Конспект внеклассного мероприятия "Путешествие в космос"
Пояснительная записка
Актуальность данной темы заключается в том, что более 50 лет назад началась эра освоения космоса и успешно продолжается до сих пор, встав на новую ступень своего развития. Основоположниками космонавтики были наши соотечественники, поэтому первостепенной задачей данного мероприятия было подчеркнуть высокую общенациональную значимость космической деятельности, усилить общественный авторитет тех профессий, которые обеспечивают и прогресс, и прочные позиции России в космонавтике, т. к. всё, что связано с космосом, с ярчайшими страницами его освоения, составляет безусловную гордость нашего народа. Это наше достояние, которое мы обязаны хранить, приумножать и развивать.
12 апреля 2018года нами проведено познавательно-развлекательное занятие ко дню космонавтики «Путешествие в космос»
Занятие было приурочено ко дню космонавтики, который отмечается сегодня в нашей стране, этим и определился выбор темы.
Класс: 3.
Место проведения: кабинет
Время: 40-50 минут
Цель: углубление и расширение представлений учащихся начальных классов о космосе.
Задачи:
- создать условия для ознакомления учащихся с историей развития космонавтики в нашей стране;
- содействовать становлению и проявлению индивидуальности и творческих способностей учащихся путём использования игровых элементов;
- способствовать формированию у учащихся коммуникативных навыков и культуры общения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- чувство гордости за свою Родину и историю родной страны;
- установка на здоровый образ жизни;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные (УУД):
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для выполнения предложенных заданий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; обобщать полученную во время занятия информацию.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать предложения воспитателя и товарищей по исправлению допущенных ошибок; принимать и сохранять поставленную задачу.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (в паре, группе); формулировать собственное мнение и позицию.
Формы организации деятельности детей: игровые задания, проведение опытов, изготовление ракеты, работа в паре, в группе
Оборудование: ноутбук; запись выступления Ю.Б. Левитана; схема космического корабля; зашифрованное письмо; ручки или фломастеры; карточки с буквами для составления названия планет; бумажные звезды; воздушные шары, две красиво украшенные коробки; угощение для детей (витамины).
Оформление: в классе организована выставка книг, фотографий, поделок и рисунков, посвященных Дню космонавтики.
При подготовке занятия учитывали возрастные особенности, мнение детей, совместно выбирали музыкальное оформление. Дети выбирали понравившиеся стихотворения и заучивали их, искали информацию о космонавтах, о планетах. Они очень оживлённо и с интересом отнеслись к данной работе, проявили познавательную и творческую активность.
Во время подготовки к мероприятию ребята волновались и переживали, но чувство ответственности за выполняемую работу придало им сил и уверенность
В настоящее время широко используются компьютерные технологии, поэтому структура внеклассного мероприятия выстроена в соответствии со структурой показа слайдов по теме. Показ слайдов облегчает восприятие информации учащимися. Так как это дети младшего школьного возраста, то в презентацию, кроме познавательного материала, были вкраплены игровые развлекательные моменты с анимированной ракетой, вращающимися планетами, мерцающими звездами. Подборка слайдов с видом космоса и полет на ракете демонстрировался на музыкальном фоне, что также способствовало созданию восторженной атмосферы. Физкультминутка также была проведена в нестандартной форме.
Использовали разные виды деятельности: познавательную, спортивную, игровую и т.д.
В ходе занятия использованы методические приёмы, такие как: вводная беседа, беседа о ходе выполнения действий; объяснения; вопросы к детям; напоминание приёмов выполнения действий; дополнение ответа, чтение стихов детьми; оценка выполнения действий; использование мультимедийного проектора и экрана; показ презентации.
Использованы приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей: погружение в прошлое, световые эффекты. С их помощью старались мотивировать детей для дальнейшей деятельности.
Первая часть занятия проходила в форме беседы об освоении космического пространства человеком.
Вторая часть прошла в форме игры- путешествия двумя командами: «Восток» и «Союз». В ходе занятия команды выполняли задания: «Сборка ракеты», «Загадки о планетах», «Космический мусор», «Здоровье космонавтов», «Вопрос-ответ». Между заданиями смотрели презентацию и в ходе беседы вспоминали о космосе или узнавали что-то новое.
