Конференции
Март 2023

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

Волобуева Екатерина Алексеевна
учитель-логопед
Жукова Наталия Петровна
учитель-дефектолог
ОБОУ «Школа-интернат № 2» г. Курска

Аннотация

В данной статье рассматривается возможность успешной адаптации, социализации и коррекции детей с ОВЗ и (или) детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве посредством включения в данный процесс групп кратковременного пребывания как один из этапов системы школьного образования. Авторы приводят данные об успешной реализации образовательно-коррекционных программ, применяемых в рамках деятельности группы кратковременного пребывания на примере опыта школы-интерната №2 города Курска.

Ключевые слова: группа кратковременного пребывания, развитие, адаптация, дети.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка, его родителей и ближайшего социального окружения. Наиболее трудно адаптация при переходе из дошкольного в общеобразовательное учреждение проходит у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время России сложилось единое образовательное пространство, и инклюзивное образование стало ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражается в сближении массовой и специальной образовательных систем. Социокультурный прогресс, характеризующийся гуманизацией отношений между обществом и личностью, направленный на сохранение духовных традиций человеческих взаимоотношений, требует особого отношения к представителям наименее социально защищенных слоев населения, среди которых дети с ограниченными возможностями здоровья.

Но, несмотря на это, обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования, является одним из магистральных направлений модернизации образования.

На современном этапе среди вопросов, связанных с модернизацией образования в целом, существуют вопросы, напрямую поставленные для повышения качества дошкольного образования, где особое внимание уделяется выравниванию стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая современные тенденции развития помощи детям данной категории, как решение данных вопросов появилась форма комплексного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в группах кратковременного пребывания (ГКП).

Новизна представляемой деятельности заключается в том, что группы кратковременного пребывания для детей с ОВЗ, созданы с целью оказания комплексной помощи детям, которым трудно адаптироваться в группах компенсирующей направленности дошкольных организаций, и их родителям (законным представителям). Ведущей целью деятельности ГКП является подготовка детей с ОВЗ и (или) инвалидностью к обучению в инклюзивном классе общеобразовательной организации и формирование толерантных отношений в микросоциуме.

Группа кратковременного пребывания в ОБОУ «Школа-интернат № 2» г. Курска была открыта в 2017 году в рамках реализации программы Курской области «Комплексная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью «Нам доступно все!» на 2016 – 2017 годы при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Целью создания группы кратковременного пребывания является: осуществление коррекционно-развивающей, компенсирующей и логопедической помощи, а также медицинской реабилитации и абилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Данная цель раскрывается следующими задачами:

- комплексная коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь, включающая занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, продолжительность и объем которых регулирует специалист школы-интерната, исходя из структуры и степени выраженности нарушения;

- медицинская реабилитация и абилитация детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;

- развитие речевой, познавательной, эмоциональной активности средствами коррекционно-развивающих, компенсирующих и логопедических занятий;

- развитие познавательной, мыслительной и речевой активности ребенка средствами коррекционно-развивающих, компенсирующих и логопедических занятий;

- воспитание волевых качеств ребенка, навыков сознательной дисциплины.

Группа кратковременного пребывания создается для детей дошкольного возраста, имеет соответствующую материально-техническую и методическую базу, способствующую решению поставленных задач.

При взаимодействии с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, полноценно были оснащены оборудованием игровые комнаты, гардеробные, кабинеты специалистов. За счет средств Фонда были приобретены: детская мебель, специализированное теле и аудио аппаратура, компьютерная техника, оборудование для сенсорной комнаты, дидактические и развивающие пособия. Для детей, имеющих нарушения опорно- двигательного аппарата специальные кресла с подлокотниками.

Сформировано 2 группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Зачисление в ГКП детей с ОВЗ и (или) инвалидностью проходит по итогам заключений и рекомендаций ПМПК или ЦРВ Курской области. Учитывая индивидуальные возможности детей, мы нашли гибкий график работы ГКП, который позволяет каждому ребенку получить необходимую помощь от специалистов, посещая их по очереди, друг за другом.

Группы функционирует в две смены с 9.00 до 12.30, с 13.00 до 16.30, без сна и питания.

