Конференции
Апрель 2023

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

Антонова Любовь Евстафьевна
учитель физики, воспитатель
ГБОУ РМЭ " Звениговская санаторная школа-интернат"

VI республиканская научно-практическая конференция обучающихся и педагогов «Шаг в науку»

Педагогическая мастерская

Секция «Современные подходы в обучении и воспитании» (представление собственного педагогического опыта по формированию креативного мышления в урочной и внеурочной деятельности)

Искусство учить…

I. Введение.

Поступив в далеком 1978 году на физико-математический факультет МГПИ имени Крупской Н.К., я и не предполагала, что на втором курсе обучения засомневаюсь в выборе профессии учителя физики, хотя в школе моим любимым предметом была именно физика.

«…Многие дети боятся физики как огня. Смогу ли я заинтересовать детей этим сложным предметом? Добьются ли мои ученики высоких результатов? С детства я росла в атмосфере творчества. Возможно, с творчеством и нужно было связать свою профессию…» - думала я.

Со своими сомнениями и переживаниями по этому поводу я обратилась к своему дяде - марийскому писателю-драматургу, поэту-песеннику, музыканту-композитору, балетмейстеру, художнику Николаю Михайловичу Арбану (Деревяшкину). Он - родной брат моей матери, Лидии Михайловны Деревяшкиной.

Дядя взял со своего стола блокнот с высказываниями известных людей и брошюру «Притчи разных народов», улыбнулся мне и сказал, что знакомство с ними может всколыхнуть душу и даже подсказать путь выхода из трудной ситуации. «А потом мы с тобой решим, как поступить»,- сказал он.

Мне достаточно было прочитать несколько цитат и притч, и моё сомнение в выборе профессии рассеялось. Я снова убедилась в шедевре слов Уильяма Шекспира, которые любил повторять мой дядя: «Наши сомнения - это наши предатели. Они заставляют нас терять то, что мы возможно могли бы выиграть, если бы не боялись попробовать».

Цитаты:

«Грош цена вашей физике, если он застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифмы… Это какая-то усечённая физика, если хотите- выхолощенная. Я, например, в нее не верю... Любая замкнутость, прежде всего, свидетельствует об ограниченности… Физик, не воспринимающий поэзии, искусства - плохой физик». Л. Д. Ландау, академик АН СССР, Лауреат Нобелевской премии по физике.

«Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души» В.А. Каверин. «Два капитана».

«Плохой учитель описывает, хороший- объясняет, отличный-показывает, а великий-вдохновляет». Уильям Уорд.

Притчи: «О счастье».

Бог слепил человека из глины. И остался у него неиспользованный кусок.

«Что еще слепить тебе?» – спросил Бог.

«Слепи мне счастье» - попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил в ладонь оставшийся кусочек глины.

Мораль: Всё в твоих руках… Только ты сможешь изменить свой мир к лучшему. Твори, придумывай, пробуй…

«Красота слов». Стоял слепой. На груди – табличка: «Слеп» …У ног его лежала шляпа. И в шляпе той лежала лишь одна монета. А мимо проходил народ. Вдруг остановился один человек. Достав фломастер, взял в руки табличку. И что-то там на ней он написал. Монетку бросил и ушёл. А через час шляпа та монетами была полна. Так что же изменилось вдруг? Какие же слова заставили остановиться вдруг толпу, что мимо шла? А вот и надпись та: «Природа удивительно прекрасна весной, но я не смогу ее увидеть…»

Мораль: Найди нужные слова, чтобы они затронули душу, и ты сможешь многое…

И вот в течение долгих лет я работаю в школе: классный руководитель и воспитатель 9 класса, учитель физики, руководитель кружка «Ритмы жизни», где мы проводим физические эксперименты, опыты по физике, вяжем крючком, танцуем, поём, сочиняем стихи, рисуем.

II. Основная часть.

1. Душевный как нежная песня… (о моём друге, наставнике, вдохновителе)

30 ноября 2022 года исполнилось 110 лет со дня рождения замечательного человека - моего дяди Николая Арбана, удивительно лёгкого в общении, уважаемого среди людей искусства и простого марийского народа.

Он, выросший в простой марийской деревне, самостоятельно научился играть на скрипке, освоил множество профессий, своим творчеством и одарённой личностью принёс в жизнь марийского народа много света и тепла.

Я бережно храню его картины, фото, рисунки, документы, награды, неопубликованные пьесы, статьи, письма…

Он был очень музыкальным, весь такой лучистый, открытый… Когда я бывала у него дома, с большим наслаждением слушала, как он играет на скрипке, как общается с друзьями и готовится к постановкам своих пьес. Душой он всегда был молод. Даже будучи старым, он держал красивую осанку, любил петь песни о любви и разговаривать с молодыми на равных.

