Конференции
Декабрь 2022

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Вострова Анастасия Витальевна
воспитатель
МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 486, г. Екатеринбург

Развитие и воспитание дошкольников с нарушениями слуха – это целостный и непрерывный процесс, который нуждается во взаимодействии всех участников образовательной деятельности. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, норм и правил поведения в обществе, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Нарушение слуха и, как следствие, нарушение речи взаимосвязано и отрицательно влияет на развитие других психических процессов. Все это изолирует ребенка от окружающего его мира и создает трудности в адаптации и усвоении социального опыта. Поэтому необходимо уделить особое внимание социальной адаптации при работе с такими детьми.

Основные принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС учитывают построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого обучающегося. В связи с этим обучение и воспитание объединяются в комплексный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 486 группа специалистов: учители-дефектологи, воспитатели и педагоги-психологи, разработала образовательные направления развития детей в рамках социально-коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности, которые способствуют формированию общей культуры личности ребенка, ценного отношения к здоровому образу жизни. Образовательный процесс организуется в развивающей среде, которая является совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Данная среда обогащается за счет улучшения следующих качественных параметров: эстетичность, комфортность, безопасность, функциональная надежность, что влияет на положительную динамику коммуникативного развития и способствует успешной адаптации в современном обществе.

Приоритетным в образовательном процессе является физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Специалисты дошкольного учреждения используют здоровьесберегающие образовательные технологии, которые помогают в достижении максимально возможных успехов в преодолении не только слухоречевых нарушений, но и общего оздоровления ребенка с особенностями в развитии. В организованной образовательной деятельности, в рамках компенсирующего ДОУ, активно применяются следующие здоровьесберегающие компоненты:

- фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, основанная на физиологических особенностях воспроизведения звука. Данный методический прием включен в работу по формированию произносительной стороны речи не только детей с нарушениями слуха, но и со слышащими дошкольниками;

-дыхательная гимнастика – с ее помощью у детей развивается речевое дыхание и является важным этапом коррекционного воздействия;

-артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук, что активизирует интеллектуальную и речевую деятельность, развивает координацию артикуляционных движений и мелкую моторику рук, стимулируя речевую активность;

-логопедический массаж- укрепляет мышцы мимической мускулатуры, снижает или повышает мышечный тонус языка, формирует тактильные ощущения, развивает речь;

-комплекс упражнений, направленный на развитие слуха, слухового внимания и памяти, способствующий успешной реабилитации детей послей кохлеарной имплантации;

-комплекс упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения – позволяет снять напряжение с глаз и способствует тренировке зрительно-моторной координации;

-пальчиковая гимнастика с элементами крупотерапией, пескотерапией, применение тактильных дорожек и сухого бассейна – активизирует речевую активность, стимулирует речевое общение, влияет на тактильно-кинестетическую чувствительность, снимает мышечную напряженность;

-кинезеологические упражнения, направленные на релаксацию – развивают умения контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.

Эти компоненты позволяют организовать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее.

Необходимо отметить, что у дошкольников с особенностями в развитии, наблюдается продуктивный познавательный интерес, устойчивая психическая работоспособность, во время непрерывной образовательной деятельности с педагогом-психологом в сенсорной комнате. Созданная интерактивная пространственная среда, насыщенна разного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами: прожекторы, светильники различных панелей, панно: «Звездное небо», детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, панно «Бесконечность», зеркальный шар с мотором, настольный цветовой камень, приборы динамической заливки света, релаксационный «Сухой душ». Мультисенсорная среда позволяет развивать и совершенствовать познавательные возможности каждого ребенка, обогащать представления об окружающем предметном и природном мире.

Весь вышеперечисленный комплекс здоровьесберегающих технологий способствует развитию эмоционально-волевой и социально-личностной сферы. Наблюдается гармонизация психоэмоционального состояния детей, коррекция и профилактика нарушений.