с семьями воспитанников по внедрению здорового образа жизни.
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
Когда ребенок начинает осознавать себя и свою связь с окружающим миром, вот тогда-то и нужно учить здоровому образу жизни.
Главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Дети — цветы жизни, это наше будущее. Здоровье — главное богатство нации. Если здоровье — богатство, то его надо сохранять.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей 1,5–2 лет осуществляется по следующим направлениям:
· Соблюдение режима дня.
· Привитие культурно-гигиенических навыков.
· Формирование привычки к употреблению разнообразной пищи (обеспечение сбалансированного питания).
· Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
· Формирование потребности семьи ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. Главными союзниками по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. Без их участия нельзя добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни.
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения успехов.
«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитания».
Актуальность проекта.
Ранний возраст - самое благоприятное время для воспитания у ребенка основ двигательной культуры, привычки к правильному питанию, соблюдению культурно-гигиенических норм, потребности получения положительных эмоций, т. е. основ здорового образа жизни.
Именно в раннем дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности и порядку.
У вновь пришедших детей в детский сад, как правило, наблюдается отсутствие элементарных навыков самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, пользоваться платком, объективно оценивать особенности своего организма, пользоваться горшком.
Зачастую родители не только не показывают на своем примере, что надо заниматься спортом, содержать тело и жилище в чистоте, правильно питаться, но даже не рассказывают детям об этом. Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем — просмотром телепередач или видеофильмов.
Для того чтобы работа по формированию здорового образа жизни была результативной необходимо учитывать ряд факторов: во-первых, это индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, во-вторых, особенности семейного воспитания дошкольника, степень заинтересованности родителей в решении данной проблемы.
Проблема, на решение которой направлен проект.
Жизненный опыт детей 1-3 лет еще достаточно невелик, поэтому сформировать у них элементарные представления о том, что нужно делать, чтобы всегда быть здоровым — это и есть основное направление данного проекта.
Мы, ребята-малыши, недостаточно взрослы…
И хотим быстрей узнать, как здоровье укреплять?
Вид проекта: познавательно-творческий.
По продолжительности: среднесрочный (март, апрель).
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
По количеству участников: групповой.
Цель.
Формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством организации разнообразных форм взаимодействия с детьми и родителями.
Задачи.
· Формировать представления детей о здоровье, особенностях его сохранения и укрепления.
· Развивать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания; познавательный интерес; творческие способности.
· Обогащать двигательный опыт детей; вызвать желание заботиться о своем здоровье.
· Повысить компетентность родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
Пути реализации проекта: мероприятия с детьми и родителями, информирование родителей с помощью информационных стендов и группе VK.
Предполагаемые результаты проекта.
Для детей:
· Сформированность культурно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания.
· Сохранение и укрепление здоровья через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
Для родителей:
· Повышение заинтересованности в сотрудничестве с детским садом в данном направлении.
· Повышение интереса и активности родителей к вопросам воспитания здорового ребёнка и мотивации здорового образа жизни.
· Развитие желания использовать, полученную информацию в ходе реализации проекта в домашних условиях для сохранения здоровья детей.
Для педагогов:
· Партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни.
Риски реализации проекта: непостоянный состав детей, связанный с периодом адаптации, нежелание родителей участвовать в реализации проекта.
Модель трех вопросов.
Что мы знаем об этом?
Что мы хотим узнать?
Как мы можем узнать?
Чтобы не болеть и быть здоровым, что нужно для этого делать?
- Надо много двигаться.
- Хорошо питаться.
- Соблюдать правила гигиены.
-Зачем правильно питаться?
-Зачем умываться и мыть руки с мылом?
-Зачем нужен массаж для пальчиков?
-Польза физических упражнений.
-наблюдения
-прогулки
-подвижные игры
-гимнастика:
· дыхательная
· пальчиковая
· после сна
- закаливающие процедуры
- хороводные игры
- сюжетно-ролевые игры
- физкультминутки
- применение массажных ковриков
- воспитание культурно-гигиенических навыков
-чтение художественной литературы (стихи, потешки, книги)
-рекомендации родителям;
-беседы.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный.
1. Изучение литературы по теме проекта.
2. Выбор темы, обозначение проблемы.
3. Определение цели и задач проекта, направлений работы с детьми.
4. Составление плана реализации проекта.
5. Подбор иллюстраций, художественной литературы (стихи, песенки, потешки), дидактических игр.
6. Организация игрового взаимодействия.
7. Информирование родителей о предстоящей деятельности.
2 этап. Основной.
Март.
1 неделя. «В стране здоровых человечков»
Цель: формировать у детей общее представление о здоровье, воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
2 неделя. «Мойдодыр в гостях у ребят»
Цель: развивать у детей понимание значения необходимости гигиенических процедур, закреплять умения правильно мыть руки.
3 неделя. «На прогулке мы гуляем и здоровье укрепляем»
«День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья»
Г. А. Сперанский
Цель: укрепление физического и психического здоровья детей посредством прогулки.
4 неделя. «Волшебница вода!»
Цель: формировать представления детей о свойствах воды, о необходимости чистоты для здоровья человека, воспитывать желание быть чистыми и аккуратными.
Апрель.
1 неделя. «Я и моё тело»
Цель: дать элементарные представления о том, как устроено тело человека, наших помощника, органах чувств (глазах, ушах, носе, коже); вызывать желание бережно относиться к своему организму.
2 неделя. «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»
Цель: закрепить знания детей о предметах личной гигиены и действиях с ними, приучать к опрятности.
3 неделя. «Чтоб здоровым быть всегда нужна полезная еда!»
Цель: формировать представления о здоровой и полезной пище, воспитывать навыки культурного поведения за столом, правильно держать ложку.
4 неделя. «Всех излечит исцелит добрый доктор Айболит»
Цель: формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста, приучать их следить за своим здоровьем, внешним видом, воспитывать бережное отношение к себе, соблюдать правила гигиены.
Ежедневно:
Ø пальчиковая гимнастика
Ø бодрящая гимнастика
Ø утренняя гимнастика
Ø динамические паузы
Цель: способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания посредством словесных игр, пальчиковой гимнастики, физкультминуток, игр на развитие речевого дыхания.
Взаимодействие с родителями.
Цель: привлечь внимание родителей к теме проекта, познакомить с основными направлениями работы по сохранению и укреплению здоровья малышей, активизировать их творческую деятельность через информацию в группе VK «Непоседы».
Ø Анкетирование на тему: «Растем здоровыми»
Ø Викторина «Баня – лечит, баня – правит, баня всё исправит!»
Ø Стендовый материал: «О правильном питании и пользе витаминов», «Чистые руки – залог здоровья!», «Бережем здоровье или правила доктора Неболейка», «Здоровье малыша в ваших руках!»
Ø Папки-раскладки: «Растим здорового ребёнка», «Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья», «10 заповедей для здоровья вашего ребёнка», «Простые правила здорового образа жизни»
Ø Фотосбор «Овощи или фрукты – полезные продукты!»
3 этап. Заключительный.
Продукт проекта.
Создание видеофильма «Правила доктора Неболейка» по результатам реализации проекта.
Библиография:
Доскин В. А. Растем здоровыми. М.: Просвещение, 2002.
Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. М.: «ТЦ Сфера», 2012, 2014. (2-е изд.)
Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПб.: ООО «Детство-пресс», 2012.
Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами: для занятий с детьми 2-4 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2014.