Конференции
Март 2023

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ НА УРОКАХ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Барагузин Любовь Васильевна
учитель
МАОУ "Адаптивная школа-интернат "Ступени" г. Перми

Аннотация: В статье представлены игровые приёмы, применяемые в обучении детей с умеренной умственной отсталостью для развития речи.

Проявление интереса к уроку обучающихся с умеренной умственной отсталостью можно добиться путём применения новых, современных, или как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении. На своих уроках я успешно применяю многие из известных на данный момент нововведений, одним из которых является игра.

Положительные эмоции, которые возникают у ребёнка с умеренной умственной отсталостью во время игры, активизируют деятельность ученика.

Предлагаю вашему вниманию игровые задания и упражнения, созданных на основе «Кругов Луллия». Игровые пособия могут использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Круги Луллия – одно из средств развития речи у детей с умеренной умственной отсталостью.

Работа с «Речевыми кругами Луллия» ведётся:

· на уроках по развитию речи

· игровой деятельности вне занятий

· в самостоятельной деятельности детей

Игры на развитие связной речи.

Цель игр:

· совершенствование навыка речевого общения, правильного построения предложений

· закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания

· формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности

Игровые круги по разным лексическим темам:

«Что растет на дереве?»

«Что растёт на грядке?»

«Какие животные живут в жарких странах?»

«Кто живёт в лесу?»

«Кто живёт на ферме?»

«Кто это? Что это?»

Пособие состоит из двух кругов, которые соединяются по середине и крутятся.

Детям задаются вопросы, например по теме «Что растет на грядке?» Ребёнок крутит круг и учится отвечать полным ответом, например. На грядке растет чеснок и т.д. Далее задаем вопрос, какого цвета он, какой на вкус.



С играми по составлению предложений «Кто что делает», очень хорошо работают дети с умеренной умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.

Например:

«Что надевает Маша?»

«Что купила девочка в магазине?»

«Что кушает мальчик?»



Такие игровые пособия можно разработать по разным темам для уроков развития речи.

Игры с фонариком

Автором «Игр с фонариком» является Коняхина Наталья Анатольевна город Обнинск, которая и дала мне идею разработки разных игр «с фонариком» для уроков развития речи. Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с таким вниманием реагируют на эту игру. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.

Например, игра «Съедобное, несъедобное»

Цель игры: развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, быстроту мышления. Научить детей за короткое время делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное.

Правила игры: Дети полетели на отдых, в аэропорту не пропускают чемоданы с пищей, нужно взять картинку с чемоданом, просветить ее фонариком и определить, какой предмет находится в чемодане (съедобный или не съедобный) можно ли нам взять его с собой.



Использование данных игровых приёмов на уроках у обучающихся с умеренной умственной отсталостью повышается мотивация к учебной деятельности, данные приёмы способствуют развитию связной речи у данной категории детей.