Дети с ОВЗ и (или) инвалидностью, не имеющие возможности посещать дошкольную образовательную организацию полный день, требуют особого внимания и поддержки со стороны специалистов. Таким детям и их родителям должно быть организовано психолого – педагогическое сопровождение, направленное на развитие всех сторон жизни ребенка.

В группе созданы благоприятные условия для организации развивающей деятельности, чтобы у каждого ребенка была возможность получать новые знания и социальные навыки, адекватные его возрасту и уровню развития. За каждой группой закреплены следующие специалисты: учитель - дефектолог, учитель - логопед, педагог – психолог и воспитатель. Они работают в тесном взаимодействии, начиная от комплексного обследования детей и тематического планирования и заканчивая выработкой индивидуального маршрута развития ребенка. Коррекционно-развивающие занятия с детьми проводятся индивидуально и подгруппами в присутствии родителей. Специалистами ГКП осуществляется:

- углубленная диагностика особенностей развития каждого ребенка;

- разработка индивидуальной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ и планов индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий с учетом требований индивидуальной программы развития для ребенка с инвалидностью, выданной Федеральным бюро медико-социальной экспертизы;

- планирование и организация образовательной деятельности для детей обеих категорий;

- реализация и мониторинг освоения индивидуальной образовательной программы;

- взаимодействие с родителями по вопросам организации семейного воспитания и развития детей с ОВЗ и (или) инвалидностью в домашних условиях.

В период с 2017 по 2022 год в группы кратковременного пребывания было зачислено 32 ребенка в возрасте от трёх до семи лет. Двадцать три из этих детей имели статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» и/или «инвалидность».

Рассмотрим результативность функционирования групп кратковременного пребывания на примере 2021-2022 учебного года.

На первое сентября 2021 года в группу было зачислено 12 детей в возрасте от трёх до семи лет.

Среди зачисленных детей четыре ребёнка старшего дошкольного возраста, которые планировали приступить к школьному обучению.

Также шесть детей имели статус ОВЗ и (или) инвалидность.

По окончанию учебного года четверо детей было выпущено из групп кратковременного пребывания в связи с поступлением в школу. Они прошли областную психолого-медико-психологическую комиссию, по итогам которой была определена степень их готовности к школьному обучению и определен дальнейший образовательный маршрут. Продолжили посещать группы восемь детей. На повторный год не было оставлено ни одного воспитанника.

Школа-интернат №2 является стажеровочной площадкой по направлению «Профориентация», следовательно, группа кратковременного пребывания является первой ступенькой профориентационного образования. В ГКП была разработана программа ранней профориентации «Мир профессий». Раз в месяц воспитателями проводятся фронтальные занятия, на которых дети знакомятся с основными профессиями.

Кроме психолого-педагогического сопровождения все воспитанники группы кратковременного пребывания охвачены и медицинскими процедурами. Дети ежедневно занимаются лечебной физкультурой, 1-2 раза в год проходят курсы массажа, физиотерапевтических процедур, теплолечения и т.д.

Не смотря на маленький возраст воспитанников ГКП и их небольшую численность, они становятся участниками многих школьных, городских и региональных мероприятий.

Таким образом, создание групп кратковременного пребывания на базе общеобразовательных школ, реализующих программу инклюзивного обучения, и специализированных школ является одним из необходимых условий реализации и создания в образовательной организации универсальной доступной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение в инклюзивную образовательную среду и адаптацию детям дошкольного возраста со статусом «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» и/или «инвалидность».

THE WORK OF THE TEAMS SHORT STAY IN SYSTEM DEVELOPMENT AND ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN «BOARDING SCHOOL №2» CITY OF KURSK

Volobueva E. A. – teacher-speech therapist of «Boarding School №2»

Zhukova N.P. – teacher-defectologist of «Boarding School №2»

Annotation

This article discusses the possibility of successful adaptation, socialization and correction of children with disabilities and (or) children with disabilities in an inclusive educational space by including short-term stay groups in this process as one of the stages of the school education system. The authors provide data on the successful implementation of educational and correctional programs applied within the framework of the short-term stay group on the example of the experience of the boarding school No. 2 in Kursk.

Keywords: short-term stay group, development, adaptation, children.