А как приятно было с ним беседовать! Бывало, завяжет на шею платочек, возьмет в руки свою любимую скрипку и зазвучит лирическая марийская мелодия, да такая красивая, что хочется ее слушать и слушать…

Как мне не хватает сейчас этих прекрасных минут рядом с таким замечательным человеком!

В 1928 году, в 16 лет, Николай стал помощником художника-декоратора в Маргостеатре. С тех пор вся его трудовая деятельность связана с жизнью театра: художник, декоратор, пейзажист, портретист, скрипач оркестра передвижного оперного ансамбля, дирижер, постановщиком танцев, композитор, поэтом-песенник, драматург.

Музыкальных комедийные драмы, которые полюбил народ, посвящены деревенской жизни: «Сирень пеледеш», «Ӱдыр шÿм», «Кеҥеж йÿд», «Оляна», «Тулар ден тулаче», «У муро», «Эртыше ÿмыл». «ЯнлыкПасет», «Илыш деч öрдыжтö», «Ош пеледыш», «Кем ургызо». В этих пьесах много острых комических ситуаций, веселый задор персонажей, музыкально-песенные интонации.

Н.М. Арбан внёс большой вклад в развитие марийской культуры и искусства. И сегодня красота его души излучает свет и тепло через постановки замечательных пьес.

В.А. Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Погружение в мир творчества Н. М. Арбана способно формировать эстетическое воспитание подрастающего поколения - развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать, создавать прекрасное в повседневной жизни.

Мой дядя всегда умел находить нужные слова для тех, кто в этом нуждался. Он всегда искренне интересовался и моими успехами в профессиональной деятельности. Он давал советы, когда они были необходимы. Я от души благодарна ему за это. Итак, я – учитель физики.

1. «Кто сильно желает подняться наверх, тот придумает лестницу»

(японская пословица)

Физика повсюду. Я считаю, что знания, полученные на уроках физики, помогут моим ученикам в повседневной жизни. Они будут способствовать развитию их интеллектуальных способностей. Зная законы физики, учащиеся будут понимать, как устроен окружающий мир. Их жизнь станет безопаснее, интереснее, комфортнее.

Для повышения интереса к изучению физики я использую различные приёмы:

2.1. Объяснение, расшифровка законов физики и их применение в повседневной жизни:

1) закон сохранения и преобразования энергии: энергия не возникает и не исчезает, она может превращаться из одного вида в другой, а также передаваться от одного тела к другому. Вывод учащихся: «сколько отдашь, столько и получишь»,

2) третий закон Ньютона: тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и противоположными по направлению. Вывод учащихся: «сделал плохо кому-то – получишь столько же зла обратно»,

3) закон равновесия рычага: рычаг находится в равновесии, если отношение сил обратно пропорционально отношению плеч этих сил. Архимед сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю». Вывод учащихся: «Любую тяжесть можно перенести, если подобрать нужный рычаг. Любое дело можно выполнить, умело подобрав действия».

4) правило буравчика: если направление поступательного движения буравчика совпадает с направлением тока в проводнике, то направление вращения ручки буравчика совпадает с направлением магнитных линий магнитного поля тока, то есть в зависимости от направления тока зависит направление магнитного поля. Вывод учащихся: «Наша жизнь зависит от наших намерений. Если мы направляем наши усилия вперёд, то наша жизнь пойдет по часовой стрелке (хорошо), если назад, то-против часовой стрелки (плохо) »,

5) энтропия - мера беспорядка, мера необратимого рассеивания энергии. Чем больше энтропия, тем больше беспорядок. Например, дом, в котором никто не живет, разрушается. Человек, который ленится, не развивается, деградирует.

Вывод учащихся: «Нужно развиваться, всё содержать в порядке: вещи, мысли. Нужно стараться быть лучше, сделать сегодня больше, чем вчера».

2.2. Физика и музыка. Словотерапия.

Звук с точки зрения физики – физическое явление, представляющее собой распространение упругих волн твёрдой, жидкой или газообразной среде. В зависимости от частоты звуковых колебаний, уровня громкости, ритма и гармонии, звук может действовать на человека положительно или отрицательно. Правильно подобранные звуковые колебания способны активизировать резервы человека. С помощью звука такие физиологические функции, как пульс, сердечный ритм, дыхание, пищеварение могут быть скоординированы.

В классической музыке преобладают высокие частоты, которые наиболее полезны для здоровья и интеллекта. Человеческий мозг не очень любит высокочастотные звуки, поэтому такое маленькое количество слушающих классическую музыку.