В результате проведения поставленная цель достигнута, потому что все задания были успешно выполнены, данная форма очень понравилась ребятам, и они охотно включились в воображаемое космическое путешествие. Мы старались донесли до детей праздничное настроение, чувство патриотизма и гордости за свою страну.
Ход занятия:
Слайд 2.
Вход детей под музыку «Земля в иллюминаторе»
Слайд 3.
Постановка темы и цели мероприятия.
-Какое сегодня число? (12 апреля)
-Вам о чем-то говорит эта дата? (Сегодня День космонавтики)
- Почему 12 апреля считается днём космонавтики? (Ответы учащихся)
В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток» - Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (Предположения учащихся)
Беседа о космосе.
Слайд 4.
- С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах! Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок Волька и Хаттабыч летали на ковре-самолете:
Баба яга в ступе пестом подгоняет, помелом след заметает
В сказке "Конек-горбунок" Иван летал на коне:
Слайд 5.
– Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли
Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. ( щелчок)
Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. ( щелчок)
Он был очень неуклюжий и неповоротливый, (щелчок)
позже появились аэропланы.
Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты.
Слайд 6
Но поднявшись в небо, человек стал мечтать о большем. Его мечты летели все выше и выше, в неизведанное пространство – в КОСМОС.
Как вы понимаете, что такое космос?
Нашу планету окружает воздушная оболочка. Это атмосфера. А потом начинается необъятное пространство с планетами, звездами и другими небесными телами. Это космос.
Путь в космос оказался долгим и трудным.
Слайд 7
Основоположником космонавтики во всём мире принято считать нашего учёного Константина Эдуардовича Циалковского, который более 100 лет назад выдвинул идею о создании аппарата и теоретически доказал, что полёт в космос возможен.
В Калуге, под Москвой,
Учитель жил один простой.
Всю жизнь о космосе мечтал,
Сам нужные науки изучал,
Провел огромную работу
И начал создавать теорию космических полетов.
Он гений был, и в наши дни
О Циолковском помнить мы должны!
4 октября 1957 года первый искусственный спутник оторвался от Земли.
Для чего нужны спутники?
Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты.
Слайд 8
В конструкторском бюро под руководством Сергея Павловича Королева создавался первый космический корабль «Восток». Все было впервые.
Слайд 9
Создавался Центр подготовки космонавтов, проходили первые тренировки и испытания, шла напряженная подготовка к космическому старту.
И вот наступил день 12 апреля 1961 года.
Слайд 10
- Говорит Москва! Работают все радиостанции страны! Московское время – 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом корабля-спутника является гражданин Советского Союза летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич!»
Слайд 11
- 108 минут первого космического полета потрясли человечество. Полет Ю.А. Гагарина наполнил сердца людей гордостью за свою Родину, за страну, сын которой первым в мире покорил космическое пространство.
Великий день! Низверглись небеса.
Для человека занавес приподнят.
Все смотрят вдаль, рукой прикрыв глаза, –
Открыт путь в космос человечеству сегодня.
«Восток» взлетел, оставлен Байконур,
«Поехали!..» в сердцах людей застыло,
Когда с улыбкой он махнул,
Когда корабль к звездам уносило.
Слайд 12
После старта Ю. А. Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите.
Работа в космосе теперь длится долго. Стартуют новые корабли, орбитальные станции кружат вокруг планеты. Уходит в небо одна экспедиция, другая готовится к полету. В космосе работают мужественные люди, герои!
Слайд 13,14
Всмотритесь, ребята, в эти лица! (На экране проецируются портреты космонавтов, называются их имена.) Каких женщин – космонавтов вы знаете?
Чтец.
Мчатся ракеты к дальним мирам,
К подвигам сердце рвется...
Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
Тот цели свой добьется!
Н. Добронравов
Слайд 15
Сегодня работа в космосе — это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире.
Чтец.
Нашим ученым дороги ясны
Будут в космической мгле,
Но эти дороги затем лишь нужны,
Чтоб лучше жилось на Земле.
