Царева Людмила Геннадьевна педагог дополнительного образования СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ, Самарская область, Кинельский район пос. Кинельский
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является одной из ключевых идей для всей нашей страны. Необходимость укрепления и охраны здоровья подрастающего поколения, формирование ценностей здорового образа жизни в условиях каждой образовательной организации определена в различных государственных документах, в том числе и в «Профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых». Педагогу для осуществления эффективной образовательной деятельности необходимо быть компетентным в вопросах сбережения и укрепления собственного здоровья и здоровья учащихся, т. е. должна быть сформирована «здоровьесберегающая компетентность» педагога.
Здоровьесберегающая компетентность педагога предполагает его способность понимать, объяснять, регулировать функциональное состояние, поведение, образ жизни в целях сохранения и укрепления здоровья учащихся.
О сформированности здоровьесберегающей компетентности можно говорить тогда, когда педагог не только владеет знаниями, но и реализует знания и умения на практике. Сбережение здоровья заключается не только в обеспечении безопасности жизнедеятельности, умении предотвращать угрожающие жизни ситуации и вести себя в экстремальных ситуациях, но и в организации всего образа жизни.
Существует устойчивая взаимосвязь между отношением педагога к своему здоровью, его потребностью в ведении ЗОЖ, уровнем грамотности в вопросах восстановления всех аспектов здоровья и оказанием соответствующего воспитательного воздействия на учащихся. Чем ниже уровень грамотности педагога в этих вопросах, тем менее он сам мотивирован к ведению ЗОЖ, тем меньше рассматриваемые вопросы представлены в его воздействии на детей.
Здоровьесберегающая компетентность педагога состоит из трёх компонентов:
1. педагог ХОЧЕТ вести здоровый образ жизни
2. педагог ВЛАДЕЕТ ЗНАНИЯМИ, как надо вести здоровый образ жизни
3. педагог УМЕЕТ и ВЕДЁТ здоровый образ жизни
ценностно-мотивационный компонент
(ХОЧУ)
когнитивный
компонент
(ЗНАЮ)
операционально-технологический компонент
(УМЕЮ)
- осознание ценности здоровья;
- формирование мотивации к здоровьесберегающей деятельности;
- осознание необходимости и функционировании здоровьесберегающей среды
- владение знаниями о закономерностях сохранения здоровья;
- владение знаниями о формировании здорового образа жизни;
- владение знаниями о здоровьесберегающих технологиях
- готовность реализовать модель здорового образа жизни;
- готовность нести ответственность за своё здоровье и здоровье других людей;
- способность к саморегуляции эмоционального состояния;
- способность к рефлексии
Аспекты здоровья включают в себя:
- физическое здоровье
Соблюдение режима труда и отдыха, рациональный сон, правильное питание, отсутствие вредных привычек и зависимостей, регулярные оздоровительные упражнения, закаливание, физические нагрузки, занятия спортом и т.д.
- психическое здоровье
Способность к управлению своими эмоциями, способность оставаться спокойным в ситуациях «провоцирования» другими, умение принимать себя со всеми достоинствами и недостатками, умение оказывать психологическую поддержку себе и другим людям, способность переживать душевную боль, не отказываясь от дальнейшего развития и т.д.
- духовно-нравственное здоровье- способность человека противостоять разного рода трудностям без утраты социально-психологической адаптации.
Наиболее чётко духовно-нравственное здоровье проявляется в экстремальных ситуациях.
Показатели духовно-нравственного здоровья
способность преодолеть кризисные ситуации без утраты социальной и психологической адаптации
готовность брать на себя ответственность за свою жизнь и здоровье
способность к рефлексии и саморефлексии, критическое (аналитическое) отношение к себе
умение определять свои проблемы и ресурс для их разрешения
готовность овладевать знаниями в области духовно-оздоровительных практик
готовность передавать знания по поддержанию нравственного здоровья своим учащимся
Духовно-нравственный аспект здоровья непосредственно связан с ментальностью человека, образом его мыслей. Как, каким образом организовать своё сознание, в большой мере зависит от самого человека. Можно всю жизнь кого-то критиковать, быть всегда недовольным, видеть везде вражду и чувствовать себя несчастным и жертвой. А можно прожить радостно, воспринимая жизнь как подарок, восхищаться её загадками, открывая её закономерности. И научный, и бытовой опыт показывает, что вторая позиция способствует здоровью и долголетию, а первая – нет.
Духовный человек креативен, т.е. реализует свой талант, в чём бы он не заключался. У него оптимистическая шкала ценностей, он верит в человечество, в его судьбу, в лучшее будущее.
Чтобы учить не только словом, но и делом, педагогу необходимо самому следовать духовно – нравственным принципам, быть примером для подражания, так как научить можно лишь тому, что знаешь и делаешь сам.
«Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью»
Карл Густав Юнг (швейцарский педагог и психиатр)
Нравственность педагога, моральные нормы, его отношение к происходящим в обществе и государстве изменениям, его отношение к своей профессии, к детям, коллегам, к своему внутреннему состоянию — всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного аспекта здоровья учащихся, все эти параметры отражаются на качестве учебного процесса и на развитии личности учащихся.
Важнейшей составляющей мировоззрения личности педагога являются её ценностные ориентации, которые позволяют отделять значимое от второстепенного, выявляя существенное и структурируя жизненный опыт. Мы передаём детям своё понимание смысла жизни, самого бытия человека и мира, свои критерии добра и зла.
То есть,духовно-нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые мы оцениваем и одобряем, воспринимаем как добрые, благие, хорошие. Важность формирования духовно-нравственных ценностей определяется тем, что они выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, они включаются в национальные ценности (патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, традиционные религии), ценности семьи, труда, образования, общества.
В настоящее время социальные сети – новая среда манипуляции сознанием.
Ценностные ориентации педагога позволяют с большой степенью эффективности противостоять разлагающему влиянию средств массовой информации. Информационное поле давно уже утратило нравственную систему координат. Абсолютные ценности размываются, добро и зло стали вполне относительными понятиями. И заблудиться там не трудно не только ребёнку, но и взрослому человеку. Устоять при такой массированной атаке massmedia способен человек с крепким нравственным стержнем. Именно такие люди могут укрепить детские души в противостоянии приманкам информационных технологий, проповедующих ложь и тиражирующих пороки.
В программах каждого педагога на первом месте ставятся личностные задачи воспитания детей, которые формируют духовно-нравственный стержень каждого ребёнка:
· формировать любовь к родному краю;
· воспитать бережное отношение к культурным наследиям Родины;
· воспитывать культуру общения и поведения в социуме;
· формировать основы коммуникативных отношений внутри микрогрупп и коллектива в целом;
· прививать навыки здорового образа жизни;
· воспитывать чувство заботы о своём здоровье и т.д.
Но никакие программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для учащихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Потому что духовно - нравственное воспитание – это двусторонний процесс. Он заключается в воздействии педагога на учащихся и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Результатом духовно - нравственного развития учащихся должно быть воспитание в каждом ребёнке гражданина и патриота, раскрытие его способностей и талантов, подготовка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
«Дети учатся на примере взрослого, а не на его словах»
(К.Г. Юнг).
В заключение следует отметить, что здоровое и благополучное общество состоит из здоровых и благополучных граждан.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции педагога, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей, так как педагог занимается духовно - нравственным развитием и воспитанием юных граждан России. Именно это является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.