Занимаясь вокалом, выбирая музыку для постановки танцев, учащиеся помнят, что музыка-это не просто искусство. Музыка лечит, что необходимо в условиях санаторной школы-интерната, помогает восстанавливать функции мозга, снимает чувство тревожности, избавляет от нестабильного эмоционального фона.

Большое внимание в работе с детьми я уделяю и произнесенному слову. Слово - это не просто набор звуков, который мы изучаем на уроках физики, но и волновая генетическая программа, которая способна существенно изменить жизнь человека. Опыт японца Масару Мото заставляет задумываться о значении каждого произнесённого слова. Японский учёный воздействовал на воду путём музыки, слов и молитв, замораживал ее и рассматривал под микроскопом. Результатом воздействия слов, несущих положительную энергетику, является образование в обычной воде снежинок поразительной красоты. Слова с отрицательной энергетикой имеют бесформенные разрушающиеся кристаллы. А ведь наш организм состоит из 80% воды. Значит, плохие слова разрушают наш организм, а добрые слова и позитивные эмоции могут вылечить человека от разных недуг, так как несут положительную энергетику.

Могу уверенно сказать, что наши учащиеся тщательно выбирают слова при общении друг с другом, боятся навредить своему организму и стараются не произносить слова с отрицательной энергетикой.

2.3. Физика и здоровье человека. Вязание крючком. Проект «Дорогому бойцу...»

Вязание крючком с точки зрения физики – это передача импульса от кончиков пальцев до головного мозга и других органов человека. Изучив связь мелкой моторики с основными функциями головного мозга, я еще больше убедилась в необходимости и важности работы с детьми по развитию мелкой моторики, то есть вязанию крючком. Позиции таких ученых, как В. М. Бехтерев., Кольцова М.М., мне очень близки. Они доказывают, что чем более развиты пальцы, тем более развитее и умнее человек.

Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Вязанием крючком мы занимаемся пятый год и достигли высоких результатов. Научились вязать шапочки, шали, пинетки, варежки, свитера и т.д.

19 сентября 2018 года кружковцы поместили первый пост со своими работами на сайте рукодельниц и стали получать восторженные отклики и посылки со многих городов России: Санкт-Петербург, Воркута, Новосибирск, Йошкар-Ола, Коломна, Воронеж, Брянск, Рязань, Климовск, Омск, Подольск, Москва, Якутск, Казань и др.

И ещё одно замечательное событие произошло в нашей жизни - это знакомство с автором книги «Самый полный и понятный самоучитель по вязанию крючком» Светланы Слижен из Москвы, которая нам отправила приглашение для участия в вебинаре и подарила свою книгу.

В течение трёх последних лет в рамках проекта «Дорогому бойцу…» мы вяжем варежки в подарок ветеранам войны и труженикам тыла и дарим их 9 мая на площади города Звенигово

Искусство способно не только заставлять восхищаться. Искусство и творчество способны украсить мир добрыми поступками. Доброта и искренность – признак силы. Творить добро-это прекрасно. Мы теперь это точно знаем.

Наш девиз в данном проекте: «От красоты в творчестве до красоты в душе».

Пока ещё живы бойцы Великой Отечественной войны, мы должны использовать каждый шанс прикоснуться к военной истории, из их уст услышать наставления молодому поколению. Очень важно в День Победы уделить им внимание, проявить заботу и любовь.

2.4. В память о Николае Михайловиче мы с учащимися 9 класса поставили целью закончить все четверти со 100% успеваемостью не только по физике, но и по другим предметам. Ананьева Мария заняла два I места по двум номинациям в Республиканском конкурсе исследовательских и проектных работ «Нам о России надо говорить», два II места по двум номинациям в IV Республиканских Конаковских чтениях, Бычкова Тамара и Колобов Радимир –победители межмуниципального творческого конкурса «Язык-будущее народа», Демаков Родион со своей научно-исследовательской работой «Отличие флюорографии от рентгена» стал призёром научно-практической конференции, лауреаты I степени районного конкурса талантов «Сила традиций» в двух номинациях и т.д.

Наш класс выиграл почти все творческие конкурсы, проводимые в школе в 2022-2023 учебном году.

Результат участия в конкурсах учащихся 9 класса с 1 сентября по март 2022-2023 учебного года



Конкурс

Место

1

Конкурс осенних композиций

1 место

2.

Конкурс рисунков «Учитель-профессия главная на Земле

1 место

3

Конкурс «Созвездие юных талантов», номинация «Вокал»

1 место

4

Конкурс «Созвездие юных талантов», номинация «Танцы»

1 место

5

Конкурс «Мисс и мистер Осени»»

1 место

6

Конкурс на лучшее оформление классного уголка

1 место

7

Конкурс новогодних композиций «Маленькой ёлочке хорошо в лесу»

1 место

8

Соревнование новогодних команд «Весёлое Новогодье»

1 место

9

Квест-игра «В лабиринтах искусства»

1 место

10

Конкурс листовок «Мы против курения»

1 место

11

Конкурс рисунков, посвящённых месячнику безопасности

1 место

12

Викторина «Вместе мы –Россия!»

