Конференции
Декабрь 2022

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Юдин Владислав Юрьевич
воспитатель ГПД
МОУ СОШ № 2 г. Истра

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО) предусматривается реализация основной образовательной программы НОО посредством урочной и внеурочной деятельности. Работа группы продленного дня (далее – ГПД) является одной из моделей внеурочной организации деятельности обучающихся.

В современных условиях особую актуальность обретает организация досуга в ГПД как активного, деятельностного наполнения свободного времени школьников. В силу возраста младшие школьники не умеют оптимально использовать свободное время для своего личностного развития. Поэтому организации их досуговой деятельности в ГПД нужно уделять внимание. Важно научить детей делать свой досуг содержательным, «работающим» на совершенствование личности. Не случайно этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть» – иметь возможность что-то делать, чего-то достичь.

Организация досуга школьников – это одно из направлений в деятельности педагога. Организуя досуговую деятельность ребенка, педагог опосредованно влияет на его поведение через интересы и творчество, формирует общую культуру, развивает его способности.

В исследованиях С.А. Исаевой, И.Н. Поповой, Е.И. Ромашковой отмечается, что педагогический потенциал ГПД реализуется не в полной мере по ряду причин: традиционный академизм школьной жизни, строгая упорядоченность и жесткая регламентация деятельности детей, использование дисциплинарных методов организации жизнедеятельности, злоупотребление учебной нагрузкой школьников.

Встает вопрос: как в современной школе организовать досуговую деятельность младших школьников в ГПД так, чтобы они полноценно развивались?

С позиции интересов детского сообщества и каждого ребенка ГПД – это: возможность наполнить жизнь ребенка яркими событиями; широкое поле разнообразной деятельности, пространство для самовыражения, самореализации и признания его успешности со стороны сверстников и взрослых. Каждая ГПД имеет свою «личную жизнь», основанную на системе коллективных дел, на общих интересах, ценностях, традициях.

Выбирая виды деятельности и формы ее организации, воспитатели ГПД ориентируются на интересы и желания младших школьников. Удовлетворение их потребностей (с позиции педагогической целесообразности) выступает основой организации досуговой деятельности в ГПД. Таким образом, для этого путем наблюдений, анкетирования, бесед выясняется, как проводят свое свободное время воспитанники, чем увлекаются, какие кружки посещают.