Конференции
Декабрь 2022

РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЛЕКСИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Морозова Екатерина Борисовна
воспитатель
МДОУ "Детский сад № 122 комбинированного вида", корпус 2, Республика Мордовия, г. Саранск

1. Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования воспитательно-образовательного процесса.

Детский сад - первое звено в системе народного образования. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Педагоги начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной, образовательной работы в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

Говорить - это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка.

Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды.

Сегодня вопрос развития связной речи детей дошкольного возраста стоит особенно остро. Каждый второй ребёнок нуждается в коррекции развития речи. Причин, появления такого количества нарушений развития речи много:

• ухудшение здоровья;

• существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей;

• снижающийся уровень бытовой культуры;

• глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

• бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров;

• агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными мультфильмами;

• дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованном стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что к числу важнейших задач образовательного процесса с дошкольниками является формирование у них связной речи, а формирование словаря является базой для формирования связной речи детей.

2. Формирование ведущей идеи опыта, условия возникновения и становления опыта.

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии ребенка имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Особенно дидактические, они закрепляют и уточняют словарь, изменение образования слов, упражняют в составлении связных высказываний. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Работая с детьми, я заметила, что лучшего результата можно достичь тогда, когда ребенок вовлечен в интересную для себя деятельность. Важно побудить ребенка к речевой деятельности, стимулировать его речевую активность, как в процессе ежедневного общения, так и в процессе специально организованного обучения. Поэтому в своей работе, направленной на формирование словаря, я решила использовать дидактические речевые игры.

Такие игры помогут:

- обеспечить количественное накопление слов;

- освоить социально закрепленного содержания слов;

- овладение значением слов;

- освоение обобщающим значением слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

- проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им;

- активизировать словарь.

3. Теоретическая база опыта.

Обогащение словаря. Осуществлять эту задачу — значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

Например: Как ребенок узнает о новом предмете. Для этого я направляю мышление ребенка на то, чтобы он усвоил особенности этого предмета по определенным признакам:

признак - что это? (горох, лук, стул)

признак - каким цветом? (зеленый, синий, и т.д.)

признак - какая форма? (овальная круглая и т.д.)

признак - какая величина? (большой - маленький)

признак - какой вкус? (сладкий, кислый)

признак - какой запах? (ароматный, приятный, и т. д.)

признак - какой на ощупь? (мягкий, твердый)

признак - что внутри? (зернышки, косточки, шурупы)

признак - где используем? и т.д.

Большую трудность для усвоения ребенком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; она называют отвлеченные числа или порядок предметов при счете. Для этого я использовала игры «Один, много», «Подбери нужное слово», «Отбери предметы по количеству» и т.д. Обогащение речи детей числительными в основном происходит на НОД по ФЭМП, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи.

Для работы с детьми я использовала задания, при которых углубляются представления о предмете. Например: игра «Кто это, что это?» учит правильно называть предметы, «Исправь Незнайку», «Закончи мое предложение», «Почемучка», «Из чего сделаны предметы?» (дерево, металл, пластмасса, ткань, стекло) какой предмет по форме, какого размера, цвета.

Дошкольникам давались задания на классификацию домашних и диких животных, группировку по родовому признаку: мебель, игрушки, овощи, цветы, транспорт. «Разложи картинки и выбери домашних животных», «Найди отличия» (бурый и белый медведь) и т. д.

Часто использовала в работе с детьми дидактическую игру «Скажи наоборот». Работа над антонимами приучала детей к сопоставлению предметов и явлений по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу.

Для обогащения речи детей прилагательными проводила упражнение «Это что?» (круглое, румяное, сладкое - что это?), а также речевые упражнения «Сахар сладкий, а лимон...».

Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. Например: «Что может быть широким? Что может быть узким?» «Кто больше вспомнит и назовет частей предмета?»

Переход к обобщениям возможен тогда, когда ребенок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений. Для закрепления обобщающий понятий проводила игру «Четвертый лишний», «Подбери красивое слово, к слову кошечка» (пушистая, веселая, быстрая, умная)

Приучала детей дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). Особенно уделяла внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, эпитетами, сравнениями. Игра «Объяснялки» - объясни, что это такое? (Водопад - вода падает с горы).

Знакомила и со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка и т.д.)

Следующее направление работы с детьми это:

Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается, прежде всего, как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.

Прежде всего, в специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные — обувь, транспорт и др., отвлеченные существительные — красота, тишина, чистота и т. п., числительные, относительные прилагательные — городской, пассажирский, железный и т. д., а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик). Например: игра «Что ползает, летает, идет, едет?» ребенок обращает внимание на разнообразие слов.

Наряду с закреплением словаря решала и другую задачу: уточнение смысла слова, углубление его значения. Например, смысл слова «новогодний» праздник маленький ребенок воспринимает лишь эмоционально, он означает для него просто радостное событие. Старший дошкольник уже понимает полное значение этого праздника.

С течением времени ребенок шире понимает значение слова, учится выделять и обобщать наиболее существенные признаки предметов и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия. Например: «Объедини слова в рассказ». Ребенок отбирает несколько персонажей и предметы, на фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых ребенок рассказывает.

Упражнения в словоизменении и словообразовании помогают в точном подборе правильных слов: Как называется суп из фасоли? (фасолевый) «Чья голова, чей хвост?» (коровья, коровий)

Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка — принадлежность для письма, ручка — фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.

Активизация словаря. Активизация словаря — важнейшая задача словарной работы. В процессе этой работы я побуждала детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. Это определенные слова, которые должны не только понимать дети, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря — это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком. Например «Литературное лото» ведущий называет литературного героя, а второй игрок дает ему характеристику.

