Многие педагоги по изобразительному искусству, ставя перед учениками тему композиции, зачастую, не получают желаемого результата. Работа выглядит слабо. Ученик не может раскрыть тему, или думает абсолютно шаблонными образами из открыток, картин прошлого, телевизионных или изображений из интернета. Из нашего опыта можно сказать, что ученик, получая задание, стремится сразу открыть интернет, чтобы воспользоваться уже готовыми сюжетами или картинками. В таких случаях педагог начинает задумываться: как научить ребенка мыслить по-своему, оригинально, как научить раскрывать тему, усложнить работу, не рисуя вместо него готовый образ.
В нашей изостудии обучаются, в основном, дети начальной школы. Конечно, есть и среднее звено, и даже старшеклассники. Но вот проблемы с композицией видны практически у всех. Нужно отметить, что композицию станковую, мы считаем самым трудным предметом из академических дисциплин, потому что она включает в себя не только все наработанные навыки в студийных занятиях по рисунку, живописи, но и образность мышления, работу по памяти, умение в прямом смысле «сочинять» свою работу. Не каждому ребенку это под силу. Но в любом ученике можно попробовать открыть эти способности.
В начале работы над станковой композицией, мы предлагаем познакомить обучающихся с термином «художественная задача».Здесь, в обучении младшего школьного возраста, мы применяем его в особом смысле. Очень часто на занятиях можно слышать от ребенка фразы: «. помогите мне нарисовать собаку» (например) или. «. как рисовать дерево...?». То есть ребенок просит нарисовать какую-то деталь вместо него или дать конкретный образец. Если ребенку предоставить то, что он просит, то это упростит ему работу, но усложнит процесс обучения. Поэтому, вместо того чтобы рисовать за ребенка, нужно предложить ему решить его собственную «художественную задачу», которая заключается в том, что он сам должен рисовать все предметы на рисунке, конечно же, так, как он представляет. А сам процесс обучения будет заключаться в корректировке готового изображения. Этот метод научит ребенка изображать предметы, не боясь того, что они получаться у него не так, или не красиво. Этот метод справедлив и для живописи, и для композиции, где ребенку предлагается решить художественную задачу по компоновке, построению, поиску оттенков, с опорой на натурные модели.
Если при методе «художественной задачи» ребенок думает и поступает буквально, то с поиском идеи, сюжета, смысла работы в композиции будет гораздо сложнее. Мы действуем последовательно, от простого к сложному, и, если метод «художественной задачи» относительно легко воспринимается детьми, то поиск сюжета для будущего сочинения ставит учеников в тупик. Для того, чтобы заработало воображение и память у ребенка мы предлагаем ввести понятие «Дверь в сад». На своих занятиях мы часто прибегаем к такому методу. Уже в объяснении этого способа для ребенка начинает включаться воображение и образное мышление. Мы предлагаем представить ребенку, что он находится в темной комнате и ему нужно найти Дверь, которая приведет его в огромный сад идей и сюжетов. В образе «Двери» выступает главная идея композиции, а образе огромного сада – конкретные сюжеты, которые можно изобразить.
Допустим, группа готовится к конкурсу по теме «С чего начинается Родина». Тема сложная, и, наверное, опытного художника заставила бы подумать. Некоторые ученики сразу нащупывают направление (дверь) «открывают» ее и появляется сюжет. С другими же нужно пройти этот путь вместе. Пока мы в темной комнате, предлагается нащупать «дверь». В качестве двери предлагается несколько вариантов: «Семья, родные и близкие люди», дверь «открывается» и мы видим Сад с сюжетами: праздник в кругу семьи, прогулка по солнечному парку с семьей, помощь старшим в семье – начинают прорисовываться сюжеты композиции. Следующему ученику предлагается нащупать другую «дверь», и подумать об истории нашей страны, и вспомнить несколько важных моментов из истории России. Ученик нащупывает «Дверь» - Победа в войне, открываем «дверь» и видим «Сад» с сюжетами: «Подвиг солдата», «Мать ждет сына с войны» …Ученик получил образ и готов начинать работы над эскизом. Следующему обучающемуся предлагается нащупать «Дверь» с Культурой нашей Родины, открыв которую он увидит Сад с сюжетами: «Культурная столица», «литературные герой», «герой русских сказок»- начинают появляться сюжеты.
Конечно же, нельзя начинать работу над композицией без коллекции своих, готовых образов, которые должны быть у ребенка в голове. У детей таких образов не много. Обычно они их получают из книг, интернета, ТВ. И, как правило, это такие «клише» -очень распространенные, не интересные, «открыточные», избитые картинки. Для пополнения «коллекции», мы предлагаем при работе над композицией углубляться в тему. Так, если мы работаем над произведениями А.П. Чехова, то обязательно посещаем музей писателя. В нашем городе их три, и конечно, во всех мы побывали. При посещении музея, чтобы окунуться в эпоху, мы обычно делаем зарисовки, наброски предметов быта, костюмов, мебели, интерьеров. Важна работа экскурсовода, который рассказывает о времени, в котором работал писатель, об его жизни, в общем важно все, что может окунуть в эпоху, впечатлить ребенка. Кроме того, мы занимаемся аудированием рассказов Чехова, обсуждаем героев в классе. Смотрим иллюстрации известных художников.
Несмотря на то, что дети рисуют пока еще примитивно, их работы должны стремиться к усложнению, наполненностью деталями, многофигурности, многоплановости. Но самое главное, на наш взгляд, это научить ребенка думать и сочинять работу сложной, свободной от избитых образов. Помогать ребенку в работе следует исключительно словом, потому что вся работа должна быть проведена им самим, в голове. Для этого следует применять метод «художественной задачи», «двери в сад» и постоянно пополнять коллекцию образов.