Публикации
2024-12-11 12:31

Роль дидактических игр в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Абдрахманова Кристина Владимировна

Воспитатель МАДОУ д/с 53

г. Новосибирск

Роль дидактических игр в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Дидактические игры – мощный инструмент в арсенале воспитателей и педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Они представляют собой целенаправленную деятельность, организованную таким образом, чтобы ненавязчиво, в игровой форме, обучать ребёнка различным навыкам и знаниям.

Огромный вклад в развитие теории дидактических игр внесла Н.К. Крупская, подчеркивавшая их уникальную роль в развитии личности ребёнка. Её знаменитая фраза: «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра – для них – серьезная форма воспитания» – до сих пор остается актуальной и точно отражает суть этого педагогического метода.

Игра для дошкольника – это не просто развлечение, а основной способ познания окружающего мира. Ключевым элементом любой дидактической игры является дидактическая задача – цель, которую необходимо достичь в процессе игры. Все остальные компоненты игры – правила, игровые действия, игровой материал – строятся вокруг этой задачи и служат её реализации.

Правила игры – это неотъемлемая часть данной игры. Они устанавливают порядок действий, определяют ход игры и способствуют достижению дидактической задачи. Правила помогают детям научиться следовать инструкциям, подчиняться общему порядку, координировать свои действия с действиями других участников, развивают умение сдерживать импульсивность, управлять своим поведением и принимать решения в рамках установленных ограничений. Важно, чтобы правила были понятны и доступны детям, формулировались ясно и чётко, а их соблюдение контролировалось ненавязчиво, с акцентом на сотрудничество и взаимопомощь. Игровое действие – активное участие ребёнка в игровом процессе, проявление его инициативы и самостоятельности. Выбор игрового действия зависит от дидактической задачи и возраста детей. Эффективность дидактических игр обусловлена тем, что дидактическая задача завуалирована в игровую форму, что делает процесс обучения ненавязчивым и увлекательным. Вниманием ребёнка управляет прежде всего интерес к игровому действию и желание следовать правилам. Он незаметно для себя, без лишнего напряжения, решает поставленную перед ним дидактическую задачу, при этом усваивает новые знания и навыки. Правильно подобранные и организованные дидактические игры являются незаменимым средством гармоничного развития ребёнка дошкольного возраста, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего обучения и успешной социализации.