Но быть космонавтом- это не только почётно, это и очень трудно.
Каким надо быть?
Надо быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, отзывчивым, надо много знать, тогда тебя будут уважать и любить.
Юрий Гагарин воспитывал у себя эти качества с самого детства.
В космонавты всех подряд,
Брать, конечно, не хотят.
Там берут здоровых, смелых,
Сильных, умных и умелых.
Космос — это вам не шутки,
Все расписаны минутки.
Расписанье очень строго
И веселья никакого.
-Если спросить наших космонавтов, с чего начиналась дорога в космос, непременно услышишь ответ: «С мечты».
-. Мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.
- Ребята! А вы хотите побывать в космосе? (Да.)
Игра- путешествие
Слайд 16
Я предлагаю вам помечтать, представить себя космонавтами и побывать в Космическом путешествии
17Слайд
Сначала предлагаю проложить курс полета. Посмотрите внимательно на звёздное небо..
Курс у нас будет такой: Земля, Луна, Венера, Марс, Земля.
Итак: Курс проложен, путь проверен.
Слайд 18
В путь мы сегодня отправимся на 2-х космических кораблях.
Первое задание Вам нужно собрать ракеты. Выложить название кораблей.
Второе задание: В космосе каждый космический объект должен иметь опознавательные знаки, т. е. на обшивке кораблей обязательно находятся флаги государств, которому принадлежит это судно. Мы с вами жители какой страны, или какого государства? (Россия). Поэтому на вашем корабле должен быть изображён Российский флаг. Я даю каждой команде по 3 цветных полоски.). Дети выполняют задание. Молодцы, справились с заданием.
Приготовиться к старту! Откиньтесь назад, прижмитесь к спинке стула, напрягите ноги и руки.
(К старту готовы).
1 ведущий: Контакт!
2 ведущий: Есть контакт!
1 ведущий: Зажигание!
2 ведущий: Есть зажигание!
1 ведущий: Система автоматического режима работает нормально?
2 ведущий: Нормально!
Вместе: Пять, четыре, три, два, один ... Пуск!..
(видеофильм в формате 3D «Полет в космосе»)
Ведущий 1: Внимание! Взлет корабля прошел по всем параметрам хорошо. Системы работают без отклонений
Слайд 19
Полёт
Слайд20
-Пока мы летим предлагаю, исполнить веселую и бодрую песню.
Дети исполняют песню «Звездный десант»
Слайд 21
- Внимание, Наш космический корабль подлетает к Луне.- Внимание! Внимание! Мы прилунились. Ой, нас что – то укачало!
Предлагаю вам зарядку на внимание.
Скажите, пожалуйста, что такое луна? (Это спутник Земли.)
Луна имеет форму шара. Она меньше Земли в 4 раза. Температура днём – до
+ 120˚С, ночью – до – 160˚С. Луна не светится сама, она как зеркало отражает падающие на неё солнечные лучи.
Слайд 22
- Дети, поверхность Луны состоит из кратеров больших и маленьких. Давайте проведем небольшой эксперимент и посмотрим, как они выглядят.
Эксперимент «Лунные кратеры».
В чашку или тарелку насыпать горку муки. Бросаем туда пластилиновый шарик на верёвочке. Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера.
Ребята, почему образовался кратер? (Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер). Это происходит потому, что Луна не защищена атмосферой и об неё с огромной скоростью ударяются все космические обломки.
Слайд 23
Солнечная система — это семья, в которой живет и наша планета Земля. В центре ее раскаленный газовый шар — это Солнце. Температура на поверхности + 6000°С..
Сколько планет вращается вокруг Солнца?
Слайд 24-32
Отгадайте загадки.
Слайд 33
- Смотрите ребята, к нам движется неопознанный объект. Если это Луна, то к нам движется Луноход. Он везёт нам какое – то послание.
- Это сигнал бедствия. СОС! Нужно расшифровать это послание. Только вы со своими капитанами сможете это сделать. Каждой букве соответствует цифра. Сложите цифры по – порядку, и мы поймём, что случилось.
Дети выкладывают фразы.
Слайд 34
ПОМОГИТЕ! КАТАСТРОФА! НАС ЗАВАЛИЛО МУСОРОМ!
