Конференции
Май 2023

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДЕТСКАЯ ДРУЖИНА «ЛЕГОРЁНОК»

Игошева Марина Валентиновна
методист
МОБУ "СОШ "Янинский ЦО" СП ДО № 3 гп Янино-1

Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В.В. Сухомлинский

Одной из приоритетных задач, стоящих сегодня перед дошкольными организациями, является воспитание личности, в которой будут совмещены милосердие и доброта, способность к состраданию и оказанию помощи, тактичность, грамотность, знание традиций своего народа, личности ведущей здоровый образ жизни, личности свободной и любящей свой край и всю большую Россию.

В своей книге «Письма о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране… Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист».

Интеграция различных направлений в воспитательной работе способствует развитию ребенка, помогает ему определить для себя приоритеты в жизни, приобщить к ценностям семьи, родной и иных значимых этнокультурных и социокультурных групп и сообществ, а также к общечеловеческим ценностям, воспитания осознанной и ответственной любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию и достоянию ее многонационального народа.

Коллектив структурного подразделения Дошкольное отделение №3 МОБУ «СОШ «Янинский ЦО» уделяет особое внимание развитию у обучающихся гражданственности, патриотизма, духовно-нравственных качеств, обеспечению эффективного взаимодействия участников в едином образовательном пространстве.

Так, в 2020 году в городском поселке Янино-1 Всеволожского района появилось первое дошкольное волонтерское движение, начал работу проект «Волонтерское движение детей дошкольного возраста «Легорёнок», основной целью которого является создание дошкольной модели воспитания через волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.



Внедрение волонтерской практики в деятельность дошкольного отделения направлено на:

- развитие духовно-нравственной личности дошкольников;

- формирование у дошкольников высокого патриотического сознания,

- формирование коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, навыков сотрудничества, позитивных установок на добровольческую деятельность,

- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитание нравственных качеств детей (доброта, взаимопомощь, отзывчивость), самостоятельности, ответственности, навыков общения в разновозрастном коллективе,

- формирование у обучающихся чувства собственного достоинства как представителя своего народа,

- повышение значения семейных ценностей.

основные направления волонтерского движения:

- проведение массовых мероприятий, обеспечивающих формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, духовно-нравственных качеств;

- обеспечение эффективного взаимодействия участников проекта в едином образовательном пространстве;

- пропаганда волонтерского движения в ДО.



С 2021 года в дошкольной организации проходит, уже ставшее доброй традицией сада, посвящение дошкольников в ряды Детской дружины «Легорёнок». Торжественную церемонию возглавляет Великая императрица Екатерина II, которая дала старт целой системе благотворительности, именно с ее указа началась история волонтерства и меценатства в России. Маленькие активисты дают клятву волонтера и исполняют авторский добровольческий гимн. Галстуки своим будущим преемникам торжественно повязывают кадеты и педагоги Янинского центра образования, представители волонтерских и социальных проектов.

По мнению педагогов, «Легорёнок» помогает дошкольникам в формировании социально-активной жизненной позиции, развитии творческих и умственных способностей и уверены, что в дальнейшем участники дружины станут зрелыми личностями, стремящимися к миру и добрососедству, будут всегда готовы прийти на помощь нуждающимся, хранить традиции, беречь свой край и страну.

Волонтерское движение позволяет увидеть панораму различных аспектов и подходов в развитии и реализации идей по воспитанию будущего человека и гражданина. Участие в волонтерском движении помогает дошкольникам проявить свои лучше качества в самых разных жизненных ситуациях: способность к сопереживанию, к сочувствию, доброту и отзывчивость.

В работе детского движения делается акцент на подпроекты «3Д: Добрые дела друзей» по экологическому, духовно-нравственному, гражданско-патриотическому, семейному, физическому и трудовому воспитанию:

- «Добрые ладошки» (акции для ветеранов, людей пожилого возраста);

- «Эколята-дошколята» (акции по сбору вторсырья, поделки из природного и бросового материалов);

- «Добрая дружина» (мероприятия по ПДД и пожарной безопасности);

- «Юные друзья кадетов» (мероприятия по преемственности между дошкольным отделением и кадетами Янинского центра образования);

- Иные проекты в рамках взаимодействия с социальными партнерами (Всероссийский конкурс для детских садов «Малыши против гриппа и простуды», фольклорные мероприятия).

