Тема: «Образовательные терренкуры на территории ДОУ».
Основным направлением работы каждого дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО является стимулирование детской инициативы и самостоятельности, а также организацию активной познавательной и исследовательской деятельности, при этом необходимо акцентировать внимание на сохранении и укреплении здоровья детей.
В нашей стране также создаются все условия для повышения продолжительности жизни. Особенно обеспокоены педагоги ростом заболеваемости среди детей раннего и дошкольного возраста за последние годы. Ведётся поиск и внедрение новых технологий, методов и средств, направленных на улучшение физического развития и состояния здоровья детей.
Важным аспектом работы педагогов детских садов остаётся терренкур — это специально разработанные маршруты по территории сада, которые включают посещение спортивных зон, центров для познавательной и исследовательской деятельности, а также экологических и оздоровительных троп.
Исходя из вышеуказанного, мною была выбрана тема самообразования – Образовательные терренкуры на территории ДОУ.
Цель:
– повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
– способствовать всестороннему развитию ребенка посредством терренкур;
– показать актуальность и эффективность использования терренкур на территории ДОУ.
Задачи:
- изучить литературу о пользе терренкур на территории ДОУ;
– проанализировать проблему использования образовательных терренкур на территории ДОУ
- обогатить развивающую среду группы;
– развивать игровую деятельность детей, самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх.
- повысить уровень знаний родителей по данной теме.
Задачи по самообразованию:
1.Изучить педагогическую литературу по теме: «Образовательные терренкуры на территории ДОУ».
2.Реализовать программу по теме: «Образовательные терренкуры на территории ДОУ».
3.Обобщить опыт работы по теме и представить педагогическому сообществу.
Задачи по привлечению родителей к совместной деятельности по теме:
1. Просвещение родителей (законных представителей) в теме: «Образовательные терренкуры на территории ДОУ».
2Стимулировать родителей (законных представителей) к совместной с детьми деятельности по созданию развивающей среды по теме «Образовательные терренкуры на территории ДОУ».
3Привлекать родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству с ДОУ в деле развития и реализации по теме «Образовательные терренкуры на территории ДОУ».
Используемые принципы при реализации программы:
1Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на образовательные терренкуры, на территории ДОУ.
2Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
3Комплексность и интерактивность: решение задач по образовательным терренкурам, на территории ДОУ в системе всего образовательного процесса.
4Принцип творческой направленности, результатом, которого является самостоятельное создание ребенком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта;
5Принцип гуманизации: все занятия строятся на основе комфортности и доверительного общения с взрослым и сверстниками.
Ожидаемый результат:
В качестве проектируемых результатов проекта в работе с педагогами могут выступать:
–создание на территории детского сада элементов развивающей предметно-пространственной среды, в виде станций для прохождения маршрутов образовательного терренкура.
В качестве проектируемых результатов в работе с родителями выступают:
– создание благоприятной эмоциональной атмосферы взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса;
– повышение активности родителей в подготовке и проведении совместных мероприятий;
Проектируемые результаты деятельности с детьми могут быть сформулированы в виде целевых ориентиров.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать.
Участники: воспитанники средней группы и их родители, воспитатели.
Этапы реализации темы самообразования:
План-график (сетевой график) выполнения работ
Этап работы
Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению
Срок реализации проекта
1
2
3
Подготовительный этап
¾Изучение литературы по данной тематике;
¾Проведение консультаций, семинара – практикума;
¾Составление карты – схемы образовательных терренкуров;
¾Обследование территории детского сада, определение расположения, содержания и дизайна тематических станций.
Информирование участников образовательного процесса о плане реализации проекта (дошкольники, педагоги, родители (законные представители).
Диагностическая деятельность:
- проведение мониторинга в начале и в конце учебного года по следующим направлениям:
физическое развитие;
познавательное развитие;
социально- коммуникативное развитие;
речевое развитие.
- анализ мониторинга познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Сентябрь
Основной
1. Реализация проектной деятельности в условиях МБДОУ
- организация план – схема для педагогов ДОУ «Экологическая тропа»;
Воспитатель: На этой клумбе растут разные цветы: ромашки, бархатцы,
васильки.
Ромашка: с белыми лепестками и желтой серединкой. Дети,
покажите ромашку?!
Васильки: голубые (показывает)
Бархатцы: желтые, они очень ароматно пахнут.
