Барагузин Любовь Васильевна
учитель
МАОУ "Адаптивная школа-интернат "Ступени" г. Перми
Аннотация: В статье представлены игровые приёмы, применяемые в обучении детей с умеренной умственной отсталостью для развития речи.
Проявление интереса к уроку обучающихся с умеренной умственной отсталостью можно добиться путём применения новых, современных, или как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении. На своих уроках я успешно применяю многие из известных на данный момент нововведений, одним из которых является игра.
Положительные эмоции, которые возникают у ребёнка с умеренной умственной отсталостью во время игры, активизируют деятельность ученика.
Предлагаю вашему вниманию игровые задания и упражнения, созданных на основе «Кругов Луллия». Игровые пособия могут использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Круги Луллия – одно из средств развития речи у детей с умеренной умственной отсталостью.
Работа с «Речевыми кругами Луллия» ведётся:
· на уроках по развитию речи
· игровой деятельности вне занятий
· в самостоятельной деятельности детей
Игры на развитие связной речи.
Цель игр:
· совершенствование навыка речевого общения, правильного построения предложений
· закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания
· формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности
Игровые круги по разным лексическим темам:
«Что растет на дереве?»
«Что растёт на грядке?»
«Какие животные живут в жарких странах?»
«Кто живёт в лесу?»
«Кто живёт на ферме?»
«Кто это? Что это?»
Пособие состоит из двух кругов, которые соединяются по середине и крутятся.
Детям задаются вопросы, например по теме «Что растет на грядке?» Ребёнок крутит круг и учится отвечать полным ответом, например. На грядке растет чеснок и т.д. Далее задаем вопрос, какого цвета он, какой на вкус.
С играми по составлению предложений «Кто что делает», очень хорошо работают дети с умеренной умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
Например:
«Что надевает Маша?»
«Что купила девочка в магазине?»
«Что кушает мальчик?»
Такие игровые пособия можно разработать по разным темам для уроков развития речи.
Игры с фонариком
Автором «Игр с фонариком» является Коняхина Наталья Анатольевна город Обнинск, которая и дала мне идею разработки разных игр «с фонариком» для уроков развития речи. Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с таким вниманием реагируют на эту игру. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.
Например, игра «Съедобное, несъедобное»
Цель игры: развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, быстроту мышления. Научить детей за короткое время делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное.
Правила игры: Дети полетели на отдых, в аэропорту не пропускают чемоданы с пищей, нужно взять картинку с чемоданом, просветить ее фонариком и определить, какой предмет находится в чемодане (съедобный или не съедобный) можно ли нам взять его с собой.
Использование данных игровых приёмов на уроках у обучающихся с умеренной умственной отсталостью повышается мотивация к учебной деятельности, данные приёмы способствуют развитию связной речи у данной категории детей.
учитель
МАОУ "Адаптивная школа-интернат "Ступени" г. Перми
Аннотация: В статье представлены игровые приёмы, применяемые в обучении детей с умеренной умственной отсталостью для развития речи.
Проявление интереса к уроку обучающихся с умеренной умственной отсталостью можно добиться путём применения новых, современных, или как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении. На своих уроках я успешно применяю многие из известных на данный момент нововведений, одним из которых является игра.
Положительные эмоции, которые возникают у ребёнка с умеренной умственной отсталостью во время игры, активизируют деятельность ученика.
Предлагаю вашему вниманию игровые задания и упражнения, созданных на основе «Кругов Луллия». Игровые пособия могут использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Круги Луллия – одно из средств развития речи у детей с умеренной умственной отсталостью.
Работа с «Речевыми кругами Луллия» ведётся:
· на уроках по развитию речи
· игровой деятельности вне занятий
· в самостоятельной деятельности детей
Игры на развитие связной речи.
Цель игр:
· совершенствование навыка речевого общения, правильного построения предложений
· закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания
· формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности
Игровые круги по разным лексическим темам:
«Что растет на дереве?»
«Что растёт на грядке?»
«Какие животные живут в жарких странах?»
«Кто живёт в лесу?»
«Кто живёт на ферме?»
«Кто это? Что это?»
Пособие состоит из двух кругов, которые соединяются по середине и крутятся.
Детям задаются вопросы, например по теме «Что растет на грядке?» Ребёнок крутит круг и учится отвечать полным ответом, например. На грядке растет чеснок и т.д. Далее задаем вопрос, какого цвета он, какой на вкус.
С играми по составлению предложений «Кто что делает», очень хорошо работают дети с умеренной умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
Например:
«Что надевает Маша?»
«Что купила девочка в магазине?»
«Что кушает мальчик?»
Такие игровые пособия можно разработать по разным темам для уроков развития речи.
Игры с фонариком
Автором «Игр с фонариком» является Коняхина Наталья Анатольевна город Обнинск, которая и дала мне идею разработки разных игр «с фонариком» для уроков развития речи. Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с таким вниманием реагируют на эту игру. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.
Например, игра «Съедобное, несъедобное»
Цель игры: развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, быстроту мышления. Научить детей за короткое время делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное.
Правила игры: Дети полетели на отдых, в аэропорту не пропускают чемоданы с пищей, нужно взять картинку с чемоданом, просветить ее фонариком и определить, какой предмет находится в чемодане (съедобный или не съедобный) можно ли нам взять его с собой.
Использование данных игровых приёмов на уроках у обучающихся с умеренной умственной отсталостью повышается мотивация к учебной деятельности, данные приёмы способствуют развитию связной речи у данной категории детей.