1 место

13

Смотр строя и песни

1 место

14

Конкурс рисунков «Россия армией крепка»

1 место

15

Эстафета МЧС «Правила поведения на водных объектах»

1 место

16

Фестиваль сказок «Старая сказка на новый лад»

1 место

17

Научно-практическая конференция «Открытие»

1 место

18

Научно-практическая конференция «Открытие»

2 место



III. Заключение.

1.Вывод.

Искусству учить я продолжаю учиться, следуя советам моего дяди Арбана Н.М.

Цитаты:

А. Энштейн, физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии: «Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нем потенциал и бросить все силы в его развитие. Причем сделать так, чтобы ребенок хотел учиться и мог это делать».

Клайв Стейплз Льюис, британский писатель, поэт и ученый: «Задача современного педагога-не вырубать джунгли, а орошать пустыни. Учитель должен быть чутким и понимать особенности каждого ребенка, искать к нему подход. Его миссия- наполнять знаниями, но не лишать подопечных индивидуальности и не запрещать иметь личное мнение».

Джим Хенсон, режиссер и сценарист: «Интересный учитель- это глубокий Человек и пример для подражания. Он должен вызывать уважение у ребёнка, стать для него авторитетом в своей области. Тогда ученик будет хвататься за знания, как за воздух, и впитывать в себя всё, что услышит на занятиях».

Сильная притча о хорошем учителе. Однажды молодой человек узнал в прохожем своего учителя из младших классов. Он подошел к старику и спросил:

- Вы меня не помните? Я был вашим учеником.

- Да, я помню тебя третьеклассником. И чем ты занимаешься сейчас?

- Я преподаю.

- Что же привело тебя к этому выбору?

- Не что, а кто. Вы.

- Каким же образом я вдохновил тебя на нашу профессию?

- Потому что вы так повлияли на меня, что мне тоже захотелось иметь юных учеников.

- Позволь мне полюбопытствовать, в чём же выразилось моё влияние?

- Вы на самом деле не помните? Разрешите мне освежить это в вашей памяти.

Однажды мой одноклассник пришел в класс с красивыми часами на руке, которые ему подарили родители. Он их снял и положил в ящик парты.

Я всегда мечтал иметь такие часы. Я не удержался и решил забрать их из его парты. Вскоре тот мальчик подошел к вам в слезах и пожаловался на кражу.

Вы обвели нас всех взглядом и сказали:

- Тот, кто забрал часы, принадлежащие этому мальчику, пожалуйста, верните их.

Мне стало очень стыдно, но мне не хотелось расставаться с часами, так что я не признался. Вы направились к двери, заперли ее и велели нам всем выстроиться вдоль стены, предупредив:

- Я должен проверить все ваши карманы при одном условии, что вы все закроете глаза.

Мы послушались, и я почувствовал, что это был самый постыдный момент в моей недолгой жизни. Вы двигались от ученика к ученику, от кармана к карману. Когда вы достали часы из моего кармана, вы продолжали двигаться до конца ряда. Затем вы сказали:

- Дети, всё в порядке. Вы можете открыть глаза и вернуться к своим партам. Вы вернули часы владельцу и не произнесли больше ни одного слова по поводу этого инцидента. Так в тот день вы спасли мою честь и мою душу. Вы не запятнали меня как вора, лгуна, никудышного ребёнка. Вы даже не удосужились поговорить со мной об этом эпизоде. Со временем я понял, почему. Потому что, как истинный учитель, вы не захотели запятнать достоинство юного, ещё не сформировавшегося ученика. Поэтому я стал педагогом.

Оба замолкли под впечатлением этой истории. Затем молодой педагог спросил:

- Раз вы меня узнали сегодня, не вспомнили ли вы меня в том эпизоде?

Старый учитель ответил:

- Дело в том, что я обследовал карманы тоже с закрытыми глазами.

Мораль ясна.

2.Литература:

1. Архипова С.Д. «Чон моторлык-курымаш» (пьесы, статьи, очерки, воспоминания),-Йошкар-ола, 2012 год.

2. Архивные данные, предоставленные Л. Е. Антоновой (фото, картины, документы, письма, записи, рисунки, фильм "Душевный как нежная песня").

3. Адреса сайтов:

http://vk.com/event46060207,

http://vk.com/ajvika,

http://shketan.ru/ru/veteran/365-arbann