Конференции
Декабрь 2022

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ СКАЗОВ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА БАЖОВА В ИСКУССТВЕ»

Медовщикова Екатерина Евгеньевна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО "Невьянская детская художественная школа", город Невьянск

Цель учебного занятия. Знакомство с образами в сказах П.П. Бажова через виды искусства: живопись, скульптура, графика, киноискусство, балет. Создание образа ящерки.

Задачи.

1.Образовательная:
- познакомить с творчеством П.П.Бажова,
- знакомство с особенностями жанра сказа,
- интерпретация образов в искусстве,
- изображение ящерки графическими материалами.

2. Развивающая:
- развитие внимания, памяти,
- развитие воображения,
- развитие у учащихся умения сравнивать образы в разных видах искусства,
- развитие логического мышления, способствовать к анализу.

3. Воспитательная:
- воспитывать уважительное отношение к культуре родного края,
- пробуждение интереса к изобразительному искусству через творчество писателя,
- воспитание аккуратности, усидчивости,
- воспитывать гармонически развитую личность.

Форма учебного занятия: комбинированная.
Форма организации работы индивидуально – групповая, творческая.
Образовательные технологии. Общепедагогическая.

Материально-техническое оснащение занятия: ноутбук, монитор, презентация, книга сказов, гелевые ручки, ножницы, карандаши цветные.

План занятия

План

I. Организационный момент. 5 минут

II. Изучение нового материала:

1.Творчество Павла Петровича Бажова.5 минут

2. Сказы – особенности жанра.10 минут

3. Передача образа ящерицы в разных видах искусства: фильм, балет, сказ. 15 минут

III. Практическая работа (2 урока):

1. Выполнение рисунка «ящерица» графическими материалами.

IV. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся. 10 минут

Ход занятия

I. Организационный момент. 5 минут

1. Приветствие учащихся, проверка присутствующих.

II. Изучение нового материала:

1.Творчество Павла Петровича Бажова. 5 минут. (Медовщикова Е.Е.)

Учитель: Могучий горный хребет прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Уральские горы, в недрах которых хранятся несметные сокровища: мрамор, золото и самоцветы, медь и каменный уголь. И среди этого множества природных ископаемых люди нашли удивительный минерал – малахит. Здесь еще при Петре Первом построили первые заводы и рудники. Слайд № 2,3,4.

В семье одного из мастеров такого завода и вырос будущий собиратель фольклора, писатель Павел Петрович Бажов.

Слайд № 5.

Бажов родился в уральском городке Сысерть в 70 км от Екатеринбурга в 19 веке (1879 г.) в семье горного мастера Петра Васильевича Бажова, и был единственным ребенком в семье. Детство мальчик провел среди горнорабочих и «старателей». Урал был краем легенд, которые рассказывали старатели, рабочие, добывающие полезные ископаемые. Когда Бажов повзрослел, рассказы старателей не забылись. Он еще много записывал сказы, разговаривал со старателями просто так, для себя.

Учитель: Кто такие «старатели»?

Ученики: люди, которые добывают золото.

Бажов работал учителем начальных классов в школе в деревне Шайдуриха Невьянского района, а затем вёл занятия по русскому языку в училище. События гражданской войны, о которой вы узнаете позже, не оставили Бажова в стороне. Он вступил в ряды Красной Армии с 1917 по 1921 гг. Осенью 1918 г. Бажов с другими красноармейцами был у нас в Егоршино (так раньше назывался наш город), и отправился в Алапаевск, чтобы выпускать газету «Окопная правда».

После революции Бажов начал писать книги. Сначала это были рассказы из жизни горнорабочих, а затем появились и сказы. Любимые герои Бажова – мастера, простые люди. Главная тема сказов – тема мастерства, счастья и человеческого единства.

Самый знаменитый сборник Бажова – это «Малахитовая шкатулка». В этой книге много сказов. Слайд № 6.

Узнай произведение по иллюстрации (назови героя). Слайд № 7, 8

Ученики: Данила-мастер, Медной горы хозяйка, Огневушка-Поскакушка, Серебряное копытце.

2.Сказы – особенности жанра. 10 минут. (Медовщикова Е.Е.)