- Хорошо, что планета Земля защищена атмосферой. Если даже и залетает к нам мусор, он сгорает в атмосфере.
Вы готовы помочь? (Да)
- Летим на планету Венера. Ведь именно оттуда пришло тревожное сообщение. Займите места в своих космолётах.
Слайд 35
- Привенерились. Выходим из космических кораблей. Посмотрите, всю планету завалило мусором. Нужно его убрать.
Я вам раздам перчатки. Каждой команде поставлю по коробке и посмотрим, чья команда быстрее соберёт.
Космонавтам тоже не легко в открытом космосе разные мелкие предметы брать в своих специальных перчатках!!!
Слайд 36
Самая прекрасная и самая близкая к Земле из планет - Венера - тысячелетия приковывает взгляды человека к себе. Недаром она носит имя богини любви.
Что может еще рассказать Паша
Венера вторая от солнца и самая горячая планета в Солнечной системе. Температура на планете, достигает почти 480 градусов по Цельсию..В ее атмосфере бушуют штормы и бьют молнии. Планета полна загадок и чудес.
Слайд 38
Какая нас ждёт планета? Марс.
Слайд 38 Полет
Ребенок читает стихотворение: Марс.
Марс- таинственная планета.
Она по размерам чуть больше Луны,
Из-за кроваво- красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
Все великие полководцы считали Марс своим покровителем и надеялись на его помощь в сражениях.
Марс известен как Красная планета. Красный цвет поверхности Марса обусловлен минералами железа, которые окисляют почву. На Марсе находится самая большая в Солнечной системе гора. Так как ученые считают, что когда-то на Марсе была вода, можно предположить, что когда-то здесь существовали живые организмы. Жидкую воду и следы возможной жизни сейчас ищут на Марсе марсоходы.
Слайд 39
Конкурс «Проверь состояние здоровья»
Сейчас мы проверим здоровье наших космонавтов
От каждого экипажа выходят по 1 мальчику и по 1 девочке. По сигналу ведущего мальчик надувает шар, девочка помогает его завязать. Затем необходимо быстро связать все нитки от шаров. Один из игроков команды, которая быстрее справилась с заданием, поднимает связку шаров над головой.
Слайд 40
- Ну что ребята , пора нам возвращаться на нашу красавицу Землю. Займите места в своих ракетах
Внимание! Всем приготовиться к спуску!
Дети. Есть приготовиться к спуску! Начинаем обратный отсчет: 5,4,…
Т.А
Пока мы летим на родную планету
Слайд 41
Предлагаю поиграть в игру и закрепить свои знания о космосе.
(дети поют песню).
Слайд 42
Кончен путь! Приземлилась ракета!
Перед нами леса и поля….
Здравствуй, наша родная планета!
Все дети: Здравствуй, наша родная страна!
- Вот мы на родной нашей планете. Можно немного расслабиться.
Когда последний закруглён виток.
Так хорошо сойти на Землю снова.
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Полёт закончен. Все мы любим нашу планету. Гордимся нашей великой страной, которая называется Россией. Гордимся людьми, которые прославили Россию, отдав всю свою жизнь изучению космоса.
Это Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королёв и конечно же Юрий Алексеевич Гагарин. Скоро вы вырастите. и я не сомневаюсь, что кто то станет известным конструктором или космонавтом и полетит в космос.
Сегодня вы с полётом справились. Молодцы.
Слайд 43
Я хочу наше космическое путешествие завершить словами космонавта Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее». Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта! Исследования в космосе не должны вредить природе и людям. Космос должен быть мирным. Все исследования, которые проводятся космонавтами разных стран на борту кораблей, вся работа осуществляется во имя того, чтобы люди на Земле жили лучше, чтобы был мир».
Заключительная часть
Слайд 44
-А в конце нашего занятия, я хотела узнать, кому из вас понравилось занятие. У вас лежат заработанные звезды разного цвета. Поднимите звезду, которая соответствует вашему настроению. Если вам был интересно прикрепите желтую звезду, если нет синюю
я хочу подарить вам раскраски с макетами космических кораблей и космической техники будущего.