Дошкольники принимают активное участие в мероприятиях памятных дат «Разорванное кольцо», «Бессмертный полк», «Правнуки Победителей», благотворительных акциях для лиц пожилого возраста «Сказке быть!», экологических неделях «Эколята-дошколята», ежегодном Всероссийском конкурсе для детских садов «Малыши против гриппа и простуды», фольклорных мероприятиях.



В большей степени успешность реализации проекта опирается на увлеченность педагогов, знание приемов и методов организации детской деятельности и активности. Главное требование – безопасность детей.

Основным направлением волонтерской деятельности легорята выбрали экологическое. Движение существует два года, но за это время дети и их родители, педагоги дошкольного отделения уже успели сделать много полезного. Сдали более 2000 килограммов макулатуры. Мастерили скворечники и кормушки для птиц из природного и бросового материала. Выпускники дошкольного отделения заложили «Алею дружбы», посадив многолетние растения и деревья на территории сада. В рамках акции «Крышечки доброТЫ» было отсортировано и сдано около 500 килограммов крышек, средства, от сдачи которых пошли на благотворительность (дошкольное отделение заняло 2 место в номинации «Лидер района акции Крышечки ДоброТЫ 2022»). Стало доброй традицией, ежегодно, в канун Нового года и Всемирного дня эколёнка, дети и их родители, педагоги организуют доставку кормов, консервы и медикаментов в приют для бездомных животных. В 2022 году волонтерское движение присоединилось к дошкольному направлению «Искорки Доброты» социального проекта «Огонёк Добра» г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.



Опыт работы волонтерского движения был представлен в рамках работы XI районной научно-практической конференции «Духовно-нравственные ценности: прошлое, настоящее, будущее», на конкурсах инновационных проектов в рамках областного Форума педагогических идей и инновационных практик Ленинградской области, II межрегиональном конкурсе социальных проектов «Идем дорогою добра», во Всероссийском проекте «Форум патриотизма», опубликован на Всероссийском учебно-методическом портале «Педсовет, научно-образ-овательном журнале «Вестник дошкольного образования», мероприятия волонтерского движения освещаются в средствам массовой информации.

Впереди у нашего молодого движения еще масса планов. Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.

В результате реализации проекта:

- создана и развивается модель воспитания, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших детей к младшим,

- представлена возможность проявления детьми инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности через использование эффективных технологий (здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных), проектных и модульных методов обучения, обеспечивающих готовность обучающихся вести ЗОЖ, быть активными и ответственными, нравственными;

- расширяются представления о волонтерском движении у дошкольников, их родителей и педагогов,

- даются практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;

- у детей с раннего возраста появилась возможность активно и увлеченно участвовать в различных мероприятиях волонтерских проектов;

- сформирована инициативная группа педагогов и родителей, участвующих в данном движении,

- создана возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;

- повышена квалификация педагогических кадров по организации детского волонтерского движения;

- разработана рабочая программа воспитания ДО на основе и материалах Волонтерского движения.



Развитие и функционирование волонтерского движения обучающихся позволяет:

- получить общественное признание волонтерского движения, как модели реализации нравственного воспитания дошкольников;

- расширить социальные связи с кадетскими классами Янинского центра образования, другими учреждениями образования и культуры;

- оптимизировать социальную активность педагогов и обучающихся через участие в различных конкурсах и социальных проектах;

- повысить рейтинг ДО посредством трансляции педагогического опыта в СМИ, в среде педагогического сообщества и общественности Всеволожского района, достижений обучающихся в художественной, спортивной и интеллектуальной видах деятельности.

Наш проект «Волонтерское движение детей дошкольного возраста «Детская дружина «Легоренок»», в целом, направлен на развитие личности дошкольника, создание условий для самоопределения и социализацию обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

«А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком...» Д.С. Лихачев.

Список литературы:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.

3. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1

4. Князев А.М. Воспитание гражданственности. Монография, М. изд. РАГС 2007г.71с.

5. Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию. Гладкова Ю. // Ребёнок в детском саду. - 2008. - №2.

6. Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.

7. Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9.

8. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников /Под ред. С.А. Козловой. - М., Слово, 2004. - 245с.

9. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А.Марковой.Изд.2-е, испр. И доп. М.» Просвещение»,1978.256с.

10. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Электронный ресурс] //режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.

11. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-Мозаика-синтез,2010. - 304с.

12. Педагогические знания - родителям. Белоногова Г., Хитрова Л. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1.

13. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». - М.: Владос, 2005. - 136 с.

14. Социальные акции и волонтерское движение в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. В.А. Деркунской. – М.: Центр педагогического образования, 2018. – 240 с.