Учитель: От какого слова произошло слово «сказ»? Слайд № 9. Что оно нам напоминает? Что общего и в чём отличие сказа и сказки. Слайд № 10.

Ученики: Сказывать, говорить сказку. Ученики перечисляют общее и различие.

Учитель: По описанию узнайте персонажа сказа.

Коса сизо-черная и не болтается, а ровно прилипла к спине, на конце ленты… А одежда у ней такая, что другой на свете не найдешь… И вокруг нее ящерок видимо-невидимо, и все разные…»

Как художники передают образ?

Ученики: Хозяйка Медной Горы. Ученики описывают увиденное изображение.

3.Передача образа ящерицы в разных видах искусства: фильм, балет, сказ. 15 минут (Медовщикова Е.Е.).

Слайд № 11. Образ Хозяйки Медной горы – ящерки в искусстве.

Слайд № 12– иллюстрация, скульптура.

Слайд № 13 - фрагмент из балета С.Прокофьева «Сказ о каменном цветке».

Просмотр фрагментов из фильма «Каменный цветок» (1946 г.)

Просмотр фрагментов из балета С.Прокофьева «Сказ о каменном цветке».

Анализ примеров, сравнение с описанием в сказе.

III. Практическая работа:

1.Выполнение рисунка «ящерица» графическими материалами. 10 минут.

(Мягкова О.В.)

Учитель: Слайд № 14.

Родовое название «ящерица» восходит к общему наименованию древних хтонических существ змееподобного вида – щур, ящур, ящер. В окружении Хозяйки Медной горы их очень много, и все они разные: «одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то, как глина либо песок с золотыми крапинками. Одни, как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены».

Многообразие цветовых оттенков, переливы ассоциируются не только с разными видами руды, но и с первичной нерасчлененностью хтонического (мифол. в представлении древних греков — олицетворяющий собой дикую природную мощь земли, относящийся к подземному царству и т. п.; подземный).

Ящерицы указывают путь в царство владелицы подземных богатств, «в котором месте заходить, в котором выходить». Они обладают способностью понимать и имитировать человеческую речь: «Сидят обе на скамеечке, головенками помахивают: “На здоровье, гостенек! На здоровье!”».

В русских народных сказках встречаются образы – перевоплощения. Вспомните сказку и приведите пример.

Ученики: Царевна-лягушка и т.д.

Выполнение силуэта ящерки с использованием наглядного материала.

Создание образа ящерки, наделённой особыми магическими свойствами.

Ребята, мы приступаем к выполнению работы.

Этапы работы:

1. перед вами лист альбома,

2. на него наклеиваем лист цветной бумаги,

3. на бумаге пастельного цвета рисуем силуэт ящерки,

4. декорируем ящерку, пытаемся изобразить характерные особенности, которые мы посмотрели в произведениях,

5. вырезаем по контуру и приклеиваем на приготовленный фон.

IV. Итог урока. Выставка работ учащихся. Анализ работ самими учащимися, учителем. 15 мин.

Подведение итогов занятия.

Медовщикова Е.Е.

Главные герои сказов Бажова? (Мастер и мастерство – главные герои бажовских сказов). А Мудрость, Талант, Трудолюбие, Доброта – главные их свойства.

Творческое наследие Бажова стало поистине неиссякаемым источником образов, тем, созвучий. Сотни картин, росписей, книг, иллюстраций созданы на темы творчества Бажова. Мастера – умельцы делали прекрасные изделия из камня-малахита. (Слайды № 15, 16, 17).

По мотивам сказов Бажова написана пьеса «Малахитовая шкатулка», поставлен художественный фильм «Каменный цветок». А С. Прокофьев создал балет «Сказ о каменном цветке». (Слайд № 18).

Писатель получил всенародное признание. В 2015 году в городе Златоусте Челябинской области открылся Горный парк имени Павла Петровича Бажова. (Слайд № 20-22).

Список литературы:

Бажов П. П. Уральские сказы. М.: Правда, 1988.

Езовских Н.А. Здравствуйте, Павел Петрович! Невьянск, 2000.

Малахитовая шкатулка. В поисках новых ключей. Путешествие по сказам Бажова. Екб.: Сократ, 2004.

Сутырин В. Павел Бажов. Библиографическое повествование. Екб.: Сократ, 2012.