4. Технология опыта.

Средства:

Средство- это способ действия для достижения чего - либо. В своей работе с детьми я использовала следующие средства:

- непосредственное наблюдение окружающей действительности (экскурсии, труд взрослых....);

- распознающие наблюдения, использовала только при ознакомлении с новым объектом (при использовании различных анализаторов);

- показ малознакомой картины, главное здесь- объяснения взрослого;

- показ знакомых картин, здесь преобладает речь детей;

- показ видеозаписи, беседа об увиденном;

- чтение художественных произведений;

- рассматривание игрушек;

- культурная языковая среда, речь взрослого;

- различные виды искусства.

Методы и приёмы.

Работа по решению поставленных задач чрезвычайно многопланова. В связи с этим, методы и приёмы работы по обогащению словаря детей разнообразны и часто пересекаются.

1. Метод развивающей наглядности - все игровые материалы носят развивающей характер, в том числе и схемы, модели. Например, формирование обобщающего понятия: «Дикие птицы» по схеме.

2. Метод проблемно - поисковый - суть данного метода в том, что ребенку не всегда даются конкретные знания, а создается проблемная ситуация, ребенок сам добывает данные знания, обеспечивается работа детской мысли. Например, летнюю обувь носят летом, а зимой?

3. Метод успеха - необходима постоянная стимуляция, поэтому воспитатель должен предусматривать возможные затруднения и ненавязчиво помочь ребенку. Например, герой благодарит за помощь.

4. Метод словесный - краткое одновременное описание, объяснение; образный и сюжетный рассказ. Например, придумай что дальше произошло с героем.

5. Метод репродуктивный - уточнение и воспроизведение действий по образцу. Например, яблоко большое, красное, круглое, а лимон?

6. Метод игровой - использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания. Например, дети изображают героев сказки: «Репка», проговаривая, числительные.

7. Метод сюрпризный - использование различных сюрпризных моментов, эффекта неожиданности, интриги. Например, появление сказочного персонажа.

Исходя из методов, были определены формы работы с детьми. Главное или первое место я отвела индивидуальной форме работы с детьми, которая проходила через разнообразные приемы, совместные игры взрослого и детей, организация непосредственно образовательной деятельности с использованием дидактических речевых игр, лексических упражнений, создавала условия для самостоятельной деятельности детей.

Прием «загадка» - отгадай, что изображено на картинке, закрытой на половину;

Прием «находка» - это задание требующие от детей нестандартного решения;

Прием «что сначала, что потом» - ребенку дается картинка ему нужно додумать, что было до этого, что потом.

Условия:

Одним из составляющих успеха является грамотное построение развивающей среды. Организация предметно-развивающей среды является одним из условий построения образовательного пространства группы. Создание предметно-развивающей среды соответствует требованиям ФГОС к условиям программы дошкольного образования. Построение предметно-пространственной развивающей среды - это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

5. Анализ результативности.

Работа, проведённая с детьми, позволила увидеть, что дети приобрели навыки речевого общения. Заметно обогатился словарь детей за счёт перехода пассивного в активный, подбора синонимов, антонимов, омонимов. Сформированы видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, транспорт...) и отвлечённые (добро, красота...) обобщающие понятия с их последующей дифференциацией (транспорт наземный, воздушный.). Дети заметно легче стали объяснять лексическое значение слов, их многозначность, осмысливать образные выражения и фразеологические обороты. Расширяющийся словарный запас дети стали активизировать в самостоятельных высказываниях. Обогатились представления о мире.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Результаты, проведенной диагностики показали, что формирование словаря требует дальнейшей планомерной работы и специально организованного обучения.

Необходима постоянная индивидуальная работа, а именно:

- обогащение словаря, за счет накопления количественных слов: существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий;

- закрепление и уточнение словаря, появление в лексике понятия многозначных слов, обобщающих понятий;

- выведение словаря из пассивного в активный, увеличение количества слов, лексическое значение, которых точно понимается ребенком.

- Понимание и употребление в речи антонимов, синонимов;

- Понимание и употребление обобщающих понятий (их дифференциация);

- Понимание и употребление фразеологических оборотов, образных выражений.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта педагогам.

1. Продолжать создавать и совершенствовать условия для обогащения словаря детей с помощью дидактических игр.

2. Изучать новинки методической литературы, периодических изданий.

3. Систематически посещать методические объединения, курсы повышения квалификации.

4. Продолжать работу по педагогическому просвещению родителей, периодически обновлять консультативный материал, затрагивая тему моей работы на родительских собраниях.

Список источников.

1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова; Москва: «Просвещение», 2000.

2. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб. пособие. - 2-е изд. - Мн, 2002. – 160 с.

3. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. Старший школьник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 256 с.

4. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Под ред. А.И. Подольского /Вступ. ст. А.И. Подольского - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 480 с.

5. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. С. 21.

6. Гербова. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий: Мозаика-Синтез; Москва; 2011.

7. Запорожец А.В. Психология действия. - М.: Московский психолого¬социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 736 с.

8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989. – 127 с.

9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. (Под редакцией Рузской А.Г. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 - 384 с.

10. Максаков А.И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1988. – 159 с.: ил.

11. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. - М.: Институт практической психологии, 2004. - 488 с.

12. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М.И. Лисиной; Науч. - исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. - М.: Педагогика, 1985. - 208 с., ил.

13. Популярная психология для родителей (Под редакцией А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. - М.: Флинта: Московский психолого¬социальный институт, 2000. - 400 с.

14. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. - М.: Педагогика, 2002.

15. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240 с.

16. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада. - 4-е изд., М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 320 с.

17. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 2000. – 304 с.

18.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 416 с.