Дыхательное упражнение «Аромат цветов»
Воспитатель: Дети, а кто летает возле цветов? Дети: бабочки, пчелки, стрекозы
Воспитатель: А как назвать их одним словом? Дети: Насекомые
Воспитатель: Что насекомые делают возле цветов? (Если дети затрудняются, объяснить, что насекомые собирают цветочную пыльцу, которой питаются) Каких насекомых, дети, вы ещё знаете?
Ответы детей: Кузнечик, муравей, муха…
Воспитатель: Давайте с вами пожужжим как пчелка и комарик.
Игра: «Поймай комара»
Воспитатель: А теперь, Лисичка, мы отправляемся дальше. Загудел паровоз и вагончики повез.
Чух – чух – чух, чух – чух – чух (медленный бег, с переходом на ходьбу)
Я далеко укачу!
Остановка «Опушка»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, наступила осень. На земле появились
листочки.
-Какого они цвета?
-Желтого, оранжевого!
-Правильно! Так, как осень раскрасила деревья в желтый цвет. Осень
называют желтой или золотой. Еще светит солнце, много света и тепла.
Наступает время, когда падают листья – это время осени называют –
Листопад.
Подвижная игра «Падают, падают листья»
Лиса: Ребята, а вы знаете, что это за дерево? Ответы детей.
Чтение стихотворения И. Такмаковой «Дуб»
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый.
Значит, закаленный.
Воспитатель: Со словом «дуб» связано представление о силе, моще и
красоте. Дуб - Самое могучее дерево, растущее у нас. Оно красиво и полезно:
Растет там, где трудно расти другим деревьям. Много полезных для человека
вещей делают из дуба. А что это под этим деревом? Ответы детей
Лиса: Правильно, это желуди. Семена дуба. Желудями питаются животные, птицы.
Воспитатель: Что это за птица у нас на дубе? (маска ворона) Дети: Ворон!!!
Чтение потешки «Сидит ворон на дубу»
Дети, давайте поиграем в игру «Ворон и птички»
А теперь поедим дальше.
Дети встали в паровозик и переходят на следующую остановку
Остановка «Метеостанция»
Лиса: Ой, ребята, куда это мы приехали?
Воспитатель: Лисичка, это наше метеостанция. Здесь мы наблюдаем за
ветром.
Ветер бывает сильный, слабый, теплый холодный.
Сейчас осень, и ветер холодный. Ветер качает деревья, срывает с них
листочки. Нагонят тучи, из которых идет дождь
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
Лиса: Хорошо погуляли, но мне пора бежать в лес, там меня заждались мои лесные друзья.
Воспитатель: Да и нам уже надо возвращаться в группу. До свидания,
Лисичка. Приходи к нам ещё! Дети возвращаются в группу
План работы с родителями
Месяц
Мероприятие
Октябрь
Консультация для родителей «Образовательные терренкуры на территории ДОУ»
Ноябрь
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
Помощь в создание образовательного терренкура.
Декабрь
Консультация для родителей: «Терренкур как средство оздоровления и физического развития детей дошкольного возраста»
Проведение индивидуальных консультаций и бесед для родителей.
Январь
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
Помощь в создание образовательного терренкура.
Февраль
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
Помощь в создание образовательного терренкура.
Март
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
Помощь в создание образовательного терренкура.
Апрель
Анкетирование родителей.
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
Помощь в создание образовательного терренкура.
Май
Консультация для родителей: «Возможности образовательного терренкура в воспитании личности здоровьесберегающего типа»
Список литературы
1.Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно-исследовательская деятельность детей на прогулке с учетом требований ФГОС). – АлтГПА, 2014.- 75 с
2.Дейкова Т. Н., Мишина Е. Г. «Возможности образовательного терренкура в воспитании личности здоровьесберегающего типа»// ИНСАЙТ. 2023. №2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-obrazovatelnogo-terrenkura-v-vospitanii-lichnosti-zdoroviesberegayuschego-tipa (дата обращения: 30.08.2024).
3.Воронцова, А. С. Образовательные терренкуры на территории дошкольной образовательной организации / А. С. Воронцова // Молодежь - Барнаул: Материалы XXI городской научно-практической конференции молодых ученых, Барнаул, 05–13 ноября 2019 года / Главный редактор Ю.В. Анохин. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2020. – С. 567-568. – EDN SDBVUJ.
4.Макаренко Г.А. Терренкур – лечение и развлечение // Проблемы педагогики. 2022. №2 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/terrenkur-lechenie-i-razvlechenie (дата обращения: 30.08.2024).