Конференции
Февраль 2023

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Новикова Татьяна Александровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ», Мытищи

За последние десятилетия в образовании произошли кардинальные изменения.

Согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Прямым гарантом права ребенка с ограниченными возможностями здоровья на школьное обучение выступает Закон «Об образовании» (ст. 5, п. 6; ст. 50, п. 10).

Для детей с ограниченными возможностями здоровья органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Обязательным условием при этом является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.

Дети с нарушениями психического развития обучаются в специальных (коррекционных) школах (классах) VIII вида, где обучение ведется по специальным программам на основе специального образовательного стандарта. Большое внимание уделяется воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами – выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности и применении современных технологий обучения. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

Русский язык – одни из самых сложных общеобразовательных предметов.

Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной, готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть.

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые дадут мощный импульс в развитии обучающегося, повысят его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией. А для этого необходимо применение педагогом на уроках русского языка разнообразных форм и методов обучения.

Я работаю в Специальной коррекционной школе для детей с ОВЗ, где каждый ребенок требует индивидуального подхода в обучении. От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний умений - навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.

Я считаю, что для достижения наилучших результатов возникает необходимость применения на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида современных технологий обучения.

Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности по сохранению здоровья учащихся.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на две основные группы:

- Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья уч-ся и учителя.

- Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

К технологиям организации учебного процесса относятся психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:

1.Снятие эмоционального напряжения:

(Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, тренажёров, использование пословиц, введение в урок отдельных отступлений позволяют снять напряжение, способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

2. Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит к более качественному усвоению знаний, и как следствие к более высоким результатам.

3. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Это создание не только психологических и гигиенических условий для организации учебной деятельности, но и профилактики различных заболеваний, а также пропаганда здорового образа жизни.

4. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

Это технологии дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

5. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д.Сонькина – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания):

- рациональная организация учебного процесса (соответствие с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

- необходимый, достаточный и рациональный организованный двигательный режим.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения.

Цель применения здоровьесберегающих технологий:

Сбережение здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни; выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.

Для решения этих задач я использую здоровьесберегающие технологии: стимулирующие (создание ситуации успеха); профилактические, компенсаторнонейтрализующие (физминутки).

Соблюдение условий здоровьесбережения является необходимым при проведении уроков в коррекционной школе VIII вида, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, но и на сохранность их психического состояния и развитие и коррекцию высших психических функций.

Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения физкультминутки провожу примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса, иногда в конце урока). Кроме этого, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за чередованием видов деятельности в течение урока.

Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, иногда с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю:

Ø упражнения для формирования правильной осанки;

Ø упражнения для укрепления зрения;

Ø упражнения для укрепления мышц кистей рук;

Ø упражнения для укрепления «мышечного корсета»;

Ø упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Физкультминутки – естественный элемент урока коррекционной школы, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в урок. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

Проводя уроки русского языка и чтения, соблюдаю требования включения оздоровительного компонента в содержании учебных предметов.

1. Гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональное освещение класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей. Отмечу, что утомляемость школьников и риск психологических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

2. Психологический настрой на урок:

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, всё для вас!

Пожелаем вам удач.

За работу, в добрый час!

Весёлый апрель улыбнулся,

Запел, загалдел, заиграл. (Включается запись звуков природы – капель, журчание ручья, гомон птиц) и т.д.

3.Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы. Чередую виды учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия и др. - 4 – 7 видов за урок т.к. однообразность урока способствует утомлению школьников.

4.Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обращать внимание на их содержание и продолжительность, а также на эмоциональный климат во время проведения и наличие желания их выполнять. Они помогают снять усталость, оживляют урок, предупреждают нарушение осанки. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения внимания на другой вид деятельности. Использую различные виды физкультминуток.

Оздоровительно – гигиенические. Мы их выполняем как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ногами».

Физкультурно-спортивные. Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счёт. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определённой группы мышц. Сюда включаем бег, прыжки, приседания, ходьба на месте и по классу и т. д.

Подражательные. Показываю схематические изображения «человечков», выполняющих гимнастику, ученики повторяют движения. Использую мимические упражнения. На карточках нарисованы лица с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, смеющиеся, испуганные, удивлённые. Дети копируют. Здесь можно проявить свою фантазию и творчество.

