Конференции
2023-07-07 16:41 Май 2023

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лебедева Елена Николаевна
педагог дополнительного образования
детский сад № 23 «Солнечный город», г. Серов

Нравственность и духовность не рождаются сами собой. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на дошкольника. Воспитатель - первый человек после родителей, приобщающий малыша к красоте, обогащающий его духовный мир.

Еще художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для духовного воспитания. И для меня обучение ремеслу рисовальщика отодвигается на второй план. А проникновение в образ изображаемого – на первый.

Развитие нравственных качеств у дошкольников будет проходить успешно, если будет организована предметно-развивающая среда, будет проводиться целенаправленное знакомство дошкольников с искусством, организовано комплексное взаимодействие окружающих взрослых.

Представляю вашему вниманию способы, методы и приёмы на занятиях по рисованию в детском саду, которые способствуют воспитанию духовности, нравственности у малышей:



· Формирование нравственных качеств детей неразрывно связано с историей нашей Родины. Знакомство с календарными славянскими и народными праздниками и отражение впечатлений в продуктивной деятельности помогают прочувствовать красоту традиций народа, приобщиться к истории предков (Рождественские Святки, Масленица, Пасха, День защитника Отечества, День Победы). Обязательно включаем в процесс родителей. «Традиции моей семьи» - полюбившийся всем конкурс: дети не только рассказывают о сложившихся семейных укладах, но и передают свои впечатления в рисунке.

· В России в ноябре отмечается замечательный праздник «День матери», самого любимого и дорогого человека для ребёнка. К этому дню мы не только выполняем с детьми рисунки-подарки для мам («Бусы», «Новое платье», «Сюрприз для мамы» и т.д.), а также рисуем портреты «Моя любимая мама». Выяснилось, что дети не могут сразу назвать цвет глаз, любимую помаду, форму лица мамы. И ребёнок осознаёт необходимость «присмотреться», разглядеть свою мамочку: цвет глаз, изгиб бровей, любимое платье, особенность улыбки. Каждая мама делится впечатлениями, как ребёнок ласково и внимательно «знакомился» с родными чертами, обхватив руками мамино лицо. Рисунки специально не подписываем, предлагая мамам найти себя. Какой восторг у ребёнка вызывает «узнаваемость» портрета!





· Одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты». Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми литературного произведения, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. Каждое занятие предполагает использование в практической части отражения своих впечатлений в рисунке, что позволяет осмыслить материал, запечатлеть свои чувства, поделиться ими. Любое произведение искусства (репродукции картин известных художников), любой объект природы (наблюдение за рассветом из окна детского сада) учит детей восхищаться, сопереживать, быть впечатлительными, воспитывает ценителя Красоты и Прекрасного. «Напитывая» детей красотой природы, искусства, человеческого благородства с помощью видеороликов и «любования» окружающей действительностью, мы помогаем выразить им себя в рисунке. Под музыку Вивальди А. «Времена года» дети передают в ритмопластическом этюде меняющееся эмоциональное состояние и настроение весны в разное время. Они подбирают прилагательные, эпитеты, образные выражения, колорит, соответствующий настроению природы. Потом дети изображают пейзаж, импонирующий настроению.

«Если ребенок вырастил розу (для нас – это нарисовал, наклеил, вылепил) для того, чтобы любоваться ее Красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение Красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека, - он не способен на подлость, цинизм, бессердечность» (В. Сухомлинский).



· Постановка мотивации к созданию продукта деятельности также носит нравственный характер: «Грибы для белочки на зиму», «Поможем медведице найти медвежонка», «Тёплый шарфик для Маши». Особый отклик в душах детей вызывает тема «Нарисуем письмо солдату», «Подарим рисунок ветерану» и т.п.

· Изображение эмоций - мимических шаблонов позволяет научиться замечать и распознавать данные эмоции у близких людей, находить способы изменять, улучшать своё эмоциональное состояние, выражать чувства людей с помощью рисования в повседневной деятельности. Рисование дружеских шаржей, карикатур позволяет необидно «посмеяться» над собой и сверстниками, помогает детям понять, как можно по-дружески отметить особенности друзей. А организация общения детей друг с другом во время коллективных или парных работ в творческой продуктивной деятельности может обогащать их духовно-нравственным содержанием. В процессе общения и взаимодействия дети учатся видеть и слышать собеседника, учитывать его мнение, договариваться о том, что они будут рисовать, работать вместе, согласовывать свои желания друг с другом. Дошкольники учатся соучастию, умению «делиться добротой».



Выразительность детского рисунка обуславливается активным эмоциональным отношением к изображаемому. Это эмоциональное отношение ребенка к изобразительному творчеству опирается на жизненную заинтересованность в предметах и персонажах, которые он пытается воспроизвести и среди которых мысленно действует. Детские рисунки свидетельствуют о ценностных ориентациях ребенка и той социальной среды, в которой он живет.