Публикации
2024-11-21 10:33

Формирование семейных ценностей, традиций в ДОУ

Формирование семейных ценностей, традиций в ДОУ

В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.

В настоящее время действуют социально-экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой – к ослаблению воспитательной, что негативно влияет и на семью, и на общество в целом.

Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие и многое другое.

Проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».

Формировать у дошкольников семейные ценности на наш взгляд возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение нашей проблемы.

Взаимодействие воспитателей с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. У детей старшего дошкольного возраста необходимо побуждать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, исторических, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.

Действующий ФГОС дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.

Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций.

Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.