Двигательно – речевые. Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения.

Утром встал гусак на лапки, (потянулись, руки вверх - вдох-выдох)

Приготовился к зарядке. (рывки рук перед грудью)

Повернулся влево, вправо, (повороты влево-вправо)

Приседанье сделал справно, (приседания)

Клювиком почистил пух, (наклоны головы влево-вправо)

Поскорей за парту – плюх! (присели)

Чаще всего провожу физпаузы в режиме работы урока.

«Найти слова». По классу размещаются слова, а ученикам даётся задание. Дети ходят по классу, выполняя задание.

Игра – соревнование. Какой ряд напишет больше слов на определённую букву алфавита. (Дети выбегают по очереди и пишут на доске)

«Профилактика и коррекция нарушений зрения. На каждом уроке стараюсь использовать упражнения для глаз с целью профилактики улучшения зрения. Упражнения выполняются сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях. Каждый раз по мере выполнения отдельных упражнений фиксируется взгляд на каком-нибудь предмете. Это способствует концентрации зрения. Использую гимнастику для глаз: «Вверх – вниз, влево – вправо». Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

«Круг». Следить за рукой учителя, выводящей круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

«Рисование носом», «Раскрашивание», «Часики» и другие.

Использую бумажные, электронные офтальмонатренажёры для профилактики зрительного напряжения.

Пальчиковая гимнастика. На уроках, особенно русского языка, большое внимание следует уделять развитию мелкой моторики рук. Ещё Иммануил Кант говорил: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Упражнения, направленные на работу кистей и пальцев рук, развивают речь, мышление ребёнка, в то же время, способствуя развитию самой кисти и пальцев рук. Упражнения для кистей рук способствуют оздоровлению всего организма. Их можно проводить с использованием разных предметов, таких как деревянные палочки, спички, очищенные от серы, карандаш, ручка. Эти упражнения снижают психическое напряжение, снимают утомляемость.

Упражнения для пальчиковой гимнастики

Упражнения могут:

– выполняться правой, левой рукой или обеими руками одновременно;

– быть статическими: удерживать пальцы в напряжении на счет до пяти – десяти, затем встряхнуть руками;

– быть динамическими: выполнять пальцами движения, имитирующие движения показываемого живого или неживого предмета.

Формы организации деятельности учащихся на уроках:

- работа в группах;

- работа в парах;

- фронтальный опрос с использованием игровых ситуаций.

Элементы игры можно использовать также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:

- хлопанье в ладоши;

- поднятие руки;

- сигнальные карточки различного цвета.

Объем домашнего задания и его сложность надо соизмерять с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому предлагаю учащимся разноуровневые задания.

С целью сохранения здоровья использую дидактический и раздаточный материал, имеющий здоровьесберегающую направленность, куда включаю упражнения на развитие:

- связной устной и письменной речи;

- орфографической зоркости;

- творческих способностей;

- а также материал информационного характера, направленный на формирование ЗОЖ.

К приёмам работы на уроках русского языка с целью сохранения здоровья можно отнести и нетрадиционные формы урока, которые формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, свойственные многим учащимся, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на ребят.

В коррекционной школе можно использовать следующие виды нетрадиционных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы); уроки-путешествия; уроки-фантазии; урок-сказка; урок-сюрприз; урок-отчет; урок-зачет, урок здоровья и т. д.

Для осуществления учебно-образовательного процесса на основании здоровьесберегающих технологий необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы (лат. princium – начало, основа, основное требование деятельности и поведению)

Для того чтобы отобрать принципы здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, были определены критерии отбора: принципы должны способствовать профилактике, диагностике и cохранности здоровья учащихся в учебном процессе.

Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

Общедидактические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий. Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» – одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Если философия образования отвечает на вопрос " зачем учить?", а содержание образования - "чему учить?", то педагогические технологии отвечают на вопрос "как учить?" С точки зрения здоровьесбережения, ответим: чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Литература:

-Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Издание 2-е. Методическое пособие.- М.: Издательство НЦ «ЭНАС», 2006.-192 с.

-Девяткова Т.А. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя».- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 304с.

-Использование новых информационных технологий в образовании /poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy-obrazova nii.html

-Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

-Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль образовательном процессе. /nfpk/mult/mult8.html

-Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии М.: НИИ школьных технологий, 2005 (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).